ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
■ Творческая работа учащихся. Дети рисуют Колобка. (Можно под музыку.)
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 5. ударение.
Цели: формировать навык правильно ставить в словах ударение; развивать речь учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, математика.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Вопросы:
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения?
Работа по учебнику: с. 12.
1) Составление рассказа по сюжетному рисунку.
Вопросы:
– Куда приехали дети?
– Что они там делают?
– Кто с ними был?
– Кто их встретил? Как?
2) Составление предложений по схемам:
– Составьте предложение из трех слов о мальчике. (Мальчик несет машину.)
– О девочке. (Девочка несет куклу.)
– О папе. (Папа открыл багажник.)
Составленные предложения соотносятся со схемами и анализируются учащимися по вопросам:
– Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?
Физкультминутка
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
• Работа с учащимися.
Учитель (показывает рисунок мальчика). К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя.
Выбирается одно из предложенных детьми имен, например Вася; с этим словом проводится работа.
– Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог. (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.)
– Какой же это слог? (Первый: Ва.)
– Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный.
– Посмотрите на схему этого слова:
Сколько в ней выделено частей? (Две.)
– Над какой из них сверху косая черточка? (Над первой.)
– Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно? (Первая.)
– Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
IV. Формирование практических умений.
Работа по учебнику: с. 11.
Вопросы:
– Назовите, кто нарисован в нижней части страницы?
– На какие две группы можно разбить нарисованных животных? (Птицы и звери.)
– Назовите только птиц. (Чайка, ворона, гусь.)
– Назовите зверей. (Белка, волк, лиса.)
Учащиеся устанавливают слоговой состав слов, ставят ударение.
Учитель. При определении ударения в словах следует воспользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к верно произнесенному слову, чтобы нейтрализовать неверное звучание слова, например:
– Лиса. Произнесите с ударением на первом слоге. (Лúса.)
– Так говорят? (Нет.)
– Как сказать правильно? (Лисá.)
Вывод: в слове бывает только одно ударение независимо от того, сколько в нем слогов; очень важно правильно и быстро определять ударение в словах; если ударение поставить неверно, то слово просто трудно узнать; нельзя понять, что оно обозначает.
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 12.
Соотнесение слов и схем.
По предметным рисункам дети произносят четыре слова (машина, газета, кубики, картина) и соотносят их с двумя схемами, особое внимание обращая не только на слоговой состав, но и на место ударения.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 6. звуки в ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И В РЕЧИ.
Цели: развивать умение делить слова на слоги; правильно ставить ударение; осмысленно произносить звуки.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, математика.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
На доске чертится схема:
Вопрос-задание:
– Подберите слова к данной схеме.
Варианты ответов детей: стена, диван, тетрадь, ковёр, футбол и т. д.
Примечание. Ответы учащихся анализируются.
Физкультминутка
■ Развитие речи учащихся. Составление рассказа по сюжетной картинке в учебнике.
Работа по учебнику: с. 14.
Вопросы:
– Что вы видите на верхней картинке?
– В какие игры играют мальчики?
– Что вы видите на нижней картинке?
– Что делает папа?
– Что делает девочка в зеленом платье?
– Что делает девочка в красном платье?
– Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу? (Звук [a].)
– Когда еще так говорят? (На приёме у врача. Когда что-либо вспомнят, когда обрадуются и т. д.)
III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Постановка целей и задач урока.
Вывод: звуки мы произносим и слышим.
Работа по учебнику: с. 15.
Составление предложений по схеме.
– Сколько слов в предложении? (Три.)
– Ответьте на вопросы, опираясь на схему предложения.
Вопросы:
– Как жужжат пчелы? (Пчелы жужжат: ж–ж–ж.)
– Как звенят комарики? (Комарики звенят: з–з–з.)
– Как шипит воздух? (Воздух шипит: ш–ш–ш.)
– Как рычит собака? (Собака рычит: р–р–р.)
Слово учителя. Обратите внимание: на схеме предложения отдельный звук изображается в виде квадратика.
Физкультминутка
IV. Закрепление пройденного материала.
Вопросы:
– Как шуршат листья под ногами? (Ш–ш–ш.)
– Как воет волк? (У–у–у.)
– Как фыркает ёжик? (Ф–ф–ф.)
– Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике? (С–с–с.)
– Какой звук слышится, когда шипит масло в сковороде на огне? (Ш–ш–ш.)
