ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
281
Ботаники делают бизнес.
Год спустя бизнеса у него просто дух захватывало. Если, мечтал он, снабдить работников планшетниками, объединенными в единую информационную систему, то клиенту доста- точно будет оформить заказ на сайте, он тут же появится на айпаде на кухне, повар нажмет «принято» и пойдет его выполнять, статус отразится на сайте, станет ясно, что пицца готовится — и никакой болтовни. А когда курьер от- правится в путь, клиенту придет оповещение по почте или через SMS.
Со стороны могло показаться, что это больше дань моде, чем реальная необходимость. Но Федор верил: если оциф- ровать весь бизнес и сделать так, чтобы все сотрудники обменивались данными с помощью удобной информаци- онной системы, то можно добиться невиданной прежде эффективности. Информатизация каждого шага сэкономит драгоценные секунды, от которых в итоге зависят продажи в часы пик, а значит, и прибыльность всего бизнеса. Чтобы зарабатывать по-настоящему, пицца, говорит Федор, должна выпекаться с такой же скоростью, с какой меняют колеса болидов на гонках «Формулы-1».
Кроме того, оцифровка бизнеса открывает принципиаль- но новые возможности для создания франчайзинговой сети, наиболее эффективной модели развития, не требующей больших инвестиций. Продвинутая информационная систе- ма могла бы стать и главным козырем в глазах партнеров, и средством контроля за франчайзи, позволяющим измерять мельчайшие детали производственного процесса. С по- мощью хорошей информационной системы можно будет, находясь в Сыктывкаре, за два клика узнать, какова сред- няя скорость приготовления пиццы каждой смены поваров у франчайзи «Додо пиццы», например, в Саратове, и если какая-то окажется сильно хуже средней, поставить задачу
Федор, спустись с небес на землю. Какие мировые амбиции?
давно так не смеялся.
Комментарий в блоге Федора подтянуть показатели, сменив работников или проведя тренинг.
Значение этих деталей трудно было переоценить. По опы- ту Федор знал: что нельзя измерить, тем невозможно толком управлять. В этом смысле менеджеры двадцатого века, имев- шие на руках только выручку и несколько других, довольно общих параметров, были кем-то вроде глухих композито- ров — гений еще мог сочинить девятую симфонию, осталь- ные творили черт знает что.
Причем признанные лидеры рынка не смогут ничего противопоставить такой системе, даже если созреют для преобразований. У Domino’s больше восьми тысяч пицце- рий по всему миру, а у Papa John’s около трех с половиной.
Многие работают по франчайзингу, причем каждый их парт- нер зачастую самостоятельно выбирает информационную систему для работы. «Оцифровка» и приведение к единому стандарту всей сети потребует много времени и будет стоить большой крови. Любой прораб знает, что перестраивать сложнее, чем возводить дом в чистом поле. Иногда когда у вас ноль — это и есть ваше преимущество.
Федор начал искать разработчиков самой продвинутой в мире информационной системы для пиццерии как раз в тот момент, когда у него был полный ноль. Еще до от- крытия «Додо пиццы» он опубликовал объявление в блоге и «Твиттере», и посыпались предложения. Многим людям из разных городов России хотелось поработать с живым героем бестселлера.
Программисты из подмосковной Коломны понравились
Федору потому, что имели серьезный опыт автоматизации и явно хотели работать. В то время как остальные только интересовались условиями сотрудничества, они уже дела- ли первый эскиз системы. Даже не спросив о гонораре, что
283
Ботаники делают бизнес.
Год спустя было с их стороны и довольно прозорливо — и достаточ- но опрометчиво. Возможно, они никогда бы не решились на это, если б не майский чай.
Майский чай
Александр Шибанов и Дмитрий Пирязев как раз закончили большой проект — систему централизованной тарификации интернет-доступа в отделениях «Почты России», которую они разрабатывали в коломенской фирме, получившей этот подряд. Им как раз не заплатили обещанных бонусов.
