Файл: Протокол 1 Приказ 161 от 31. 08. 2016г. Адаптированная основная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 441

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Критериями оценки сформированности жизненных компетенций специального коррекционного класса являются: знания о проблемах и способах их разрешения; элементарные умения по разрешению проблемы; применения знаний, умений в новых условиях.
Механизм реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательной деятельности. Такое взаимодействие включает:

- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

- составление индивидуально-ориентированной программы коррекции и развития ребенка;

- включение в учебный план коррекционно-развивающей области: ритмика, психокоррекционные занятия, логопедические занятия.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, логопедии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

Наиболее действенной формой организованного взаимодействия специалистов на современном этапе является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который предоставляет многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям).

Ещё один механизм реализации коррекционной работы это - социальное партнёрство. Оно реализует профессиональное взаимодействие Школы с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями).

Социальное партнёрство включает:

- сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- сотрудничество с родительской общественностью;

Виды коррекционной работы:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:


- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Формирование субъекта полноценной речевой деятельности. Развитие и совершенствование речемыслительных операций, понимания речи; расширение и актуализация словарного запаса и моделей общения;

7. Расширение представлений об окружающем мире.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
III. Организационный раздел

3.1. Учебный план начального общего образования

Учебный план МОБУ СОШ с.Кош-Елга, реализующий АООП НОО для обучающихся с ТНР, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

Содержание начального общего образования обучающихся с ОВЗ реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы.



Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

-Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Министра образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598;

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития от 03 апреля 2014 г.;

- Санитарно-эпидимиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утверженные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.;

- Устав Школы.

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в соотношении 80% к 20%.

Обязательная часть учебного планаопределяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, учебное время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ОВЗ:

- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;

- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;

- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Коррекционная подготовка и обязательные занятия определяют количество часов, отводимое на освоение общеобразовательных предметов, коррекционно-развивающих дисциплин и призваны обеспечить учащимся получение начального общего и основного общего образования согласно современным требованиям Стандарта начального общего образования. А также, ориентированы на особые образовательные потребности, обусловленные спецификой психофизического состояния и сформированности деятельности  обучающихся с ОВЗ.


Обучениеведется по пятидневной неделе, реализуя адаптированные общеобразовательные программы по всем предметам учебного плана.

Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы составляет:

- для начальной школы – 4 года.

Продолжительность учебной недели в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.

Неполноценность, фрагментарность представлений об окружающем мире и недостатки речевого развития являются характерными для учащихся этой категории, поэтому вместо курса «Окружающий мир» в начальных классах вводится курс «Природоведение», направленный на формирование знаний и полноценных представлений об окружающем мире, развитие речи учащихся на основе приобретаемых знаний, а также на формирование и развитие у них умственных операций и действий, а как коррекционный курс – предмет «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи».

Введение в качестве обязательного коррекционного учебного предмета «Ритмика» во 1-4 классах – по 1 часу обусловлено необходимостью коррекции отклонений в развитии моторной и речемоторной деятельности обучающихся.

В качестве обязательных занятий по выбору используются занятия, которые, помимо своего прямого назначения, способствуют социализации учащихся, а также преодолению недостатков развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, направленные на формирование и развитие основных умственных операций и действий. В связи с этим в обязательные коррекционные занятия введен предмет «Речь и культура общения» в 1-4 классе – 1 час.

Обязательный курс по выбору «Физкультура и обеспечение безопасности жизнедеятельности» в 4 классе (1 час) способствует социализации обучающихся и преодолению недостатков физического развития.

Для совместной работы логопеда, педагога-психологаи социального педагога с учителями и классными руководителямипри составлении индивидуально-ориентированной программы обучения, коррекции речевых нарушений, осуществления мониторинга и динамики развития обучающихся, а также для проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятийучителям-специалистам (логопеде, психологу, социальному педагогу) предоставляется 1 час работы с этими детьми.


Содержание индивидуальных и групповых коррекционно-развивающихзанятий направлено на преодоление основных групп трудностей, которые испытывают обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья:

- коррекция развития познавательной сферы и речи;

- направленная подготовка к восприятию нового учебного материала;

- коррекция отдельных сторон психической деятельности;

- ритмика- совершенствование двигательных навыков, развитие мышечных чувств, пространственной ориентировки и координации, улучшение осанки, повышение жизненного тонуса, формирование четкости, точности движений, что сказывается на всей учебной деятельности;

- коррекция психического развития обучающихся, пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся;

- преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки, регуляции поведения и др.

- расширение кругозора учащихся;

- повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентации.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность учебных занятий составляет: в 1—4 классах 40 минут. В 1-м классе используется «ступенчатый» режим обучения:

- в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минуткаждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый);

- во втором полугодии (январь-май − по 4 урока по 40 минут).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

начального общего образования

Базисный учебный план начального общего образования (Вариант 2)


Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю




Обязательная часть

Филология




1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Русский язык

4

5

5

5

19

Литературное чтение

2

3

3

3

11

Родной язык и литература

3

3

3

3

12

Иностранный язык

-

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

16

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы духовно-нравственной культуры народов

России

Основы религиозной

культуры и светской этики










1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

4

Изобразительное искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

3

12

Итого




21

25

25

26

97

Вариативная часть

Башкирский язык

-

1

1

-

2

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

26

26

26

99