ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бизнес так не делают ))) Это ж сердечный приступ, валидол и рыдающая вдова
обеспечены. Никакой стабильности — одни ежедневные подвиги и открытия.
Комментарий в блоге Федора прожекты Z. Ведь не исключено, что тот будет водить инве- стора за нос.
Грехи Z были тяжки. C автором поста, человеком, вло- жившим в проект большую часть денег, Z не согласовал введение в ассортимент нового продукта. «Хотя бы формаль- но надо получить согласие на те или иные стратегические действия у партнера», — объясняет Ванеев полгода спустя, когда мы обсуждаем его выход из проекта.
Стратегическим действием было введение в ассортимент фирменных роллов «додстеров», которые Овчинников при- думал для того, чтобы загрузить кухню в часы спада продаж
(в отличие от пиццы их можно было готовить заранее). Дела- лись они из тех же ингредиентов, что и пицца, это облегчало управление запасами.
Как мог Алексей, который не провел на кухне ни одного дня, претендовать на то, чтобы судить о таких мелочах?
Впрочем, из текста Федор понял, что Алексей не склонен переоценивать значение эмпирического опыта — месяц, самоотверженно проведенный Федором в McDonald’s и Papa
John’s, с точки зрения компаньона был не бог весть каким достижением, «грамотнее было бы изучить производство с помощью интернета» или «записаться на курсы».
Еще большим грехом предпринимателя Z стало то, что разработку системы он доверил не своему партнеру, по со- вместительству успешному программисту, а каким-то подо- зрительным гражданам, которых видел один раз в жизни.
Наконец, Z оставил за своей личной фирмой права на бренд и информационную систему проекта, а когда автор попро- сил продать ему пятую часть этой фирмы, вероломно от- ветил отказом. В одно и то же время Алексей желал Федору удачи и утверждал, что готов отстаивать свою позицию в суде.
291
Ботаники делают бизнес.
Год спустя
Потрясенный, Федор перечитал пост несколько раз. Он ни- чего не понимал. Почему компаньон не высказал претензии при встрече? Почему обвинял в обмане, когда о модели фран- чайзинга они договорились с самого начала и свидетельства тому сохранились даже в их переписке? Почему не считал зазорным менять условия задним числом, а, получив отказ, позволял себе обидеться? Почему и, главное, по какому поводу грозил судом, хотя сам же решил выйти из дела и получал при- читающиеся выплаты — Федор исправно обслуживал кредит?
Федор не считал, что поступил нечестно, — они с само- го начала условились, что это он управляет всем бизнесом.
Но в то же время он осознавал, что в интернете, который внес такой большой вклад в его популярность, никто не ста- нет разбираться в деталях. Никто не станет выяснять, что на деле скрывается за хлесткими фразами бывшего партне- ра, который, просиживая дни один на один со своим ком- пьютером, оброс обидами («Z сам не осознает, как поступает с людьми и их жизнями»).
Мелкие дрязги — не лучшее украшение для истории успе- ха. Дыма без огня не бывает, решат многие. И в ясном небе романтической биографии Федора Овчинникова дым этот, жирный и едкий, поднимется высоко — такова плата за бес- прецедентную для российского бизнеса открытость.
Так и получилось. Когда ссылка на пост Ванеева замель- кала в блоге, посыпались малоприятные комментарии: «До этого поста Федор был примером настоящего честного пред- принимателя, а сейчас я разочарован. Обычное российское кидалово. Взял и кинул друга Алексея».
В комментариях Алексей поддал жару: стал обвинять партнера даже в том, что тот не вложил в пиццерию свою долю и просто использовал деньги компаньона. Теперь, спу- стя полгода, он подчеркивает, что эти подозрения в обмане
Дай тебе бог не пережить то, что досталось на долю
предпринимателей девяностых. То, что живы, дело случая
и госпожи удачи (пережил два покушения на себя и свою семью).
Комментарий в блоге Федора были на самом деле основной причиной выхода из бизнеса.
Федор называет обвинения «ложью и клеветой» — о каждом потраченном рубле он может отчитаться — да и чего Алек- сей раньше-то об этом молчал? Версии Ванеева несколько противоречит и то, что он все время вплоть до окончатель- ной ссоры предлагал Федору продать ему долю в компании, владеющей брендом, — обычно люди не стремятся стать партнерами тех, кто их обманывает. «Нелогично, согла- сен, — объясняет Алексей. — Просто такой я человек, наде- юсь на благополучный исход».
