Файл: Самообразование как условие профессионального роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На третьей стадии цели и задачи педагог формулирует самостоятельно и обоснованно, при этом уровень саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих, профессионально значимых свойств личности; легко осуществляется планирование работы над собой. Все основные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, - выполняются автоматически, непринужденно.

Выводы по первой главе

Профессиональный рост педагога – непрерывная процедура выявления личностного потенциала, которая влияет на педагогическую деятельность в целом.

Преподаватель должен проявить заинтересованность в самосовершенствовании. Основными условиями для самосовершенствования педагогических навыков являются встречи со значимыми в педагогических кругах деятелями, которые продемонстрируют помощь в понимании и осмыслении того или иного вопроса, и помогут преодолеть профессиональные затруднения на педагогическом пути.

Также, большое значение в профессиональной подготовке преподавателя может сыграть и администрация общеобразовательного учебного заведения, которая придет вовремя на помощь и внимательно изучает работу молодого преподавателя.

Самообразование педагога будет продуктивным, если в процессе осуществляется потребность педагога к развитию и саморазвитию, если педагог осознаёт как позитивные, так и негативные стороны своей деятельности, а значит, открыт для изменений, если педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству, если осуществляет связь личностного и профессионального развития и саморазвития, и в конце концов, обладает способностью к рефлексии. Рефлексия – есть деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов.

  «Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель»,- писал Константин Дмитриевич Ушинский.

Глава 2. Организация процесса самообразования педагога.
Педагог  должен осознавать себя, как активный субъект модернизации образования и быть перспективой для развития ученика,  ведь только процесс развития, раскрытия себя, обогащение своих творческих потребностей, ведет к профессиональному саморазвитию. Для школьников  он  является наиболее значимым. Успешность обучения, психологическое благополучие зависит от стиля общения педагога. Психологи пришли к выводу, что авторитетные педагоги характеризуются такими качествами, как положительная внутренняя, личностная эмоционально окрашенная, мотивированная позиция по отношению к обучающимся: их интересы направлены на личность учащихся, они должны стремиться быть полезны им.

Без самообразования идея личностного и профессионального развития неосуществима,  так как перспективой развития общества является изменение деятельности в самодеятельность, развития в саморазвитие, образования в самообразование.

Организация процесса самообразования становится одной из ключевых задач руководителей школы, учитывая важность совершенствования кадрового потенциала, но самообразование педагога в школе чаще всего протекает стихийно и никем не организуется, тем более не контролируется. Нехватка методического сопровождения в самообразовании, в формировании профессиональной компетентности приводит к уменьшению мотивации к подобному роду деятельности.

Постоянно меняющиеся условия педагогического труда диктует необходимость самообразования педагога, а также потребности общества, эволюции науки и практики, все возрастающие требования к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность и умело решать новые сложные задачи.

Главными принципами самообразования являются взаимосвязь и преемственность, доступность, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность непрерывность, целенаправленность и единство общей и профессиональной культуры.

Существуют основные этапы технологии организации самообразования педагогов.

На первом этапе предусматривается создание настроя на самостоятельную работу, происходит выбор цели работы, который вытекает из научно методической темы школы. В итоге формируется осмысление последовательности своих действий.



На втором этапе преподаватель знакомится с методической литературой по выбранной проблеме образования.

На третьем этапе происходит накопление педагогических факторов, их анализ, проверка того, как работает новый метод на практике.

Организованное коллективное изучение и обсуждение прочитанной литературы следует на четвертом этапе. Происходит теоретическое изучение, осмысление и анализ накопленных педагогических факторов. Преподаватель посещает заседания методических объединений, посещает открытые мероприятия и иные коллективные формы работы.

На заключительном этапе преподаватель должен подвести итоги своей самостоятельной работы и оформить результаты. На этом этапе главным является подробное описание проведенной работы, анализ фактов, формирование общих выводов и определения перспектив на рабочем месте.

Такая система самообразовательной работы педагога предусматривает:

-    текущее и перспективное планирование;

-  подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации;

-  овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта;

- постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.

План самообразования учителя должен включать:

- перечень литературы, которую планируется изучить;

- формы самообразования;

- срок завершения работы;

- предполагаемые результаты.

Важно для педагога - умение грамотно работать с литературными источниками: составлять конспекты, делать выписки, поэтому материал, собранный в процессе работы необходимо разделять на маленькие темы, а информацию, собранную при работе важно сохранять в специальных тетрадях.

Особую роль играет участие администрации в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, а также в процессе разработки программы развития педагога, её реализации и результативности.  Администрация школы проводит привлечение специалистов к сотрудничеству с педагогом, рационализация личного труда,  наставничество, создание условий для актуализации полученных знаний, опытно-экспериментальной, исследовательской работы.

Директору школы, как руководителю необходимо самому заниматься самообразованием. Результаты его работы, также как и результаты работы его заместителей, должны становиться достоянием членов педагогического коллектива, эффективно влиять на совершенствование управления школы в целом. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам.


В школьном методическом кабинете формируется банк материалов: списки литературы, рекомендованной для самостоятельной работы; материалы передового педагогического опыта.

По научно-исследовательской деятельности, самообразовательная работа ведет к выработке рефлексивного мышления, происходит переход развития в саморегулируемую систему, у преподавателя возникает желание  постоянно учиться новому, именно это и свидетельствует о достижении высшего уровня самосовершенствования.

Основным показателем эффективности педагогического самообразования является качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.  

2.1 Курсы  повышения квалификации – важный этап в становлении профессионального роста педагога.

«Учитель живет, пока учится»,- говорил Ушинский К.Д.

Утверждение К. Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение.

Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием». Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня. Долгосрочной программой развития образовательной системы является повышение квалификации педагогов - это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

•        эпизодичность прохождения курсов;

•        время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;

•        качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:


•        возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

Недостатки:

•        нехватка у педагогов свободного времени;

•        дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

•        возможность пройти их в удобное для педагогов время;

•        возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

•        чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

•        научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

•        посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

•        участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

•        посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

•        теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.

Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

•        использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

•        самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

•        освоение информационных концепций, знаний и навыков;

•        наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

•        обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

•        методическая помощь является персональной и адресной;

•        попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

Вопрос повышения профессиональной квалификации преподавателя, как специалиста, является основным в области системы образования. Вырабатываются разные подходы к решению проблемы постоянного обучения преподавателей, созданию условий для их самостоятельной работы, а также получению современных знаний в области педагогики, психологи, информационных технологий, вопросах общекультурной подготовки. Важно отметить, что необходимо использовать и такую форму организации, которая, с одной стороны, стимулировала бы его развитие, и, с другой стороны, отвечала бы интересам большинства педагогов.