Файл: Вопрос 1 Методика обучения и воспитания в истории как учебная дисциплина 1 Методика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Преемственность в работе с картой (постепенное усложнение и постоянство).
Обучение учащихся приёмам работы с картой.
Соответствие возрасту учащихся.
Существует две группы приёмов работы с картой: механические и логически-смысловые.
Приём одновременного показа (настенные и настольные карты).
Вычерчивание карты (на доске учителем и в тетради учеником)
В школе применяются такие карты, как настенные, шаблоны, блиц-карты и черные карты
Теперь остановимся на некоторых видах печатных средств обучения.
Например, при составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить. Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.
Логические таблицы обычно применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, они помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.
Сущностные структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны. Например, «Славянские племена», «Национально-государственное устройство СССР».
Другим распространенным средством наглядного обучения на уроках истории являются исторические картины. Они позволяют создать зрительный образ, иллюстрируют теоретический материал, служат источником извлечения новых знаний, являются средством актуализации известного материала, выступают как средство усиления эмоционального воздействия на школьников.
Методика работы с иллюстрацией, помещенной в учебнике, в целом такая же, как и с картиной. Иллюстрация в учебнике это неотъемлемая, органическая часть его содержания. Поэтому работа с иллюстрацией обязательна либо на уроке, либо дома. Отбор иллюстраций необходимо дифференцировать. Они должны раскрывать не случайные, а существенные стороны общественной жизни в изучаемую эпоху, существенные черты исторического явления или события, помогая познанию сущности явления, его специфических особенностей и общих закономерностей развития.
Классификация исторических карт (по назначению)
Справочно-исторические карты. Исторический процесс в них даётся в определённый хронологический период. Их цель – дать возможно больше конкретных исторических сведений.
Учебно-исторические карты. Они преследуют образовательные цели.
Агитационно-пропагандистские карты. Эти карты способствуют распространению определённых идей в массах.
Учебно-исторические карты – графическое, условное, созданное на географической основе, изображение исторических событий, явлений или исторического периода в пространстве.
Учебно-исторические карты отличаются от географических нагрузкой (легендой), т.е. массивом условных изображений, и ролью.
Задачи учебной карты:1) карта позволяет локализовать историю в пространстве; 2) карты устанавливает связи между природными условиями и общественной жизнью; 3) карта позволяет осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития.
Карты делятся на настенные и настольные. По внешним признакам карты делятся на атласы, контурные карты, врезки к учебникам.
По нагрузке (содержанию) карты делятся на:
Группа общих карт. Они показывают состояние одной или нескольких стран в определённый момент развития. Такие карты имеют максимальную нагрузку(условныё обозначения внутри- и внешнеполитических событий, экономика, классовая борьба, культура – вертикальный срез всех этих линий >>> всё переплетено). Таких карт наибольшее количество.
Обзорные карты. Они посвящены ряду последовательных моментов в развитии определённой стороны общественной жизни или изучаемого явления (например: образование российского централизованного государства). В таких картах нагрузка меньше чем в общих картах.
Тематические карты. Эти карты посвящены отдельным событиями этапам в их развитии (например: войны Александра Македонского). У этих карт минимальная нагрузка (нет цвета, географии, мало условных обозначений), но эти карты дают дополнительные условные обозначения по военной истории. Эти карты делятся на: 1) карты-схемы (чертежи на доске); 2) мультипликационные карты в документальных фильмах; 3) транспаранты кодоскопа.
Требования к работе с картой
Главная задача – ученик под конец должен свободно владеть картой.
Карта – единственное средство наглядности, которое должно присутствовать на каждом уроке истории. Учитель должен подвести текст к моменту появления наглядности, что должно создать исторически правдивый образ >>> сочетание слуховой и зрительной памяти. Учащиеся должны быть подготовлены к работе с картой не словом учителя, а сомой картой.
Историческая карта должна соответствовать эпохе, изучаемой на уроке.
Показ по карте должен быть точным, оперативным, сопровождаться словесными пояснениями. Карта должна висеть справа от учителя и не на доске. Нужно точно указывать координаты и не говорить слов «справа», «сверху» и т.д.
Работа с картой должна вестись систематически.
Преемственность в работе с картой (постепенное усложнение и постоянство).
Обучение учащихся приёмам работы с картой.
Соответствие возрасту учащихся.
Направления работы учащихся с картой:1)выработка навыков показа по карте, т.е пространственно-ориентировачное направление; 2) аналитическое; 3) выработка навыков смыслового изложения по карте.Существует две группы приёмов работы с картой: механические и логически-смысловые.
Механические приёмы.
Приём одновременного показа (настенные и настольные карты).
Приём повторных показов(учитель >>> ученик >>> учитель (исправляет); учитель >>> ученик >>> ученик (исправляет); ученик >>> учитель (исправляет) >>> ученик; ученик >>> ученик (исправляет) >>> ученик).Вычерчивание карты (на доске учителем и в тетради учеником)
При работе с картой объединяется зрительное, слуховое и осязательное внимание. Эта работа имеет возрастные психологические особенности: все дети – страстные рисовальщики. Большое значение имеет иллюстрирование карт: раскрашивание, рисование и вырезание условных знаков.В школе применяются такие карты, как настенные, шаблоны, блиц-карты и черные карты
Вопрос № 9. Аудиовизуальные средства обучения истории
Аудиовизуальные средства обучения (иначе говоря - «слухозрительные») - это особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия. К аудиовизуальным средствам относятся видеофильмы, кинофрагменты, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, учебные радио- и телепередачи, аудиозаписи на аналоговом или цифровом носителе, электронные презентации, учебные видеофильмы. Аудиовизуальные средства позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.
На современном этапе развития образования на смену традиционным технологиям обучения истории приходят новые активные и интерактивные технологии – аудиовизуальные технологии.
Аудиовизуальные средства обучения позволяют организовывать урок таким образом, что взаимодействие между субъектами процесса обучения становится неотъемлемой частью современной системы образования, которые позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучающимся, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.
Аудиовизуальные средства позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.
В результате обобщения опыта и использования теоретических источников было выявлено, что рациональное применение технических средств позволяет:
1) полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;
2) осуществлять обучение с учетом индивидуальных типологических особенностей каждого ученика;
3) создавать лучшие условия для программирования и контроля;
4) обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыков самоконтроля;
5) максимально использовать аналитические и имитационные способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы;
6) выполнять многие активные виды упражнений со всеми учениками одновременно, включая и контроль.
Общеизвестно, что средний процент усвоения учебного материала следующий: урок-лекция – 5%; при использовании элементов самостоятельного чтения – 10%; наглядных и аудиоматериалов – 20%; аудиовизуальных материалов – 30-40%; работа в дискуссионных группах – 50%; практика через действие – 75%; использования мультимедийных технологий – 80-85%; метод обучения других – 90% . Поэтому, чтобы максимально повысить качество знаний учеников, максимально их заинтересовать и увеличить их личностные компетенции, неплохо соединить интерактивное обучение с использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств.
Необходимость широкого внедрения технических средств в обучение обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного, из важнейших дидактических принципов -- принципа наглядности.