И возникло трудно преодолимое желание перестать рабо- тать на других и начать работать на себя. «У программиста сильно выраженное чувство справедливости, — говорит
Шибанов. — Потому что функция в программе может быть либо true, либо false». Кроме того, их начальство, в отличие от «ботаника» Овчинникова, не страдало излишней мечта- тельностью и вредной амбициозностью. Путь развития ру- ководство формулировало так: «Лучшая наша стратегия — следовать за конкурентами».
Найти другую работу, в общем-то, не составляло большо- го труда. Старый русский городок Коломна находится всего в ста километрах от Москвы. Сел на поезд — и через два часа приехал. До этого Александр Шибанов дважды трудоустра- ивался в столице, и оба раза это не занимало больше одного дня. Но в далеком Сыктывкаре Федор Овчинников мог дать нечто принципиально иное, чем заработок.
Однажды знакомый спрашивал у Шибанова, стоит ли ему идти работать в компанию «Майский чай». Александр пре- клоняется перед японской системой развития кайдзен, повы- шение личной эффективности и поиски смысла труда — для него не пустой звук. И он стал отговаривать: ведь в большой
Федор, поражает ваше желание бежать далеко впереди паровоза.
Комментарий в блоге Федора компании программист наверняка столкнулся бы с уже го- товой информационной системой, скорее всего, написанной разными людьми да еще и по устаревшей технологии. Вместо личного роста программиста в такой компании ждет латание дыр. Знакомого Александр отговорил, но после этого случая
«майский чай» стал для них расхожим тер мином.
«Майский чай» — это искушение каждого человека.
«Майский чай» — это стабильность и уверенность в завтраш- нем дне. «Майский чай» — это тепло, уют и покой. «Майский чай» — это предсказуемость и предопределенность. «Май- ский чай» — это зона комфорта и вечного забвения .
«Додо пицца» казалась полной противоположностью.
Проект сыктывкарского предпринимателя давал шанс по- участвовать в создании чего-то по-настоящему амбициоз- ного, использовав самые последние технологические разра- ботки. Это было и приключение, и вызов — благодаря «Додо пицца» программисты получали уникальную возможность сделать сложную штуку с чистого листа. «А это всегда фан и удовольствие — для тех, конечно, кто любит свою про- фессию», — поясняет Александр, ради «Додо пицца» сме- нивший нормальный рабочий стол в офисе на пеленальный столик — больше некуда было поставить компьютер дома.
И хотя многие родственники говорили, что они спятили, друзья уволились из фирмы и начали работать с человеком, живущим в тысяче километров от них.
Тогда они не могли еще знать, что это решение изменит всю их жизнь. Что после «Почты России» Федор Овчинников покажется лучшим заказчиком на свете. Что домой из Сык- тывкара они будут привозить не только банки с клюквой, но и веру в себя. Что смелые задачи заставят их приобре- тать новые знания и расти над собой. Наконец, они никак не могли знать, что через год все не только не закончится,
285
Ботаники делают бизнес.
Год спустя но и выйдет на новый уровень. Что они смогут увеличить команду, снять офис и даже, заразившись мечтательностью
Овчинникова, задуматься о создании технопарка в Коломне.
И для них, и для Федора разработка сложной информаци- онной системы ради одной-единственной, едва открывшей- ся пиццерии была чистой авантюрой и прыжком веры через пропасть предопределения. Они верили, что дела пойдут в гору, что сеть будет расти, что труд и упорство всегда при- носят успех, а для того, чтобы чего-то добиться, надо быть смелым и не бояться перемен.
Федор Овчинников таких прыжков совершил за свою жизнь уже немало, надеясь на то, что рано или поздно про- видение обратит внимание на его упражнения и он почув- ствует под ногами землю, вместо того чтобы ощущать, будто падает в кроличью нору. Однако на этот раз под ногами оказалось нечто другое.
Влип
Когда в истории Федора Овчинникова только стало наконец что-то налаживаться, его партнер Алексей Ванеев прислал письмо, в котором сообщил, что выходит из бизнеса.