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 7, 8. звуки в словах. СЛОГ-слияние.
Цели: дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, математика.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Вопрос:
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
■ Развитие связной речи учащихся.
Работа по учебнику: с. 16–17.
Вопросы:
– Что вы видите на картинке?
– Что делают дети?
– Что делают взрослые?
– Каких животных видите? Что они делают?
– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?
Физкультминутка
III. Формирование новых знаний, умений и навыков.
На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.
1. Звуко-буквенный анализ слова аист.
• Беседа с учащимися по вопросам:
– Давайте произнесем слово аист хором.
– Запишем схему этого слова:
– Сколько слогов в этом слове? (Два.)
– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?
Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод, что он состоит из одного звука.
– Произнесите второй слог. (-ист.)
– Сколько в нем звуков? (Три.)
– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)
– Какой первый звук? (иии.)
– Какой второй? (ссс.)
– Какой третий? (т.)
– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)
– Сколько в первом слоге? (Один.)
– Сколько во втором? (Три.)
Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.
– Какой слог ударный? (Первый.)
2. Представление о гласных и согласных звуках.
Учитель. Произнесите слово аист.
– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?
Варианты ответов детей.
– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными.
Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.
Постановка целей и задач урока.
● Работа со схемами.
Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.
На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].
Физкультминутка
3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.
Вопросы по картинке: с. 16–17.
– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)
– Произнесите первый звук. ([и].)
– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)
– Посчитайте, сколько слогов в слове ива? (Два.)
– Произнесите второй слог. (-ва.)
– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)
– Какой гласный? (Звук [a].)
Слово учителя. В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:
При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.
Примечание. Аналогичная работа проводится со словом осы.
Физкультминутка
IV. Закрепление пройденного материала.
Работа по учебнику: с. 16.
1) Анализ слова куры.
Вопросы и задания:
– Кто это? (Куры.)
– Сколько слогов в слове куры? (Два.)
– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.
– Произнесите первый слог. (Ку-.)
– Что можете о нем сказать? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.)
– Произнесите второй слог. (-ры.)
– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.)
– Составим схему данного слова:
– Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)
– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.
2) Аналогичная работа проводится со словом гуси.
Вопрос:
– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)
3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).
Вопрос и задание:
– Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. (Сходство: все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 20
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
Спасибо за урок.
Урок 9. ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ.
Цели: развивать умение отличать гласные звуки от согласных; уметь слышать слияние согласного звука с гласным; развивать логическое мышление; умение делить слова на слоги.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные (способность организовать свою деятельность):
1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
3.Адекватно оценивать свои достижения;
4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Познавательные (искать, получать и использовать информацию):
1.Осознавать познавательную информацию;
2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;
3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;
7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
Коммуникативные:
2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Межпредметные связи: ИЗО, математика.
Ресурсы: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Постановка целей и задач урока.
■ Развитие речи учащихся.
Скороговорка: Слишком много ножек у сороконожек.
● Игра «Какое слово задумано?».
Выставляется схема:
Учитель предлагает отгадать по этой схеме, какое слово он задумал.
Вопрос:
– Это название цветов? (Розы, маки.)
Учитель показывает картинки с изображением роз, маков.
– Еще одно слово – название посуды для цветов. (Ваза.)
Физкультминутка
● Игра «Кто это? Что это?».
Учитель показывает картинку с изображением кота.
Вопрос:
– Кто это? (Кот, кошка.)
Учитель. Правильный ответ поможет найти схема слова.
Работа по учебнику: с. 18.
1) Анализ слова кот.
Вопросы:
– Сколько слогов в слове кот? (Один.)
– Произнесите это слово. Какое слияние вы слышите? (ко-.)
– А каким звуком заканчивается слово кот? (Звуком [т].)
– Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)
– Почему? (Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.)
Вывод: в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука, согласный и гласный, слились, образовав слияние; третий звук, согласный, находится за пределами слияния.
– Произнесите все слово целиком. (Кот.)
– Посмотрите, как слово кот обозначено схемой:
2) Анализ слова мяч. (Аналогично.)
Физкультминутка
Работа по учебнику: с. 18–19.
Вопрос:
– Героев какой сказки вы видите на картинке? («Волк и семеро козлят».)
▲ Чтение учителем сказки «Волк и семеро козлят».
Волк и семеро козлят
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет – козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
– Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла – молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.
Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом: