Файл: Банковская деятельность региональные аспекты.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-Вопросы статистики, 12/2012-

41

ПРАКТИКА I ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ И РАСЧЕТЫ

Закон о Национально! платежной системе: требования по информационной безопасности




Как выявить инциденты информационной безопасности в платежных системах и управлять ими, обеспечить бесперебойность их функциони­рования и снизить риски мошенничества? Какие требования по защите информации банки должны включать в соглашения с платежными аген­тами? Попытаемся в статье дать ответы на эти вопросы.

П . 3. ЛОЖКИН, заместитель генерального директора компании «Андэк»



Особенностью процесса выявления и регистрации! инцидентов информационной безопасности в банкам является слабая связь событий, происходящих с информационными активами, с рисками, присущими этим активам в случае им несанкционированного разглашения или речки за пределы банка, либо доступа к ним неавторизованных сотрудников, нарушения целостности или доступности этим активов.

Принятый 27.06.2011 Федераль­ный закон №161-ФЗ «О нацио­нальной платежной системе» (далее - Закон о НПС) определяет Центральный банк Росси и как регу­лятора по данному закону. В соот­ветствии с требованиями этого закона ЦБ РФ разработал ряд доку­ментов для обязательного исполне­ния всеми организациями, деятель­ность которых регулируется зако­ном (в основном это банки). В их числе два наиболее важных для кре­дитных организаций:

  • Указание Банка России
    (№2831-У от 09.06.2012)
    «Об отчетности по
    обеспечению защиты
    информации при
    осуществлении переводов
    денежных средств операторов
    платежных систем, операторов
    услуг платежной
    инфраструктуры, операторов
    по переводу денежных
    средств»;

  • Положение Банка России
    (№382-П от 09.06.2012)

«О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при

осуществлении переводов

денежных средств».

Эти документы обусловили необходимость оценки банками рисков непрерывности функциони­рования платежных систем и управ­ления такими рисками, выявления инцидентов информационной без­опасности. Перед службами инфор­мационной безопасности банков встала также задача определения требований по защите информации с целью включения их в соглашения с платежными агентами.

Инциденты ИБ

Указание 2831-У фактически вводит требование о создании процесса выявления и регистра­ции инцидентов информацион­ной безопасности в системах, связанных с осуществлением платежных операций. В банке большинство систем имеют отно­шение к осуществлению платеж­ных операций, прямо или косвен­но обеспечивают или поддержи-

вают деятельность по переводу денежных средств.

Инциденты ИБ, как правило, не рассматривались банками как риски непосредственного хищения денежных средств и были слабо с ними связаны. В основном они покрывали «внутреннюю кухню» банка, где тоже существуют риски, но они не обязательно реализуются в мошеннические схемы по хище­нию денежных средств, а могут возникать, например, при наруше­нии конфиденциальности инфор-

мации, в том числе, напрямую не относящейся к клиентам банка. Особенностью процесса выяв­ления и регистрации инцидентов ИБ в банках является слабая связь событий, происходящих с инфор­мационными активами, с рисками, присущими этим активам в случае их несанкционированного разгла­шения или утечки за пределы банка, либо доступа к ним неавто­ризованных сотрудников, наруше-


I 70 I БАНКОВСКОЕ ДЕЛО I №112012


Бесперебойность бизнес-процесса является «виртуальной», если регулярно не проводить тестирование для определения отказоустойчивости - нельзя предсказать даже при наличии казалось бы полностью отказоустойчивой инфраструктуры, что произойдет в случае отказа тех или иных систем.

стойчивость. Порой происходят курьезные случаи, например, в кон­фигурационные файлы систем вне­сены IP-адреса, а не имя сервера, к которому обращается система. А при недоступности IP-адреса про­исходит отказ системы, хотя резер­вный сервер успешно запустился и содержит необходимые данные. Но это только половина пробле­мы, поскольку кроме отказоустой­чивой инфраструктуры должна быть бесперебойность и бизнес-процессов. Например, по какой-то причине нельзя попасть в основной офис (пожар, заблокирован вход и т.п.), а в другом офисе есть резер­вные места, и сотрудник может работать оттуда, но ключи цифро­вой подписи находятся у него в единственном экземпляре, в сейфе в основном офисе. В этом случае он ничего не сможет сделать, сколь хорошей ни была бы отказоустойчи­вость инфраструктуры. Поскольку процессы в банке взаимозависимы, выполнение работы одним сотруд­ником часто зависит от того, может ли выполнить свою работу другой сотрудник или другое подразделе­ние. Так, если при проектировании процесса не учитывалась его непре­рывность, сотрудник, который вво­дит в систему платеж (и делает это с резервного места) и не имеет права авторизовать его, выполняет бес­смысленную работу, если его колле­га, который должен авторизовать платеж, остался без основного рабо­чего места, а резервного для него не предусмотрено.

В целях обеспечения непрерыв­ности бизнес-процессов необходи­мо проводить их анализ, чтобы выявить все подразделения, задей­ствованные в них, иначе, например, сформированный валютный пла­теж не будет отправлен без работ­ников валютного контроля, если при резервировании про них просто забыли. И только четко выявив потребности бизнеса, сле­дует определять список систем, необходимых для обеспечения бес­перебойной работы и поддержания основных бизнес-процессов. При этом возникает вопрос - следует ли

бизнес-процесс резервировать или можно на некоторое время обой­тись без этого? Для того чтобы ответить на него, необходима стра­тегия непрерывности бизнеса, которая определяла бы, какой период считается критичным и каков допустимый уровень риска, на который может пойти банк. То есть для формирования такой стра­тегии необходимо проведение высокоуровневого анализа рисков. Если этого не сделать, то произой­дет то, что описано выше.

Важно также помнить о том, что проблемы могут появиться не

только в момент возникновения событий, влияющих на беспере­бойность работы банка, но и после их завершения. Если отсутствует план возвращения к нормальной работе, возможна, например, такая ситуация: ключ ЭЦП остался в сейфе в другом офисе, нужные бумаги там же, системы ИТ при переключении с резервных на основные потеряли данные, кото­рые были введены за время рабо­ты на резервной инфраструктуре, произошло частичное переключе­ние систем и т. д.

Но не все случаи настолько фатальны. Из практики известно, что чаще происходят небольшие сбои на уровне процессов и в фун­кционировании инфраструктуры, которые не требуют эвакуации сотрудников с их рабочих мест в режиме «экстренного катапульти­рования и групповых забегов по пожарной лестнице», но требуют незамедлительных действий по восстановлению работоспособно­сти систем. Чтобы отследить эти события и выполнить требования закона по их учету и созданию отчетности, целесообразно также пользоваться автоматизированны­ми системами, основная функция

ПРАКТИКА

которых - работать с жизненным циклом инцидентов (в ITIL-понима-нии1 этого термина), обеспечивая непрерывность работы систем и процессов. Большинство подобных систем способно формировать необходимую отчетность по задан­ным критериям.

Сегодня позиция большинства банков относительно организации реальной бесперебойности систем и процессов выжидательная: необ­ходимый минимум работ банки, конечно, делают, но не все из них серьезно относятся к проблеме и к рискам прекращения деятельности

ввиду тех или иных факторов, предпочитая молчаливо принимать эти риски.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Мошенничество

Все большую проблему для бан­ковской системы составляет мошенничество. Охват населения банковскими продуктами растет год от года, опережающими темпа­ми растет при этом и мошенниче­ство. До настоящего времени банки не вели статистики, как этого тре­бует Указание № 2831-У, ограничи­ваясь в лучшем случае сбором информации о количестве попыток как успешных, так и неуспешных несанкционированных переводов денежных средств и об инцидентах, связанных с пластиковыми карта­ми. Поэтому реальный размер потерь определен только прибли­зительно, но даже эти примерные цифры вызывают озабоченность. Такое отношение банков обуслов­лено тем, что в настоящее время согласно сложившейся практике и требованиям законодательства и платежных систем данные потери только в очень небольшом количе­стве случаев становятся потерями банка. В большей части случаев банки возлагают ответственность

1ITIL (англ. IT Infrastructure Library — библиотека инфраструктуры информационных технологий) — библиотека, опи­сывающая лучшие из применяемых на практике способов организации работы подразделений или компаний, занима­ющихся предоставлением услуг в области информационных технологий.

112012 I БАНКОВСКОЕ ДЕЛО I 73 I

ПРАКТИКА | ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ И РАСЧЕТЫ

Электронные деньги:

конкурент или новая возможность для розничного финансового сектора?

Федеральный закон «О национальной платежной системе» не только ввел в правовое поле понятие электронных денег. Принятие закона активизирова­ло дискуссии о модернизации регулирования платежной отрасли. В статье описываются причины, по которым для банков подготовка к грядущим изменениям является императивом, а не вопросом выбора.









И
В. Л. ДОСТОВ,

председатель

совета Ассоциации

«Электронные деньги»

П. М. ШУСТ,

аналитик Ассоциации «Электронные деньги»
|сполнилось почти полтора года со времени под­писания Федерального закона «О национальной платежной системе». За это время все крупней­шие участники рынка, которым было необходимо получить статус кредитной организации, успешно прошли процесс лицензирования в Центральном банке. Тем не менее у представителей финансового сек­тора до сих пор не сформировалось единого понима­ния того, что принесло закрепление в юридическом поле понятия «электронные деньги». До последнего времени банки концентрировали внимание преимуще­ственно на прикладных вопросах. К ним, в частности, относится проблема использования специальных агентских счетов, а также запрет на получение кредит­ной организацией статуса платежного агента и некото­рые другие.

Однако, по нашему мнению, проблема электрон­ных денег требует более внимательного рассмотре­ния. Причина тому - их более значительное, чем может показаться на первый взгляд, влияние на ланд­шафт розничных финансовых услуг. Грядущие измене­ния в регулировании затронут практически всех участников рынка, что делает дальнейшее успешное развитие невозможным без понимания основных тен­денций в платежной сфере.

В первую очередь, следует остановиться на фунда­ментальном значении таких понятий, как «электрон­ные деньги» и «электронные средства платежа».

Электронные деньги -концептуальные признаки

Отличительная черта электронных денежных средств (ЭДС) состоит в том, что клиенту не откры­вается отдельный счет. К примеру, в Европейском союзе электронные деньги также не требуют предо­ставления банковского счета, но их формулировка является самодостаточной, определяющей ЭД как


Б4 I БАНКОВСКОЕ ДЕЛО I №12 2012

ПРАКТИКА

самостоятельную сущность. В российском Федераль­ном законе № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее - Закон № 161-ФЗ) реализована зна­чительно более сложная конструкция. Фактически ЭД являются надстройкой уже существующих форм расчетов и типов операций, что обусловлено ком­плексом причин, в первую очередь нормативных и политических.

Так, введение нового типа расчетов было бы невозможным без внесения соответствующих попра­вок в Гражданский кодекс (ГК РФ). Однако в первой половине 2011 г. подобные изменения рассматрива­лись как избыточные. Правда, уже во второй полови­не 2012 г. ситуация изменилась: сегодня активно обсу­ждается целый пакет поправок в ГК РФ. Ряд положе­ний, как предполагается, будет внесен именно в целях уточнения и развития норм Закона № 161-ФЗ. В свою очередь, опасения законодателей ненамеренно узако­нить частные валюты или независимую эмиссию не позволили придать концепции ЭД самостоятельный характер.

Российское законодательство содержит весьма сложное описание термина «электронные денежные средства». Будучи результатом воздействия вышеука­занных факторов, оно оказалось запутанным не толь­ко с филологической точки зрения, но и с функцио­нальной стороны. Определение, закрепленное в п. 18 ст. 3 Закона № 161-ФЗ, рекурсивное: электронные деньги определяются как денежные средства, предо­ставленные обязанному лицу без открытия банков­ского счета. В то же время перевод без открытия счета, осуществляемый с «транзитной» остановкой (которая описана в п. 18 ст. Закона № 161-ФЗ как «учет информации о размере предоставленных денежных средств») становится переводом электрон­ных денежных средств. Та же логика реализована в п. 1.4. Положения Банка России от 19 июня 2012 года 383-П «О правилах осуществления перевода денеж­ных средств», где переводы ЭДС относятся к катего­рии переводов без открытия счета. Вместе с тем Банк России с точки зрения бухгалтерского учета ушел от концепции «транзита»: если раньше кредитные орга­низации использовали для учета ЭД счет 40911 «Транзитные счета», то сейчас рекомендуется исполь­зовать счет 40903 «Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления перево­дов электронных денежных средств с использовани­ем электронного средства платежа» [3]. Отметим, что определение счета 40903 также ссылается на себя как минимум дважды.

Таким образом, функционирование электронных денег во многом основывается на переводах денеж­ных средств без открытия счета. Главной особенно­стью ЭДС является наличие «транзитного» состоя­ния, в котором средства находятся между внесением их клиентом и исполнением распоряжения о перево­де. Оператору ЭДС запрещено начислять на эти «транзитные» остатки средств проценты или выпла­чивать клиентам вознаграждение.

Электронные средства платежа -новые старые инструменты

Неотъемлемым признаком электронных денег является использование клиентом для передачи распо­ряжений об их переводе исключительно электронного средства платежа (ЭСП). Причем определение ЭСП, данное в Законе № 161-ФЗ, довольно широкое, включа­ющее не только «технические устройства», но и «информационно-коммуникационные технологии» (п. 19 ст. 3). С учетом анализа законодательных актов, а также разъяснений регулятора понятие электронного

В Европейском союзе электронные деньги не требуют предоставлении банковского счета, мо мх формулировка является самодостаточно!, определившей ЭД как самостоятельную сущность. В российском Федеральном законе 161-ФЗ «0 национальной платежной системе» реализована более сложна! конструкция. Фактически 31 являются надстройкой уже существующим форм расчетов м типов операций, что обусловлено комплексом причин, в первую очередь нормативных и политических.

средства платежа существенно меняет наше понима­ние платежных инструментов в целом. Так, под ЭСП, помимо интерфейсов электронных кошельков, подпа­дают также и банковские платежные карты. Следствием этого является пересмотр регулирования предопла-ченных карт: их дальнейшую судьбу определило сбли­жение функций с электронными деньгами. Согласно решению Банка России, предоплаченные карты в бли­жайшее время прекратят свое существование и станут, в новой редакции Положения ЦБ № 266-П, лишь ЭСП для перевода электронных денег. С одной стороны, это решение унифицирует регулирование, а с другой — принципиально меняет традиционные инструменты, которым приходится подстраиваться под новый режим. Пример решения проблемы предоплаченных


Abstract. Federal Law «On National Payment System» has not only introduced the concept of 'electronic money' into the Russian Law. It also spurred debated on the modernization of the payment industry regulation. In this paper we show why getting prepared for the upcoming changes is an imperative rather than a matter of choice.

Keywords. Federal Law «On National Payment System», electronic money, prepaid cards, payments regulation.

Ключевые слова. Федеральный закон «0 национальной платежной системе», электронные деньги, предоплаченные карты, регулирование платежей.

> I БАНКОВСКОЕ ДЕЛО I 65

ПРАКТИКА | ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

дает операторам по переводу денежных средств право привлекать агентов для идентификации клиента — физического лица, его представителя и (или) выгодо­приобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета. При этом не уточняется, допустима ли, к примеру, идентификация клиента для смены статуса электрон­ного средства платежа с «неперсонифицированного» на «персонифицированное».

Вторым белым пятном оказался запрет оператору предоставлять клиенту средства для увеличения остатка электронных денег (ч. 5 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). К сожалению, подобное ограничение фактически не позволяет решить проблему овердрафтов, которая может возникнуть в связи с изменением курсовой разницы или при совершении операций, не требую­щих предварительной авторизации. На практике нерешенность проблемы овердрафтов станет препят­ствием для использования электронных денег в слу­чаях, требующих мгновенного офлайнового платежа: например, на платных автодорогах, автоматических заправочных станциях.

Помимо юридической неопределенности относи­тельно отрицательного баланса в «кошельке» клиен­та, возникают затруднения и в ряде других случаев. Например, если клиент в результате увеличения остатка ЭДС превышает лимит, предусмотренный для соответствующего типа ЭСП, оператор не может отправить эти деньги обратно, так как они были пере­даны без открытия счета. Закон № 161-ФЗ не дает ответа, возможно ли постепенное зачисление средств на «кошелек» в порядке очередности, что было бы наиболее логично в данной ситуации.

Самым спорным элементом режима является, пожалуй, запрет на перечисление электронных денег юридическими лицами в пользу клиентов — физиче­ских лиц (ч. 2 и 10 ст. 7 Закона № 161-ФЗ). Следствие этого - неурегулированность возвратов платежей в случае отказа от товара (услуги, работ). Операторы фактически оказываются перед выбором: нарушить либо Закон № 161-ФЗ, либо положение Закона «О защите прав потребителей».

Мы уверены, что в процессе модернизации режима функционирования электронных денег вышеуказан­ные проблемы найдут свое решение. Тем не менее

неизбежна и корректировка иных, более общих вопро­сов регулирования. В частности должен быть введен лимит ответственности клиентов при возникновении несанкционированных операций (как это сделано в США и Европейском союзе), требуется более деталь­ное описание инцидентных циклов в рамках ст. 9 Закона № 161-ФЗ (вероятно, данные положения будут закреплены в новой редакции Гражданского кодекса). Решения требуют также проблемы лимитированной выдачи наличных по неперсонифицированным ЭСП (такая возможность закреплена применительно к пре-доплаченным картам старого образца), расчетов элек­тронными деньгами в иностранной валюте, поэтапно­го повышения лимитов по различным типам ЭСП.

Обсуждение всех вышеуказанных вопросов поро­ждает дискуссии и в смежных областях. Например, после принятия новой редакции Рекомендаций ФАТФ активизировался поиск путей модернизации институ­та идентификации клиентов [4]. Отрасль электрон­ных денег благодаря опыту удаленного взаимодейст­вия с клиентами играет в данном процессе ключевую роль.

! ВЫВОДЫ ШШШШШШШШШШШШШШЛ Закрепление в России института электронных денег оказало значительное влияние на рознич­ный финансовый сектор. Однако мы уверены, что наиболее важные изменения в этой сфере еще впе­реди. Законодателям, Банку России и кредитным организациям предстоит не только предпринять шаги к решению проблем, выявленных за полтора года действия Федерального закона «О нацио­нальной платежной системе». Стоит более гло­бальная задача - модернизация нормативного регулирования отрасли в целом. Этот процесс затронет не только узкоспециализированные вопросы, но отразится на переводах без открытия счета в целом и в смежных сферах: идентифика­ции клиентов, оспаривании несанкционированных операций, а также многих других. В такой ситуа­ции «электронные деньги» перестают быть экзо­тической концепцией, а становятся базой для новой парадигмы взаимодействия с клиентами и построения внутренних процессов кредитной организации.