Файл: Протокол 1 Приказ 161 от 31. 08. 2016г. Адаптированная основная образовательная программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 441
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Критериями оценки сформированности жизненных компетенций специального коррекционного класса являются: знания о проблемах и способах их разрешения; элементарные умения по разрешению проблемы; применения знаний, умений в новых условиях.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательной деятельности. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- составление индивидуально-ориентированной программы коррекции и развития ребенка;
- включение в учебный план коррекционно-развивающей области: ритмика, психокоррекционные занятия, логопедические занятия.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, логопедии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Наиболее действенной формой организованного взаимодействия специалистов на современном этапе является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).
Ещё один механизм реализации коррекционной работы это - социальное партнёрство. Оно реализует профессиональное взаимодействие Школы с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями).
Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество с родительской общественностью;
Виды коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Формирование субъекта полноценной речевой деятельности. Развитие и совершенствование речемыслительных операций, понимания речи; расширение и актуализация словарного запаса и моделей общения;
7. Расширение представлений об окружающем мире.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план начального общего образования
Учебный план МОБУ СОШ с.Кош-Елга, реализующий АООП НОО для обучающихся с ТНР, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Содержание начального общего образования обучающихся с ОВЗ реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.
Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Министра образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития от 03 апреля 2014 г.;
- Санитарно-эпидимиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утверженные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.;
- Устав Школы.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в соотношении 80% к 20%.
Обязательная часть учебного планаопределяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, учебное время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ОВЗ:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Коррекционная подготовка и обязательные занятия определяют количество часов, отводимое на освоение общеобразовательных предметов, коррекционно-развивающих дисциплин и призваны обеспечить учащимся получение начального общего и основного общего образования согласно современным требованиям Стандарта начального общего образования. А также, ориентированы на особые образовательные потребности, обусловленные спецификой психофизического состояния и сформированности деятельности обучающихся с ОВЗ.
Обучениеведется по пятидневной неделе, реализуя адаптированные общеобразовательные программы по всем предметам учебного плана.
Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы составляет:
- для начальной школы – 4 года.
Продолжительность учебной недели в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Неполноценность, фрагментарность представлений об окружающем мире и недостатки речевого развития являются характерными для учащихся этой категории, поэтому вместо курса «Окружающий мир» в начальных классах вводится курс «Природоведение», направленный на формирование знаний и полноценных представлений об окружающем мире, развитие речи учащихся на основе приобретаемых знаний, а также на формирование и развитие у них умственных операций и действий, а как коррекционный курс – предмет «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».
Введение в качестве обязательного коррекционного учебного предмета «Ритмика» во 1-4 классах – по 1 часу обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности обучающихся.
В качестве обязательных занятий по выбору используются занятия, которые, помимо своего прямого назначения, способствуют социализации учащихся, а также преодолению недостатков развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, направленные на формирование и развитие основных умственных операций и действий. В связи с этим в обязательные коррекционные занятия введен предмет «Речь и культура общения» в 1-4 классе – 1 час.
Обязательный курс по выбору «Физкультура и обеспечение безопасности жизнедеятельности» в 4 классе (1 час) способствует социализации обучающихся и преодолению недостатков физического развития.
Для совместной работы логопеда, педагога-психологаи социального педагога с учителями и классными руководителямипри составлении индивидуально-ориентированной программы обучения, коррекции речевых нарушений, осуществления мониторинга и динамики развития обучающихся, а также для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятийучителям-специалистам (логопеде, психологу, социальному педагогу) предоставляется 1 час работы с этими детьми.
Содержание индивидуальных и групповых коррекционно-развивающихзанятий направлено на преодоление основных групп трудностей, которые испытывают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья:
- коррекция развития познавательной сферы и речи;
- направленная подготовка к восприятию нового учебного материала;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- ритмика- совершенствование двигательных навыков, развитие мышечных чувств, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки, повышение жизненного тонуса, формирование четкости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности;
- коррекция психического развития обучающихся, пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся;
- преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.
- расширение кругозора учащихся;
- повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентации.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет: в 1—4 классах 40 минут. В 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения:
- в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минуткаждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый);
- во втором полугодии (январь-май − по 4 урока по 40 минут).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
начального общего образования
Базисный учебный план начального общего образования (Вариант 2)
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | ||||
| Обязательная часть | |||||
Филология | | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Всего |
Русский язык | 4 | 5 | 5 | 5 | 19 | |
Литературное чтение | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 | |
Родной язык и литература | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | |
Иностранный язык | - | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Математика и информатика | Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | Основы религиозной культуры и светской этики | | | | 1 | 1 |
Искусство | Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Изобразительное искусство | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |
Технология | Технология | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 |
Итого | | 21 | 25 | 25 | 26 | 97 |
Вариативная часть Башкирский язык | - | 1 | 1 | - | 2 | |
Максимально допустимая недельная нагрузка | 21 | 26 | 26 | 26 | 99 |