Так или иначе, многие поклонники оказались разочаро- ваны. «Я дарил книгу “И ботаники делают бизнес” многим людям. Это был образец для подражания, как нужно вести бизнес, — признался один читатель книги в своем блоге. —
А по сути дела Федор оказался человеком с хорошо под- вешенным языком, который умеет технично кидать парт- неров».
Ирония ситуации заключалась в том, что с точки зрения
Федора это Ванеев «кинул» его, поставив на грань разо- рения. А теперь забирал у него нечто, куда более ценное, чем деньги, — репутацию честного предпринимателя- идеалиста.
Мистер Икс
В начале 2012 года в блоге Федора Овчинникова появилось инвестиционное предложение. Он выставил на продажу пять процентов компании за пять миллионов рублей, посчи- тав таким образом, что одна его пиццерия меньше чем через год работы стоит уже сто миллионов. Предложение о покуп- ке предлагалось направлять по почте, сопроводив письмо информацией об авторе.
293
Ботаники делают бизнес.
Год спустя
Сообщение о поиске инвестора и партнера через блог вызвало ажиотаж: публикацию инвестиционного меморан- дума Федор разбил на две части, каждая из которых набрала больше сотни комментариев. Поражал не только нетриви- альный способ. Бросалась в глаза, как казалось, высокая цена, да еще и за столь маленькую долю в какой-то пицце- рии. Считается, что в российских условиях миноритарий так бесправен, что ни один здравомыслящий человек не решит- ся вкладывать деньги, не получив как минимум блокпакет.
Откуда взялась такая цена? Мультипликатор к обороту?
Формула расчета, основанная на прибыли? Бенчмаркинг?
«Мне просто нужно было пять миллионов, и я понял, что ради этого готов расстаться только с пятью процентами компа- нии», — улыбается Федор. Незадолго до этого он пытался взять кредит под залог квартиры, но нужно было выписать де- тей к родителям, а те воспротивились планам сына ради своих непомерных амбиций поставить под удар благополучие семьи.
Знатоки в блоге оценивали пять процентов вместо пяти миллионов в триста тысяч рублей. Упрекали Федора в том, что он снова торопится. Припоминали ему, как он «кинул»
Ванеева, — какой дурак после этого доверит ему свои кров- ные? Наконец, говорили, что это детский сад и что «фантики
МММ и то более ликвидный товар».
«Желчные комментарии портят настроение, но не сби- вают с пути», — говорит Федор. Уход Ванеева он пережил примерно так же: настроение было испорчено, но это его не остановило. Чтобы расплатиться с программистами, он выпотрошил кредитку, оформил еще одну на жену — опу- стошил и ее. Затем срочно нашел покупателя на свою долю в «Телесемь» и расстался с непрофильным бизнесом. И, ко- нечно, с еще большим усердием взялся за развитие пицце- рии, чтобы поднять выручку. Федор продлил время работы
Деньги — кровь предприятия. Высасывать кровь через месяц после старта
это самая настоящая подлость. Хорошо что Федор обезопасил себя
грамотным договором.
Комментарий в блоге Федора и стал закрываться не в десять вечера, а в двенадцать ночи.
Он завел группу в сети «Вконтакте», где затеял несколько конкурсов: разыгрывал пиццы со скидками в часы спада продаж, айфоны и айпады, устраивал веселые конкурсы, включая соревнование на лучшее исполнение фирменной песни «Додо пицца».
Прибыль творит с предпринимателями чудеса. Оборот рос, и денежный поток вымывал последние сомнения — в себе, в своих решениях, в своем прошлом и будущем. Фе- дор внезапно осознал, что понимал все неправильно: в биз- несе, как и в жизни, нет ничего однозначного. Нет верных решений и ошибочных, нет прозорливых мудрецов и стопро- центных лузеров, нет удач и поражений, а есть лишь непо- стижимое переплетение взаимосвязей.
Если бы Федор не просчитался с партнерством, он не получил бы деньги на самом старте и полную независимость в итоге. Если бы он не «ошибся», запустив «Телесемь», вме- сто того чтобы развивать книжный бизнес, ему нечем было бы закрыть финансовую дыру в пиццерии. Если бы он не пы- тался все время прыгнуть выше головы с риском свернуть шею, он бы так и остался безвестным клерком, работающим рекламным менеджером в небольшой фирме своей мамы.
Конфликты с партнерами, нехватка капитала, недостаток знаний, поиск надежных людей, кризисы и банкротства. Это не уроки, которые можно выучить, чтобы потом заниматься бизнесом. Это и есть бизнес. Это его суть. То, что кажется ошибкой, является просто частью игры. Вопрос лишь в том, умеешь ли ты в нее играть — и получаешь ли от этого удо- вольствие. И сколько людей вокруг тебя готовы поверить, что ты можешь выиграть.
