Файл: Манн, иванов и фербер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 159

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Зачем запускать три больших проекта одновременно? В чем сакральный смысл
сего действа?! Вам, Федор, нужен не инвестор, а тормоз, желательно ручной.
Комментарий в блоге Федора
Слушая последние новости, Алексей почувствовал на мгновение, будто снова, как и в первые дни в Сыктыв- каре, оказался в другой реальности, в книжке. Он осознал, что в ней написана только пара первых глав. У него просто не хватило терпения дождаться кульминации.
Чтобы достичь хотя бы половины поставленных целей,
Федору предстоит еще много работы. Ему нужно научиться управлять пиццериями на расстоянии, сделать выдающийся по простоте и удобству сайт и автоматизировать интернет- заказы, полностью переделать колл-центр, усовершенствовать первоначальный рецепт теста, чтобы он стал недосягаемым для конкурентов, придумать, как заставить своенравных водителей-курьеров надеть додо-форму, разработать предло- жение для франчайзинга, найти первых партнеров и помочь им получить такие превосходные результаты, каких достиг он сам. А также решить еще добрую сотню задач, прежде чем хотя бы перейти к основному плану: завоеванию планеты и установлению мировой додо-диктатуры.
На этом пути Федора Овчинникова наверняка ждут новые ошибки и повторение старых — такова ведь жизнь, и такова природа человека. Но Алексей не сомневается, что герой так или иначе сделает то, что задумал.
На канале Discovery Мельников смотрел документальный сериал о великих изобретателях. Это были истории об увле- ченных людях, одержимых своими идеями. Они шли к своей цели наперекор обстоятельствам, никогда не сворачивали с пути и в итоге добивались своего. Все, что окружает нас в этом мире, создано благодаря таким людям, считает Алек- сей. И он убежден, что Федор Овчинников — из их числа.
«Я ему завидую, — говорит Мельников, закуривая свой
Parliament в столичной “Шоколаднице”, в которой мы встре- тились, чтобы поговорить обо всем, что случилось с ним

301
Ботаники делают бизнес.
Год спустя в Сыктывкаре — в этом странном городе, где нет даже
“Шоколадницы”, где каждый второй не ходит с айфоном и где солнце светит на людей словно из пивной бутылки, но где одному парню все же удалось найти свое счастье. —
Хочу, как Федор, иметь цель. И загореться так, чтобы не ду- мать ни о чем и переть вперед как танк. У меня цели нет.
И я не знаю, как ее найти».
Каким только бизнесом ни пытался заняться Алек- сей Мельников. Каждый раз что-то мешало. Ненадежный партнер, плохая идея, нехватка средств, недостаток знаний или личных качеств. Но он и сам понимает, что главная причина в другом: он просто не смог ничем загореться по- настоящему.
Миллионы людей в разных городах и странах могли бы быть счастливы. Но им, так же как и Алексею, не удается ничем увлечься. И в этом смысле история Федора Овчин- никова — настоящая история успеха. Какой бы финал ни ждал его.
Работая в пиццерии, Алексей Мельников однажды поймал себя на том, что скучает по футболу. При этом он никогда не считал себя заядлым фанатом. Просто время от времени смотрел матчи по телевизору и ходил на стади- он. Но тут, в чужом городе, сбитый с толку, разочарованный, измотанный и уставший, он крошил на терке эту проклятую моцареллу, а перед глазами мелькали «Лужники», голевые моменты, беснующаяся толпа. И захотелось обратно. В Мо- скву. На матч.
Прошло уже больше полугода с тех пор, как Алексей вер- нулся домой. На футбол он так и не сходил.
* * *


1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26

КАК НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО И НЕ ПРОГОРЕТЬ.
7 ЗАПОВЕДЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
ФЕДОРА ОВЧИННИКОВА
Ошибки неизбежны. Но это не значит, что стоит опускать руки. Вот семь заповедей начинающего предпринимателя, которые Федор Овчинников сформулировал, переосмыслив свой опыт и самые серьезные просчеты. Попробуйте, может у вас получится не повторить хотя бы некоторые.
Первая
Не оригинальничай
Начиная свое дело, многие стремятся затеять что-то необыч- ное, инновационное. Не надо. Желание оставить вмятину во Вселенной похвально, но обучать рынок и прививать людям новые привычки дорого, трудно и долго. Чтобы это делать, нужен немалый капитал. А еще опыт, который не- обходим, чтобы понять, что действительно жизнеспособно, а что лишь блажь и фантазии. Куда больше шансов добить- ся успеха, делая то же, что другие, но лучше. Простор для экспериментов огромен — сервис в России на удручающем уровне. Где-то долго обслуживают, цены высокие, а туале- ты грязные… Добейся хорошей цены, обслуживай быстро, не забывай драить сортиры — и рынок твой.
Вторая
Не ошибись, выбирая партнера
Построить бизнес в одиночку сложно, без инвестиций и ком- паньонов не обойтись. Но к партнерству надо относиться

303
Как начать свое дело и не прогореть.
7 заповедей предпринимателя
Федора Овчинникова осторожно. Какой бы потрясающей ни была идея бизнеса, ничего не получится, если партнеры не доверяют друг другу и каждый тянет одеяло на себя. Идеальные компаньоны раз- деляют общие ценности, умеют прислушиваться к чужому мнению и хорошо дополняют сильные стороны друг друга.
Но найти себе «пару» сложно, и поначалу часто возникает искушение закрыть глаза на сомнения: мир неидеален, все люди разные, а этот кандидат не худший на свете. Закон- чится плохо. При первых же проблемах в бизнесе начнутся конфликты, которые разрушат все предприятие.
Третья
Не начинай дело, не собрав команду
В любом бизнесе команда — главный актив. Никакая си- стема мотивации не переделает вороватого и апатичного бездельника в честного и исполнительного сотрудника. По- тому в хорошем бизнесе самое важное — хорошие люди. Это существеннее всего остального. Недостающие знания можно получить, а деньги добыть: в России инвестора с капиталом найти проще, чем менеджера с головой. На инвестиционное предложение в блоге откликнулись десять человек, на ва- кансию — ни одного. Поэтому, собравшись на завоевание мира, не забудь позвать с собой команду опытных и мотиви- рованных бойцов.
Четвертая
Не распыляйся
Когда что-то начинает получаться, появляется соблазн сде- лать что-то еще. Так много несовершенства вокруг, что хо- чется приступить к тотальному исправлению окружающей


304
действительности и запустить еще пару-другую перспек- тивных бизнесов, тем более что народная мудрость советует не класть все яйца в одну корзину. Но где вы видели хозяйку, которая носит яйца в разных сумках? Мечты о том, что мож- но что-то эдакое запустить, а потом нанять менеджера и он будет эффективно всем управлять, наивны. Чтобы добиться своего, надо стать лучшим в одном деле и долбить в одну точку. Это значит — вкладывать все время, деньги, силы и знания в один-единственный бизнес и пытаться довести его до совершенства. Этой задачи хватит на всю жизнь.
Пятая
Не беги впереди скоростного поезда
Хорошо иметь большие цели, но плохо спешить с их реали- зацией. Амбиции не должны подменять реальную оценку ситуации. Достаточно ли ресурсов, знаний, навыков для от- крытия новых точек, выхода на новые рынки, запуска новых направлений? Как правило, спешку порождает страх конку- ренции и желание использовать окно возможностей — будь то слабость конкурентов или благоприятная конъюнктура.
Но нельзя забывать, что плата за излишне быстрый рост мо- жет быть слишком велика — банкротство. Поэтому не прини- май скоропалительных решений, дай любой идее отлежаться.
Любой серьезный шаг должен быть взвешен и продуман.
Шестая
Не трать деньги на дребедень
Денег должно быть мало. Нужно, чтобы их чуть-чуть не хва- тало. Иначе ресурсы будут потрачены впустую: слишком комфортные условия расслабляют, а на старте это может

305
Как начать свое дело и не прогореть.
7 заповедей предпринимателя
Федора Овчинникова быть особенно губительно. Первое время особенно важно следить за издержками и рентабельностью. Если можно работать, не снимая офис, значит, о просторном кабинете и директорском кресле лучше не думать, пока журнал Forbes не включит тебя в рейтинг ста богатейших людей планеты.
Седьмая
Не презирай своих клиентов
Все знают, как говорил создатель Apple Стив Джобс: если бы он спрашивал людей, нужен ли им плеер без радио, дик- тофона и возможности свободно копировать файлы, он бы никогда не выпустил айпод. Но не стоит слишком увлекать- ся мифами. Если ты не Стив Джобс, то презрение к людям и их истинным потребностям, скорее всего, приведет тебя к краху. Даже если тебе не нравятся вкусы твоих клиентов, стоит им угождать. Если ты, конечно, хочешь, чтобы за это они тебе платили деньги, а не наоборот.


Послесловие
После выхода книги «И ботаники делают бизнес» я полу- чил множество писем. Писали совершенно разные люди.
Опытные бизнесмены и начинающие предприниматели.
Они видели в моей истории себя — свои трудности, победы и ошибки. Часто письма начинались примерно так: «Ого, ты, оказывается, действительно существуешь!» Многие задавали вопрос: «Правда ли то, что написано в книге?» Я читал книгу о себе всего один раз в «ворде» с экрана компьютера, когда перед печатью мне прислал ее Максим Котин. Скажу честно, читать книгу про себя, как ни странно, было не очень при- ятным занятием. События были слишком недавно. Когда
Максим начинал писать книгу, никто не знал, чем закончит- ся моя бизнес-история. А она закончилась так, что ее нельзя было назвать историей успеха. Никто не хочет выглядеть неудачником. Так устроена человеческая психика .
Да, в книге действительно написана полная правда.
Кроме единственного момента. Это мучило меня все время после выхода «Ботаников». И я решил это исправить. Тогда книга будет правдой на 100%. Я не продавал долю в книж- ном бизнесе за 600 тыс. рублей, как написано в книге.
Я отдал ее бесплатно. Мне было очень сложно в этом при- знаться. Это был финал всей «книжной» истории. Мы прове- ли первичную оценку и договорились с покупателем, моим бывшим конкурентом, об этой цене. Я уже объявил о сделке

307
Послесловие партнерам, но в последний момент мой единственный по- купатель отказался. Тогда я предложил забрать мою долю бесплатно. Я попросил покупателя всего лишь об одном условии. Мы должны были сохранить для всех озвученные ранее условия сделки. Это касалось только меня. Возмож- но, это была слабость, попытка сохранить лицо. Возможно, мне хотелось, чтобы «история неудачи», описанная в книге, стала хоть чуть-чуть историей успеха. Сегодня я понимаю, что это ошибка. Нужно всегда смотреть правде в глаза, ведь неудача в бизнесе — это всего лишь мотиватор для дальней- шего движения вперед.
Лето 2010 года. История моего первого бизнеса закончи- лась. От мечты, которой я отдал четыре года, остались толь- ко долги. Мама сказала мне в тот момент: «Федор, хватит за- ниматься глупостями, пора уже найти нормальную работу, как все люди». Я лежал ночью с ангиной, не спалось, и вдруг понял, что уже не смогу быть счастливым, если перестану быть предпринимателем. И еще я понял, что не имею права сдаваться, ведь столько людей читает мою историю. Да, у меня нет денег, но у меня их не было и четыре года назад, когда я начинал бизнес. Зато теперь у меня есть опыт, есть люди, которые верят в меня. И я решил начать все с самого начала.
Я стал искать дело, которому смогу посвятить большую часть жизни. Впервые с 2006 года, с тех пор как я начал свой бизнес, я был полностью предоставлен сам себе. Я много ездил на велосипеде, гулял, бегал по лесу, читал и постоянно думал. И я нашел свою идею. Я решил создать сеть необыч- ных пиццерий, собственную информационную систему, систему франчайзинга и многое другое. Я строил огромные планы, от них просто захватывало дух, но начинать нужно было с малого, ведь я даже еще не умел готовить. В конце