ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 213
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
Вопросы:
– Что такое речь?
– Какие виды речи вы знаете?
Ответы учащихся.
Учитель. Сегодня мы узнаем, из чего состоит наша речь. И научимся записывать ее при помощи схем.
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Слово учителя. Наша речь состоит из предложений. В каждом предложении выражена определенная мысль. Например: Ученик рисует на доске домик.
Приведите примеры своих предложений.
Варианты ответов детей.
– Между предложениями делается остановка (пауза).
Я вам прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений.
У Алеши был еж. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. (4 предложения.)
– Каждое предложение можно записать, обозначить схемой. Тогда легче определить, сколько названо предложений.
На доске учитель изображает такую схему:
– Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской или линией слева, а конец предложения обозначен точкой справа от полосы или линии.
Я еще раз прочитаю рассказ «Про ежа», и мы с вами попробуем записать его при помощи схем.
Учитель читает рассказ, делая паузы между предложениями, выстраивая схемы предложений:
Вывод: в этом рассказе 4 предложения.
IV. Закрепление пройденного материала.
Выполнение упражнения по определению количества предложений в тексте – на слух.
Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок.
Учитель повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, а вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений. Для этого он последовательно выставляет заранее заготовленные карточки со схемами. Учащиеся определяют, что в этом рассказе три предложения. Соответственно выставлены три карточки.
Одновременно все ученики выполняют аналогичную работу, вычерчивая в тетрадях
схемы:
Физкультминутка
V. Актуализация опорных знаний.
Работа по учебнику: с. 8.
Вопрос:
– Герои какой сказки изображены на странице? («Теремок».)
▲ Чтение учителем сказки «Теремок».
ТЕРЕМОК
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, мышка-норушка! А ты кто?
– А я лягушка-квакушка!
– Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик.
Остановился и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
– А я зайчик-побегайчик.
– Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик. А ты кто?
– А я лисичка-сестричка.
– Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка. А ты кто?
– А я волчок – серый бочок.
– Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
– Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка.
– Я, волчок – серый бочок. А ты кто?
– А я медведь косолапый.
– Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит:
– Я лучше у вас на крыше буду жить.
– Да ты нас раздавишь!
– Нет, не раздавлю.
– Ну так полезай.
Влез медведь на крышу и только уселся – трах! – раздавил теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить:
мышка-норушка,
лягушка-квакушка,
зайчик-побегайчик,
лисичка-сестричка,
волчок – серый бочок.
Все целы и невредимы. Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
■ Творческая работа учащихся. Театрализация сказки «Теремок».
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 8.
Логическое упражнение.
Дети называют каждый предмет, изображенный в нижней части страницы, в отдельности, а потом общим словом – «инструменты».
Вопрос:
– Какие еще инструменты вы знаете?
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 4. слог.
Цели: научить учащихся делить слова на слоги; развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, математика.
Ресурсы:
учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения?
– Приведите примеры слов.
Варианты ответов детей.
– Посмотрите, что я сейчас сделаю.
Учитель чертит на доске полоску, обозначающую слово, а затем делит ее на части.
– Чем мы займемся сегодня на уроке? (Мы будем делить слова на части.)
– Эти части называются слоги.
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
На доске вывешивается рисунок с изображением лисы.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Кто изображен на рисунке? (Лиса.)
– Скажем хором слово лиса.
– Послушайте, как я произношу это слово: ли-са. Произнесите так же.
– Сколько частей в этом слове вы услышали? (Две.)
– Я покажу, что в этом слове две части.
Учитель чертит полоску, обозначающую слово, и посередине пересекает ее небольшой вертикальной черточкой.
– Вы видите, что в этом слове две части. Я буду вести указкой по каждой части схемы, а вы хором будете произносить слово по этим частям.
Примечание. Задание можно адресовать и отдельным ученикам.
На доске вывешивается рисунок с изображением белки.
– Кто здесь изображен? (Белка.)
– Скажите это слово хором. Как мы это сказали – сразу или нет?
– Правильно, мы сделали небольшую остановку и слово белка произнесли за два раза: бел-ка. Значит, в этом слове имеются две части. Какая первая? (бел-.) Какая вторая? (-ка.)