В первый же день после публикации инвестиционного предложения Федор Овчинников получил шесть писем
295
Ботаники делают бизнес.
Год спустя от желающих приобрести пять процентов «Додо пицца» за пять миллионов рублей. В то время как Алексей Ванеев поспешил с корабля, другие торопились забраться на борт.
В итоге Федор выбирал партнера из десяти претендентов.
Не жалеет ли Ванеев, что поспешил выйти из бизнеса, который за год практически отбил первоначальные инвести- ции и был так высоко оценен? За прошедшие месяцы Алек- сей успел пережить нервный срыв, покаяться в интернете перед Федором и потом стереть это покаяние. «Оборот два миллиона я оцениваю скептически, — говорит он теперь. —
Я не видел никаких подтверждающих документов. Я не жа- лею. Это такой же бизнес, каких десятки в городе, и управля- ет им директор, каких десятки».
Новый инвестор «Додо Пицца», очевидно, считает ина- че, но он пока желает сохранять инкогнито. Его, впрочем, не смешат мировые амбиции. Ведь он сам уже исполнил то, о чем Федор только грезит, — построил в России бизнес, ко- торый оказался востребован во многих странах. Его интере- сы представляет прославленная компания Baker & McKenzie.
А набрав его имя в поисковике, вы попадете на какую - нибудь статью о нем в известном журнале. Для сыктывкарского предпринимателя заполучить такого инвестора — большая удача.
Компания, которую мистер Икс создавал с партнерами, недавно была удачно продана. У основателей фирмы по- явилась наличность. «Додо пицца» стала первым вложением денег, вырученных за много лет упорного труда.
О Федоре Овчинникове инвестор узнал, прочитав книгу.
Когда увидел в блоге предложение, долго не думал. Вопре- ки мнению желчных комментаторов, он не счел цену такой уж высокой — тем более что вложение оформлялось в виде кредитов, которые должны вернуться в течение пяти лет.
На мой взгляд инвестора в данном случае должна интересовать не финансовая
отчетность, а медицинская карта самого Федора. Ведь, по сути, всем ясно —
без Федора эти 5% даже 500 рублей не стоят.
Комментарий в блоге Федора
Абсолютная открытость создателя «Додо пиццы», по мнению инвестора, защищает деньги миноритария лучше любого закона. Чтобы реализовать задуманное, Федору нужно будет привлечь еще не одного инвестора. А в этом деле и хорошая репутация, и мирные отношения с партнерами — главный козырь.
Новый партнер Овчинникова оценил ставку на интернет- технологии, которые могут стать основой глобального конкурентного преимущества. Но, главное, его подкупил перфекционизм предпринимателя: без внимания к деталям невозможно построить масштабный бизнес, а именно с де- талями и здоровыми амбициями у большинства российских бизнесменов сложности. Найти небольшую фирму, которая имеет потенциал для кратного роста, не так-то легко. Поэто- му предприниматель Z получил пять миллионов от мистера
Икс, хотя за время сделки личное общение партнеров про- должалось не больше двадцати минут.
«Это рискованная инвестиция, но я уверен, что много заработаю, — говорит инвестор. — Я не думаю, что это про- изойдет через три года. Я даже не думаю, что это произойдет через пять лет. Но рано или поздно это случится. Ведь если ты, как Федор, не требуешь от жизни ничего, кроме лучшего, как правило, ты это и получаешь».
Мой пиццемейкер курит Parliament
«Я пахал как лось», — вспоминает Алексей Мельников три месяца, проведенные в «Додо пицца». Лоси, конечно, не па- шут, но он работал в кухне-подвале с утра до поздней ночи.
И не только из-за вдохновения и куража, которые охватили его после встречи с предпринимателем-самородком Федо- ром Овчинниковым.
297
Ботаники делают бизнес.
Год спустя
Обычно пиццемейкеры трудятся два дня через два и зара- батывают тысяч пятнадцать. За квартиру, которую Алексей снял в двух шагах от пиццерии, он должен был платить три- надцать. Чтобы как-то свести концы с концами, Мельников раскатывал тесто и выпекал пиццы практически без выход- ных. При таком графике получалось чуть больше двадцати тысяч. В Москве Алексей зарабатывал больше, но в Сыктыв- каре тратить деньги особенно не на что, поэтому он не рас- страивался. Хотя и от некоторых своих привычек не отка- зался. «Мой пиццемейкер курит Parliament», — посмеивался над ним Федор (вообще в «Додо пиццу» на кухню не берут курящих, но для Мельникова сделали исключение, запретив ему при этом притрагиваться к сигаретам в течение рабочей смены).
Оба понимали, что один приехал ко второму из столицы не для того, чтобы до конца дней стоять на кухне. Со време- нем Алексей надеялся найти свое место в команде управлен- цев будущего великого проекта. Поэтому, освоившись, он попытался совершить шаг вперед: стал предлагать разно- образные идеи развития бизнеса. И здесь его ждали первые разочарования — идеи эти Федор раскритиковал.
Например, Алексей предлагал поставить киоск в парке и наладить торговлю додстерами в институтах. Федор воз- ражал, считая это шагом в сторону от бизнес-модели «Додо пицца», от которого к тому же не будет особенного толку, потому что организационные издержки окажутся выше при- были. Правда, потом Федор ввел в меню спецпредложение для студентов, и Алексею показалось, что позаимствовали его идею, не сказав при этом спасибо.
Потом Алексей зашел на сайт пиццерии Papa John’s и уви- дел, что все меню «Додо пицца» — копия меню этой амери- канской сети, и даже это его расстроило. Ему почудилось
Честно говоря, год назад не думал, что может что-то вообще получиться
у ботаника.
Комментарий в блоге Федора сходство в том, как Федор скопировал меню, не заплатив за франшизу, с тем, как он использовал идею самого Алексея о пицце для студентов, не сказав спасибо.
Затем Алексей по своей инициативе обзвонил клиентов
«Додо пицца» и собрал их впечатления. Но Федор сказал, что сейчас это неважно, а лучше пойти разносить рекламные листовки по офисам. Мельников набил листовками сумку и пошел. Но и тут истории успеха не получилось.
В Москве пара задуманных им предприятий развалилась в том числе потому, что требовалось самому продавать, слов- но коммивояжеру ходить от двери к двери, не обращая вни- мания на отказы и не считая это унижением. И теперь, когда он шел с листовками «Додо пицца» по этому малознакомому городу, на него навалился его прежний страх. Алексей с па- рашютом прыгал, и не было ему тогда так страшно. В итоге он так и не смог себя пересилить.
Федор узнал, что новый сотрудник так и не разнес ни од- ной листовки и не постучался ни в один офис, и попробовал его подбодрить. Рассказывал, что продавать товары — это такой азартный спорт, и нечего тут бояться и тем более сты- диться. И даже пообещал в следующий раз сходить вместе с Алексеем, чтобы помочь ему переступить через свой страх.
Но когда тот снова собрался разносить листовки, оказалось, что Федор улетел из Сыктывкара по срочному делу. Совмест- ный рейд по офисам так и не состоялся.
Зато состоялась интернет-перепалка Овчинникова с Ва- неевым, расколовшая читателей блога на тех, кто упрекал инвестора в детской обидчивости и попытке задним числом изменить правила игры, и тех, кто разочаровался в Федо- ре. Мельников был среди последних. Реальность оказалась намного сложнее и запутаннее истории из книжки. Выяс- нилось, что оставаться читателем гораздо интереснее, чем
299
Ботаники делают бизнес.
Год спустя быть героем еще не написанной истории успеха. Вскоре
Алексей уже сидел в самолете, который должен был вернуть его к прежней жизни.
Салон «Ветер перемен»
За прошедшие полгода от обид на Федора уже не осталось и следа. Когда Овчинников приехал в Москву на продоволь- ственную выставку, Алексей встретил его в аэропорту и был страшно рад снова увидеть.
Со времени отъезда Мельникова из Сыктывкара выручка
«Додо пиццы» выросла в четыре раза, а Федор, как всегда, не поспевал за своими планами, хотя сто раз говорил себе не торопиться. Он начал расширять производство, готовился открыть первое кафе при кухне и еще две новые пиццерии в Эжве и Ухте, чтобы обкатать модель франчайзинга, и уже снял первый офис в помещении бывшей косметологии, где пока не хватает стульев и поэтому менеджеры сидят на бан- ках с пицца-соусом, а на фасаде еще висит прежняя, но столь подходящая к ситуации вывеска: «Ветер перемен».
Кажется, это освежающий северный ветер все время тол- кает Овчинникова в спину, не позволяет останавливаться.
Хотя Федор давал себе зарок не перевоспитывать по- требителей, меньше чем через год после открытия он полностью исключил майонезную пиццу из ассортимента.
Решил, что майонез — недопустимый компромисс. Ошибки ошибками, но не надо становиться пленником собственного опыта, иногда стоит воспитывать потребителя во имя его же блага. Вместе с пиццей предприниматель распростра- нял листовки, в которых объяснял горожанам, что майонез не предназначен для термической обработки и готовить с ним вредно.
обеспечены. Никакой стабильности — одни ежедневные подвиги и открытия.
Комментарий в блоге Федора прожекты Z. Ведь не исключено, что тот будет водить инве- стора за нос.
Грехи Z были тяжки. C автором поста, человеком, вло- жившим в проект большую часть денег, Z не согласовал введение в ассортимент нового продукта. «Хотя бы формаль- но надо получить согласие на те или иные стратегические действия у партнера», — объясняет Ванеев полгода спустя, когда мы обсуждаем его выход из проекта.
Стратегическим действием было введение в ассортимент фирменных роллов «додстеров», которые Овчинников при- думал для того, чтобы загрузить кухню в часы спада продаж
(в отличие от пиццы их можно было готовить заранее). Дела- лись они из тех же ингредиентов, что и пицца, это облегчало управление запасами.
Как мог Алексей, который не провел на кухне ни одного дня, претендовать на то, чтобы судить о таких мелочах?
Впрочем, из текста Федор понял, что Алексей не склонен переоценивать значение эмпирического опыта — месяц, самоотверженно проведенный Федором в McDonald’s и Papa
John’s, с точки зрения компаньона был не бог весть каким достижением, «грамотнее было бы изучить производство с помощью интернета» или «записаться на курсы».
Еще большим грехом предпринимателя Z стало то, что разработку системы он доверил не своему партнеру, по со- вместительству успешному программисту, а каким-то подо- зрительным гражданам, которых видел один раз в жизни.
Наконец, Z оставил за своей личной фирмой права на бренд и информационную систему проекта, а когда автор попро- сил продать ему пятую часть этой фирмы, вероломно от- ветил отказом. В одно и то же время Алексей желал Федору удачи и утверждал, что готов отстаивать свою позицию в суде.
291
Ботаники делают бизнес.
Год спустя
Потрясенный, Федор перечитал пост несколько раз. Он ни- чего не понимал. Почему компаньон не высказал претензии при встрече? Почему обвинял в обмане, когда о модели фран- чайзинга они договорились с самого начала и свидетельства тому сохранились даже в их переписке? Почему не считал зазорным менять условия задним числом, а, получив отказ, позволял себе обидеться? Почему и, главное, по какому поводу грозил судом, хотя сам же решил выйти из дела и получал при- читающиеся выплаты — Федор исправно обслуживал кредит?
Федор не считал, что поступил нечестно, — они с само- го начала условились, что это он управляет всем бизнесом.
Но в то же время он осознавал, что в интернете, который внес такой большой вклад в его популярность, никто не ста- нет разбираться в деталях. Никто не станет выяснять, что на деле скрывается за хлесткими фразами бывшего партне- ра, который, просиживая дни один на один со своим ком- пьютером, оброс обидами («Z сам не осознает, как поступает с людьми и их жизнями»).
Мелкие дрязги — не лучшее украшение для истории успе- ха. Дыма без огня не бывает, решат многие. И в ясном небе романтической биографии Федора Овчинникова дым этот, жирный и едкий, поднимется высоко — такова плата за бес- прецедентную для российского бизнеса открытость.
Так и получилось. Когда ссылка на пост Ванеева замель- кала в блоге, посыпались малоприятные комментарии: «До этого поста Федор был примером настоящего честного пред- принимателя, а сейчас я разочарован. Обычное российское кидалово. Взял и кинул друга Алексея».
В комментариях Алексей поддал жару: стал обвинять партнера даже в том, что тот не вложил в пиццерию свою долю и просто использовал деньги компаньона. Теперь, спу- стя полгода, он подчеркивает, что эти подозрения в обмане
Дай тебе бог не пережить то, что досталось на долю
предпринимателей девяностых. То, что живы, дело случая
и госпожи удачи (пережил два покушения на себя и свою семью).
Комментарий в блоге Федора были на самом деле основной причиной выхода из бизнеса.
Федор называет обвинения «ложью и клеветой» — о каждом потраченном рубле он может отчитаться — да и чего Алек- сей раньше-то об этом молчал? Версии Ванеева несколько противоречит и то, что он все время вплоть до окончатель- ной ссоры предлагал Федору продать ему долю в компании, владеющей брендом, — обычно люди не стремятся стать партнерами тех, кто их обманывает. «Нелогично, согла- сен, — объясняет Алексей. — Просто такой я человек, наде- юсь на благополучный исход».
Так или иначе, многие поклонники оказались разочаро- ваны. «Я дарил книгу “И ботаники делают бизнес” многим людям. Это был образец для подражания, как нужно вести бизнес, — признался один читатель книги в своем блоге. —
А по сути дела Федор оказался человеком с хорошо под- вешенным языком, который умеет технично кидать парт- неров».
