Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос № 13. Типология Урока в отечественной общеобразовательной школе


1) Понятие «урок»: Урок – 1) одна из форм организации учебной работы в школе 2) основная единица классно – урочной системы процесса обучения.

2) Требования к современному уроку истории: Требования к уроку истории: 1) полноценность исторического содержания, педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам; 2) научность знаний, достоверность исторических фактов, применение разнообразных источников знаний, отбор главного для формирования базовых знаний, ключевых проблем; 3) мотивация и дифференцированность обучения; 4) высокая степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, их познавательной активности, охват работой всех учащихся; воспитание интереса к истории; 5) правильный выбор типа урока, средств и методов его проведения; 6) соответствие приемов учебной работы педагогическому замыслу, содержанию и познавательным возможностям учащихся; единство деятельности учителя и учащихся.

3) Классификация типов уроков: Тип урока – это понятие связанное с варьированием структурных элементов. Типы: 1) вводный урок 2) урок изучение нового материала 3) повторительно – обобщающий урок 4) контрольно – оценочный урок 5) комбинированный урок.

4) Понятие «комбинированный урок»: Комбинированный урок – все звенья процесса обучения представлены.

5) Структурные элементы комбинированного урока истории: организационный момент, целепологание урока; проверка домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала. Изучение нового материала. Повторение и закрепление нового материала. Итог урока. Информация о дом. Задании.

6) Цель, особенности проведения каждого этапа комбинированного урока истории: Вагин предложил 7 этапов процесса обучения: 1) организационный момент – учитель организовал детей на процесс обучения. Содержание: а) взаимное приветствие б) объяснение целеполагания урока – объяснить ребенку, чем будем заниматься в) проверка готовности к уроку и проверка присутствующих на уроке 2) проверка домашнего задания. Задача: систематизировать знание и умение учащихся по пройденному материалу: а) проверяются знания учащихся б) умение формулировать 3) переход к изучению нового материала. Цель: отследить или показать взаимосвязь пройденного и последующего материала (задачи, вопросы, логические фразы). На этом этапе


учитель сообщает тему урока, подчеркивает её связь с предшествующей, в случае необходимости напоминает об основных представлениях и понятиях. 4) изучение нового материала. Цель: а) донести новую информацию до учеников б) отследить процесс информации. Содержание: а) учитель постарался представить в системе материал б) включать в процесс изучения нового материала (беседа, учебник, документ), т.е. учащихся включать 5) повторение и закрепление изученного материала: а) повторить основные моменты б) вопросы и задания 6) итог урок – это итог процесса обучения. Цель: провести систему оценивания и выводы 7) информация о домашнем задании. Домашнее задание пишется на доске: номер параграф, читать, ответить на вопросы, страница, задания, карты). Задача: проинформировать детей «что и как» они должны сделать.

7) Особенности структуры других типов уроков истории: 1) вводный урок: дает основные сведения учащимся о курсе в целом. На вводном уроке нет д/з. после вводного урока всегда идет изучение нового материала. На вводном уроке знакомятся с учебником, с атласом, с контурными картами, предлагает и знакомит с системой оценивания. 2) урок изучения нового материала: отсутствует проверка д/з. После контрольной работы. Основная нагрузка урока – изучение материала и восприятие его учащихся. Виды: урок изложения материала учителем; школьная лекция; урок – экскурсия; киноурок; урок с сообщениями и докладами учащихся. 3) повторительно – обобщающий урок. Основная задача: повторить, систематизировать знания по изученной теме. Повторить фронтально. Обобщение с опорой на ленту времени. Написать параграф. Они начинают работать: персоналии, даты и т.д. дать задание. Урок может завершиться проверочной работой, если не планируете контрольно – оценочного урока. 4) контрольно – оценочный урок – контролирует и оценивает знания учащихся. В комплексной форме, либо в устной, либо в письменной (задание, тест). Среди приемов работы может быть: исторический диктант, тестирование, составление синхронистической таблицы, заполнение контурной карты.

Форма_урока'>Вопрос №14: Многообразие видов форм урока истории в общеобразовательной школе.
Понятие «форма урока»: Форма урока – это понятие, которое отражает способ подачи материала. Форма

– основной вид, наружный вид (с латинского «контуры предмета»). Форма занятия – это организационное обучение конкретного предмета в школьных условиях. Урок – основная единица классно – урочной системы процесса обучения. Ход урока понимания – основная форма организации учебных занятий при классно – урочной системе обучения в школьном учебнике, средне – специальные учебные заведения. Виды традиционных форм урока в старшей школе: школьная лекция, школьный семинар, школьное практическое и лабораторное занятие. Типология, особенности подготовки и проведения школьной лекции, школьного семинара, школьного практического занятия, школьного лабораторного занятия: Школьная лекция – это форма учебного занятия по истории в старших классах, которая позволяет учителю преимущественно – монологическими приемами давать целостное, логически – стройное, незавершенное изложение, основного теоретического и фактологического материала учебной темы. Школьные лекции бывают: 1) обзорные 2) тематические. 1) Обзорные подразделяются: а) вводные – содержит минимум информвции и позволяет познакомить учащихся сисходным теоретическим положениям изучения темы. Вводная лекция начинает изучение большой темы. б) заключительные – завершает большую тему. Систематически обобщаются основные вопросы темы. 2) Тематические - посвящены конкретной теме. Основная цель – сформировать у школьников яркие образы о главных исторических фактах. Подготовка: включение в процесс подготовки самих учащихся. Виды опережающих заданий: 1) прочитать параграф 2) подбор литературы 3) оформление выставки 4) посещения музея или выставки, проведение экскурсии. Предварительный просмотр фильма. Подготовка самим педагогом: 1( выбирает формулировку темы – яркое, интригующее название 2) составление тона самой лекции. Основу должны составлять исторические факты. Учитель может составить план для себя и для учащихся. Школьное практическое занятие – это форма учебных занятиях в старших классах, где на основе ранее полученных знаний сформированных умений, школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей творческой деятельности или осваивают более сложные приемы истории. Такие занятия проводятся после лекции, семинаров.
Виды практических занятий: 1) практикум по развитию познавательных умений. Основная задача – сформировать умения. Их можно проводить не только в старших классах, но и в основной (5 кл). Например: карты, хронологии, счет лет в истории 2) по решению познавательных задач. Позволяет актуализировать знания (вспомнить) и применять на практике. Определенная структура по решению познавательных задач: а) организационный этап – сообщается тема занятий, его задачи, условия и способы проведения, формы работы, могут быть выделены помощники учителя (консультант, эксперт и т.д.) б) этап решения познавательных задач. Аналогическое задание разбирается всем классом вместе с опорой на памятку или алгоритм. Решение задач в группе в) обсуждение готовых решений задач. Советы: не давать много; объем заданий; подробно объяснить как делать г) подведение итогов 3) по проверке результатов творческо поисковой деятельности учащихся: доклады, рефераты. Школьный семинар - это 1) в переводе с латинского рассадник знаний 2) обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов 3) одна из форм учебных занятий по истории, на которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его систематизации (Е.Е. Вяземский).Цели: 1) формирование и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе самостоятельного изучения разнообразных источников информации 2) развитие широкого спектра аналитических умений. Виды: 1) по В.В. Гузееву: по способу проведения (классический, модельный и проблемный) 2) по Е.Е. Вяземскому: а) по роли формирование новых знаний (тематический, обобщающий изучение крупной учебной темы, обобщающий и систематизирующий знания по разделам и целым курсам) б) по способу проведения (по методу «малых групп», семинар – соревнование, семинар лицевой счет участников, семинар дискуссия) 3) по А.Т. Степанищеву: по способу организации (семинар – исследования, семинар «мозговой штурм», семинар «круглый стол», семинар «карусель», семинар с элементами дискуссии).Подготовка к проведению: 1) составление программы занятия 2) определение темы и плана занятия 3) подбор литературы для учащихся 4) подготовка дидактического материала (памятки, алгоритмы, карточки с заданиями и др.) 5) распределение ролей (докладчик, содакладчик, оппонент и др.) 6) консультация для участников 7) написание конспекта занятия. Этапы проведения: 1) организационный этап (объяснение целей, общий инструктаж по проведению занятия, формулирование основных проблем) 2) основной этап (собственно обсуждение проблемы темы) 3) заключительный этап (подведение итогов занятия).
Школьное лабораторное занятие – это форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документу. Особенности: 1) основная обучающая цель – поиск новой информации 2) высокая степень самостоятельности учащихся в овладение новыми заниями и умениями 3) основными источниками получения информации являются учебники или документы 4) учитель – организатор и консультант. Виды: 1) по учебнику: формирование целостного образа главных исторических фактов; знакомство с авторской интерпретацией событий и явлений; формулирование и аргументирование собственных выводов и оценок. Развитие и совершенствование аналитических умений 2) по документам: углубление и конкретизация знаний о факторах прошлого; расширение представлений об исторических документах. Развитие аналитических умений работы с документальным текстом. Подготовка: 1) отбор учебников: материалы текста учебников раскрывают полно, глубоко и интересно тему занятия; основной текст четко структурирован; авторы учебников отражают одну или несколько точек зрения на изучаемую проблему; историческая тема рассматривается в учебнике на основе однородных фактов 2) подготовка дидактического материала к занятию: памятки, алгоритмы. 3) выбор оптимальной формулировки темы занятия и определение пунктов плана 4) написание конспекта задания. Система заданий по учебнику истории: 1) некоторые виды текстов (составить словарь темы, решить хронологическую задачу и др.) 2) задание на образную реконструкцию исторических фактов 3) задание на анализ исторического текста и других источников информации в нем (составление планов, таблиц, схем и др.) 4) задание на формулирование и аргументирование личных исторических сведений. Классификация документов по содержанию и назначению (по Е.Е. Вяземский): 10 документы государственного характера (указы, законы, грамоты) 2) документы международного характера (договоры и т.д.) 3) документа политического характера (политические программы) 4) документы исторического характера 5) документы личностного характера 6) документы литературного характера. Подготовка по документу: 1) отбор документа 2) подготовка дидактического материала. Отбор документов осуществляется в соответствии с: 1) темой занятия 2) целями 3) возрастом учащихся 4) его содержанием, позицией автора. Структура лабораторного занятия (по учебнику и документу): 1) организационный этап 2) самостоятельная работа учеников с исторической информации согласно инструкциям и организационной установки 3) коллективное обсуждение результатов работы 40 подведение итогов.