– Части, на которые делятся слова при их произнесении, называются слогами. Скажите хором слово слоги.
К рисунку с изображением белки чертится на доске схема:
.
– Почему под рисунками, на которых изображены лиса и белка, одинаковые схемы? (Это схемы слов, состоящих из двух слогов
.)
Физкультминутка
IV. Закрепление пройденного материала.
Вопросы:
– Сколько слогов в словах:
мама, книга, машина, шарик, собака, кот, цветы, трава, барабан, море?
– Посчитайте, сколько слогов в вашем имени.
Работа по учебнику: с. 11.
■ Развитие связной речи учащихся.
Дети вспоминают содержание сказки «Колобок».
Физкультминутка
Учитель. Послушайте, как изложил в стихах сказку «Колобок» писатель Л. Поляк.
▲ Чтение учителем сказки «Колобок».
КОЛОБОК
Жил старик с своей старушкой
В маленькой лесной избушке.
Попросил однажды дед:
– Испеки-ка на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно.
По сусеку помела
Крылышком старушка.
Горсти две муки нашла –
Больше-то не нужно.
Соль добавила, песок,
Ложки две сметаны.
Славный вышел Колобок,
Пышный да румяный.
– Погоди-ка, дед, чуток.
Пусть остынет Колобок!
Непоседе-Колобку
Стыть бы на окошке.
Но решил он: «Убегу!
Разомнусь немножко!»
Прыг с окошка – и в лесок.
Вот ведь шалунишка!
На тропинке Колобок
Повстречал зайчишку.
– Я полакомлюсь тобой!
Я с утра не кушал.
– Что ты?! Погоди, косой!
Песенку послушай:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Велика зайчишке честь –
Колобок румяный съесть!
Прикатился по дороге
Волку серому под ноги.
Облизнулся серый волк –
В колобках он знает толк...
– Как ты кстати, Колобок!
Я голодный очень.
Съем-ка я тебя, дружок, –
Буду сыт до ночи!
– Что ты, что ты, серый волк?!
Ты меня не кушай!
Сядь-ка лучше на пенек,
Песенку послушай:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Обманул зайчишку славно,
От тебя уйду подавно!
Вдруг навстречу сам Потапыч.
Зарычал он, поднял лапу.
– Подойди-ка, Колобок!
Я перекушу чуток!
– Что ты, что ты, косолапый?!
Опусти свою ты лапу...
Лучше песенку мою
Ты послушай, я спою:
Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
Убежал от зайца я
И от злого волка.
И, Топтыгин, от тебя
Мне уйти недолго!
Покатился кувырком
Через чащу прямиком...
Долго ль, коротко ль катился –
На опушке очутился.
Как беде тут не случиться,
Коли хитрая лисица
На опушке той сидела,
Рыжий хвост на солнце грела.
– Как пригож ты, Колобок!
Как румян да весел!
Говорят, что ты, дружок,
Знаешь много песен...
– Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
От медведя я ушел
И от волка с зайцем,
И лисе за Колобком
Тоже не угнаться.
Колобок ей песню спел,
Укатиться прочь хотел.
Но надумала лисица
Глуховатой притвориться:
– Глуховата я чуток...
Ближе подойди, дружок.
Сядь ко мне ты на носок,
Громче спой еще разок.
– Колобок я, непоседа,
Испекли меня для деда,
На сметанке я мешен,
На окошке я стужен.
Я ушел от стариков,
Прыг с окна – и был таков!
От медведя я ушел
И от волка с зайцем,
И лисе за Колобком
Тоже не угнаться.
Ту же песню Колобок
Громче спел еще разок.
Но хитрющая плутовка
Снова притворилась ловко:
– Ах, поешь ты так чудесно!
Не расслышала я песню...
Сядь ко мне на язычок
И в последний спой разок!
Простодушный Колобок
Прыг лисе на язычок...
Глупый! Разве ж это дело?!
А лисица – гам! – и съела...
Чтобы лисам хитрым, злым
Не попасться в сети,
В лес нельзя ходить одним,
Дорогие дети!!!