Ирония ситуации заключалась в том, что с точки зрения
Федора это Ванеев «кинул» его, поставив на грань разо- рения. А теперь забирал у него нечто, куда более ценное, чем деньги, — репутацию честного предпринимателя- идеалиста.
Мистер Икс
В начале 2012 года в блоге Федора Овчинникова появилось инвестиционное предложение. Он выставил на продажу пять процентов компании за пять миллионов рублей, посчи- тав таким образом, что одна его пиццерия меньше чем через год работы стоит уже сто миллионов. Предложение о покуп- ке предлагалось направлять по почте, сопроводив письмо информацией об авторе.
293
Ботаники делают бизнес.
Год спустя
Сообщение о поиске инвестора и партнера через блог вызвало ажиотаж: публикацию инвестиционного меморан- дума Федор разбил на две части, каждая из которых набрала больше сотни комментариев. Поражал не только нетриви- альный способ. Бросалась в глаза, как казалось, высокая цена, да еще и за столь маленькую долю в какой-то пицце- рии. Считается, что в российских условиях миноритарий так бесправен, что ни один здравомыслящий человек не решит- ся вкладывать деньги, не получив как минимум блокпакет.
Откуда взялась такая цена? Мультипликатор к обороту?
Формула расчета, основанная на прибыли? Бенчмаркинг?
«Мне просто нужно было пять миллионов, и я понял, что ради этого готов расстаться только с пятью процентами компа- нии», — улыбается Федор. Незадолго до этого он пытался взять кредит под залог квартиры, но нужно было выписать де- тей к родителям, а те воспротивились планам сына ради своих непомерных амбиций поставить под удар благополучие семьи.
Знатоки в блоге оценивали пять процентов вместо пяти миллионов в триста тысяч рублей. Упрекали Федора в том, что он снова торопится. Припоминали ему, как он «кинул»
Ванеева, — какой дурак после этого доверит ему свои кров- ные? Наконец, говорили, что это детский сад и что «фантики
МММ и то более ликвидный товар».
«Желчные комментарии портят настроение, но не сби- вают с пути», — говорит Федор. Уход Ванеева он пережил примерно так же: настроение было испорчено, но это его не остановило. Чтобы расплатиться с программистами, он выпотрошил кредитку, оформил еще одну на жену — опу- стошил и ее. Затем срочно нашел покупателя на свою долю в «Телесемь» и расстался с непрофильным бизнесом. И, ко- нечно, с еще большим усердием взялся за развитие пицце- рии, чтобы поднять выручку. Федор продлил время работы
Деньги — кровь предприятия. Высасывать кровь через месяц после старта
это самая настоящая подлость. Хорошо что Федор обезопасил себя
грамотным договором.
Комментарий в блоге Федора и стал закрываться не в десять вечера, а в двенадцать ночи.
Он завел группу в сети «Вконтакте», где затеял несколько конкурсов: разыгрывал пиццы со скидками в часы спада продаж, айфоны и айпады, устраивал веселые конкурсы, включая соревнование на лучшее исполнение фирменной песни «Додо пицца».
Прибыль творит с предпринимателями чудеса. Оборот рос, и денежный поток вымывал последние сомнения — в себе, в своих решениях, в своем прошлом и будущем. Фе- дор внезапно осознал, что понимал все неправильно: в биз- несе, как и в жизни, нет ничего однозначного. Нет верных решений и ошибочных, нет прозорливых мудрецов и стопро- центных лузеров, нет удач и поражений, а есть лишь непо- стижимое переплетение взаимосвязей.
Если бы Федор не просчитался с партнерством, он не получил бы деньги на самом старте и полную независимость в итоге. Если бы он не «ошибся», запустив «Телесемь», вме- сто того чтобы развивать книжный бизнес, ему нечем было бы закрыть финансовую дыру в пиццерии. Если бы он не пы- тался все время прыгнуть выше головы с риском свернуть шею, он бы так и остался безвестным клерком, работающим рекламным менеджером в небольшой фирме своей мамы.
Конфликты с партнерами, нехватка капитала, недостаток знаний, поиск надежных людей, кризисы и банкротства. Это не уроки, которые можно выучить, чтобы потом заниматься бизнесом. Это и есть бизнес. Это его суть. То, что кажется ошибкой, является просто частью игры. Вопрос лишь в том, умеешь ли ты в нее играть — и получаешь ли от этого удо- вольствие. И сколько людей вокруг тебя готовы поверить, что ты можешь выиграть.