В судьбе предпринимателя Овчинникова Алексей Ване- ев всегда играл незаметную со стороны, но важную роль.
Раньше Алексей несколько раз кредитовал книжный бизнес
Федора. А теперь, в то время как Федор вложил в «Додо пиц- ца» триста пятьдесят тысяч, Алексей инвестировал больше миллиона. По меркам Сыктывкара Ванеев был хорошо обе- спечен, причем зарабатывал он свои деньги не самым три- виальным образом: Алексей сумел исполнить мечту многих людей на планете — превратить свое хобби в стабильный источник дохода.
Федор, от ваших планов дух захватывает. … У меня возникло
острое желание продать квартиру и вложить деньги в вашу компанию.
Комментарий в блоге Федора
С детства он увлекался программированием. Азы пости- гал на отцовском компьютере «Искра», потом автоматизиро- вал сыктывкарские бильярдные и котельные. А параллельно сочинял электронную музыку. Желая добиться профессио- нального звучания, он принялся сам программировать модули для обработки звука. Момент оказался донельзя удачным: мировой рынок звуковых модулей только начал зарождаться, подстегиваемый развитием платежных ин- тернет-систем. Модули Ванеева приглянулись любителям музыки со всего мира, он стал их продавать и вскоре уже обнаружил, что на обработке звука выручает больше, чем может предложить ему любая котельная. И даже больше, чем фантазия позволяет потратить в Сыктывкаре.
Из этих лишних денег он и кредитовал книжный бизнес
Овчинникова. В глазах Федора партнерство в пиццерии было развитием их отношений — он предложил Алексею стать финансовым инвестором и заработать не на процен- тах, а на росте капитализации. Такое вложение денег могло принести на порядок больше при минимальных затратах времени — от Ванеева требовалось только утвердить бизнес- план и следить за тем, как он выполняется.
Алексей согласился. Но теперь он объяснял в письме, что в «Додо пиццу» на самом деле вложился не ради прибыли.
Денег у него и так достаточно. Его интересовала репута- ция. И еще: он надеялся, что сможет самореализоваться.
Но он не получал ни признания, ни воплощения своих идей — ведь мало кто знал о том, что он главный инвестор, а всем бизнесом управлял Федор.
С самого начала они договорились, что права на бренд и технологии останутся у Овчинникова, а пиццерию откро- ют по схеме франчайзинга, при которой владелец торговой марки (в данном случае Овчинников) не только передает
287
Ботаники делают бизнес.
Год спустя бренд, но и сам управляет пиццерией (принадлежащей на четверть Овчинникову, а на три четверти Ванееву).
Некоторое время назад Ванеев просил продать ему долю в компании, владеющей брендом и информационной систе- мой, но Федор отказался. Поэтому Алексей принял решение выйти из бизнеса.
Чтобы выяснить, что произошло, предприниматель при- гласил партнера на встречу в «Кофейный дворик». Ничего нового компаньон не сообщил, но Федор понял: все серьезно и Ванеев не передумает. И пока Алексей рассказывал о сво- их мотивах, воображение Овчинникова уже набрасывало черновик грядущей драмы.
Создание информационной системы обходилось ему в во- семьдесят тысяч рублей ежемесячно. Эти затраты он плани- ровал покрывать за счет доходов от сыктывкарского телеги- да «Телесемь» — побочного бизнеса, оставшегося от былых времен. Прибыль от еще одного проекта — небольшой сту- дии архитектурного дизайна Tigerberry — помогала кормить семью, в которой как раз недавно случилось прибавление.
(Зарплата, установленная Овчинниковым для самого себя в «Додо пицца», составляла всего пятнадцать тысяч рублей.)
Теперь ему предстояло выплачивать деньги партнеру.
По договору пожелавший выйти из бизнеса инвестор полу- чал свои деньги в рассрочку в течение года с процентами по ставке рефинансирования. Таким образом, на бизнес ложилась дополнительная кредитная нагрузка в сто тысяч рублей ежемесячных платежей.