В первый же день после публикации инвестиционного предложения Федор Овчинников получил шесть писем
295
Ботаники делают бизнес.
Год спустя от желающих приобрести пять процентов «Додо пицца» за пять миллионов рублей. В то время как Алексей Ванеев поспешил с корабля, другие торопились забраться на борт.
В итоге Федор выбирал партнера из десяти претендентов.
Не жалеет ли Ванеев, что поспешил выйти из бизнеса, который за год практически отбил первоначальные инвести- ции и был так высоко оценен? За прошедшие месяцы Алек- сей успел пережить нервный срыв, покаяться в интернете перед Федором и потом стереть это покаяние. «Оборот два миллиона я оцениваю скептически, — говорит он теперь. —
Я не видел никаких подтверждающих документов. Я не жа- лею. Это такой же бизнес, каких десятки в городе, и управля- ет им директор, каких десятки».
Новый инвестор «Додо Пицца», очевидно, считает ина- че, но он пока желает сохранять инкогнито. Его, впрочем, не смешат мировые амбиции. Ведь он сам уже исполнил то, о чем Федор только грезит, — построил в России бизнес, ко- торый оказался востребован во многих странах. Его интере- сы представляет прославленная компания Baker & McKenzie.
А набрав его имя в поисковике, вы попадете на какую - нибудь статью о нем в известном журнале. Для сыктывкарского предпринимателя заполучить такого инвестора — большая удача.
Компания, которую мистер Икс создавал с партнерами, недавно была удачно продана. У основателей фирмы по- явилась наличность. «Додо пицца» стала первым вложением денег, вырученных за много лет упорного труда.
О Федоре Овчинникове инвестор узнал, прочитав книгу.
Когда увидел в блоге предложение, долго не думал. Вопре- ки мнению желчных комментаторов, он не счел цену такой уж высокой — тем более что вложение оформлялось в виде кредитов, которые должны вернуться в течение пяти лет.
На мой взгляд инвестора в данном случае должна интересовать не финансовая
отчетность, а медицинская карта самого Федора. Ведь, по сути, всем ясно —
без Федора эти 5% даже 500 рублей не стоят.
Комментарий в блоге Федора
Абсолютная открытость создателя «Додо пиццы», по мнению инвестора, защищает деньги миноритария лучше любого закона. Чтобы реализовать задуманное, Федору нужно будет привлечь еще не одного инвестора. А в этом деле и хорошая репутация, и мирные отношения с партнерами — главный козырь.
Новый партнер Овчинникова оценил ставку на интернет- технологии, которые могут стать основой глобального конкурентного преимущества. Но, главное, его подкупил перфекционизм предпринимателя: без внимания к деталям невозможно построить масштабный бизнес, а именно с де- талями и здоровыми амбициями у большинства российских бизнесменов сложности. Найти небольшую фирму, которая имеет потенциал для кратного роста, не так-то легко. Поэто- му предприниматель Z получил пять миллионов от мистера
Икс, хотя за время сделки личное общение партнеров про- должалось не больше двадцати минут.
«Это рискованная инвестиция, но я уверен, что много заработаю, — говорит инвестор. — Я не думаю, что это про- изойдет через три года. Я даже не думаю, что это произойдет через пять лет. Но рано или поздно это случится. Ведь если ты, как Федор, не требуешь от жизни ничего, кроме лучшего, как правило, ты это и получаешь».
Мой пиццемейкер курит Parliament
«Я пахал как лось», — вспоминает Алексей Мельников три месяца, проведенные в «Додо пицца». Лоси, конечно, не па- шут, но он работал в кухне-подвале с утра до поздней ночи.
И не только из-за вдохновения и куража, которые охватили его после встречи с предпринимателем-самородком Федо- ром Овчинниковым.
297
Ботаники делают бизнес.
Год спустя
Обычно пиццемейкеры трудятся два дня через два и зара- батывают тысяч пятнадцать. За квартиру, которую Алексей снял в двух шагах от пиццерии, он должен был платить три- надцать. Чтобы как-то свести концы с концами, Мельников раскатывал тесто и выпекал пиццы практически без выход- ных. При таком графике получалось чуть больше двадцати тысяч. В Москве Алексей зарабатывал больше, но в Сыктыв- каре тратить деньги особенно не на что, поэтому он не рас- страивался. Хотя и от некоторых своих привычек не отка- зался. «Мой пиццемейкер курит Parliament», — посмеивался над ним Федор (вообще в «Додо пиццу» на кухню не берут курящих, но для Мельникова сделали исключение, запретив ему при этом притрагиваться к сигаретам в течение рабочей смены).
Оба понимали, что один приехал ко второму из столицы не для того, чтобы до конца дней стоять на кухне. Со време- нем Алексей надеялся найти свое место в команде управлен- цев будущего великого проекта. Поэтому, освоившись, он попытался совершить шаг вперед: стал предлагать разно- образные идеи развития бизнеса. И здесь его ждали первые разочарования — идеи эти Федор раскритиковал.
Например, Алексей предлагал поставить киоск в парке и наладить торговлю додстерами в институтах. Федор воз- ражал, считая это шагом в сторону от бизнес-модели «Додо пицца», от которого к тому же не будет особенного толку, потому что организационные издержки окажутся выше при- были. Правда, потом Федор ввел в меню спецпредложение для студентов, и Алексею показалось, что позаимствовали его идею, не сказав при этом спасибо.
Потом Алексей зашел на сайт пиццерии Papa John’s и уви- дел, что все меню «Додо пицца» — копия меню этой амери- канской сети, и даже это его расстроило. Ему почудилось
Честно говоря, год назад не думал, что может что-то вообще получиться
у ботаника.
Комментарий в блоге Федора сходство в том, как Федор скопировал меню, не заплатив за франшизу, с тем, как он использовал идею самого Алексея о пицце для студентов, не сказав спасибо.
Затем Алексей по своей инициативе обзвонил клиентов
«Додо пицца» и собрал их впечатления. Но Федор сказал, что сейчас это неважно, а лучше пойти разносить рекламные листовки по офисам. Мельников набил листовками сумку и пошел. Но и тут истории успеха не получилось.
В Москве пара задуманных им предприятий развалилась в том числе потому, что требовалось самому продавать, слов- но коммивояжеру ходить от двери к двери, не обращая вни- мания на отказы и не считая это унижением. И теперь, когда он шел с листовками «Додо пицца» по этому малознакомому городу, на него навалился его прежний страх. Алексей с па- рашютом прыгал, и не было ему тогда так страшно. В итоге он так и не смог себя пересилить.
Федор узнал, что новый сотрудник так и не разнес ни од- ной листовки и не постучался ни в один офис, и попробовал его подбодрить. Рассказывал, что продавать товары — это такой азартный спорт, и нечего тут бояться и тем более сты- диться. И даже пообещал в следующий раз сходить вместе с Алексеем, чтобы помочь ему переступить через свой страх.
Но когда тот снова собрался разносить листовки, оказалось, что Федор улетел из Сыктывкара по срочному делу. Совмест- ный рейд по офисам так и не состоялся.
Зато состоялась интернет-перепалка Овчинникова с Ва- неевым, расколовшая читателей блога на тех, кто упрекал инвестора в детской обидчивости и попытке задним числом изменить правила игры, и тех, кто разочаровался в Федо- ре. Мельников был среди последних. Реальность оказалась намного сложнее и запутаннее истории из книжки. Выяс- нилось, что оставаться читателем гораздо интереснее, чем
299
Ботаники делают бизнес.
Год спустя быть героем еще не написанной истории успеха. Вскоре
Алексей уже сидел в самолете, который должен был вернуть его к прежней жизни.
Салон «Ветер перемен»
За прошедшие полгода от обид на Федора уже не осталось и следа. Когда Овчинников приехал в Москву на продоволь- ственную выставку, Алексей встретил его в аэропорту и был страшно рад снова увидеть.
Со времени отъезда Мельникова из Сыктывкара выручка
«Додо пиццы» выросла в четыре раза, а Федор, как всегда, не поспевал за своими планами, хотя сто раз говорил себе не торопиться. Он начал расширять производство, готовился открыть первое кафе при кухне и еще две новые пиццерии в Эжве и Ухте, чтобы обкатать модель франчайзинга, и уже снял первый офис в помещении бывшей косметологии, где пока не хватает стульев и поэтому менеджеры сидят на бан- ках с пицца-соусом, а на фасаде еще висит прежняя, но столь подходящая к ситуации вывеска: «Ветер перемен».
Кажется, это освежающий северный ветер все время тол- кает Овчинникова в спину, не позволяет останавливаться.
Хотя Федор давал себе зарок не перевоспитывать по- требителей, меньше чем через год после открытия он полностью исключил майонезную пиццу из ассортимента.
Решил, что майонез — недопустимый компромисс. Ошибки ошибками, но не надо становиться пленником собственного опыта, иногда стоит воспитывать потребителя во имя его же блага. Вместе с пиццей предприниматель распростра- нял листовки, в которых объяснял горожанам, что майонез не предназначен для термической обработки и готовить с ним вредно.