Разговор Алексея с Федором случился, когда пиццерия только открылась, оборот давал шестьсот тысяч в месяц, а прибыли едва ли было за шестьдесят. Если бы не авантюра с информационной системой, Федор бы мог закрыть финан- совую дыру доходами от газеты «Телесемь». Но теперь денег
Мужики, не ведитесь на эту хе... ню, через полгода этот очкарик будет
с проектом, а вы с носом, занимайтесь своей жизнью и своими идеями,
проверено собственным горбом.
Комментарий в блоге Федора на все просто не хватало. А давать задний ход уже было позд- но: коломенские программисты уволились из своей фирмы, поверив обещаниям мечтателя Овчинникова.
Федор понял, что снова влип.
Тяжкие грехи предпринимателя Z
После встречи с Ванеевым Федор просыпался по ночам в холодном поту и думал: зачем я в это ввязался? Почему мне не сидится на месте? Куда я бегу? Надо было забыть про дорогостоящую информационную систему, «на бумажках» работать и копить деньги.
Чего стоит весь его опыт, который он — за неимением других заметных успехов — считал своим главным капи- талом, если предприниматель снова повторяет прежние роковые ошибки?
Тут как раз приехали из Коломны Саша и Дима, чтобы познакомиться с организацией пиццерии и обсудить детали работы. Федор объяснял им задачу и думал: а не остановить- ся ли? Пока не поздно.
Начиная новый бизнес, он говорил себе, что не надо торопиться, — и в результате опять поспешил. Он заживо похоронил свою мечту о книжной империи, поскольку война с партнерами сковала его волю и сломила дух, и после этого дал слово тщательно подбирать компаньонов. Но в итоге выбрал такого, который устроил демарш через несколько месяцев после открытия, хотя бизнес шел по плану.
В свое оправдание обыкновенный человек Федор Овчин- ников мог сказать только одно: ему казалось, что на этот раз он все рассчитал. В тепличных условиях растут только огур- цы, а предпринимателю, чтобы развиваться, нужен встреч- ный ветер. Если бояться вкладывать в развитие, никогда
289
Ботаники делают бизнес.
Год спустя ничего не добьешься. И на фоне других кандидатов Ванеев заметно выигрывал.
Да, характер у него был не из легких. Он вел замкнутый образ жизни, по всем вопросам имел свои, зачастую весьма неожиданные суждения, которые отстаивал с педантичным занудством. К тому же он не совсем адекватно оценивал свои лидерские качества. Его бизнес хоть и был удачен, но дер- жался на одном человеке — на нем самом. Однако среди зна- комых Федора было не так уж много неординарных людей.
Сыктывкар вообще не то чтобы изобилует ими. Да и много ли в любом российском городе людей, которые могли бы уверенно конкурировать в своем деле на мировом рынке?
Так что непростой характер Алексея казался Федору чуть ли не обязательным дополнением к неординарности.
Как сильно Овчинников просчитался, стало ясно далеко не сразу. Вытащить деньги из дела в самом начале пути — все равно что подставить подножку ребенку, который только учится ходить. У Федора были все основания обидеться.
Но оказалось, что обиделся Алексей.
Федор понял это, когда ему бросили ссылку на пост Ва- неева на страничке в сети «Вконтакте». Это был один из тех постов, что люди пишут в горячке, не осознавая до конца всех последствий, отчего потом становится неловко и возни- кает желание стереть этот малоприятный эпизод из памяти и из интернета.
Впоследствии Ванеев пост удалил, но он провисел до- статочно долго, чтобы Федор, так же как и многие другие, ознакомился с содержанием. Алексей сообщил, что решил выйти из бизнеса с предпринимателем Z (так он называл
Федора Овчинникова по тексту, упомянув его реальное имя только один раз в самом начале), и при этом советовал другим задуматься, стоит ли вкладывать деньги в дутые
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 26