Файл: Курсовая работа Экономика организации (предприятия) Издержки производства и себестоимость продукции животноводства..docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и условия реализации продукции растениеводства
1.2.Каналы и пути реализации продукции растениеводства
2.Характеристика объекта исследования
3.Характеристика условий и результатов реализации продукции растениеводства
3.1.Состояние производства и реализации продукции растениеводства
3.2 Эффективности производства и реализации товарной продукции
3.3.Оценка эффективности реализации продукции растениеводства по различным каналам
3.4. Пути повышения эффективности реализации продукции растениеводства
3.2 Эффективности производства и реализации товарной продукции
Производство сельскохозяйственной продукции - основная функция сельского хозяйства и его первичных звеньев - предприятий. В процессе производства используются производственные ресурсы - земля, труд, основные и оборотные фонды, а результатом является продукция с ее потребительскими свойствами.
Сопоставление продукции с ресурсами и затратами характеризует его результативность, которая выражается категорией - экономическая эффективность производства.
Количественно экономическая эффективность производства может выражаться по-разному. В одних случаях она проявляется в росте объемов продукции при неизменных ресурсах и затратах, в других - в уменьшении производственных затрат на то же количество продукции, в-третьих - и в росте объемов производства, и в сокращении производственных затрат.
Повышение эффективности производства имело и имеет большое значение, как для всего народного хозяйства, так и для каждого предприятия. Это обусловлено многими факторами.
Во-первых, рост объемов производства продукции в условиях ограниченности ресурсов способствует более полному удовлетворению потребностей населения в продуктах питания.
Во-вторых, при эффективности использования трудовых и материальных ресурсов снижаются издержки производства, что влияет на уровень розничных цен на продовольствие.
В-третьих, повышение эффективности производства обеспечивает рост доходов предприятий, выделение больше средств для экономического и социального развития трудовых коллективов.
В системе рыночных отношений повышение эффективности производства является практически единственным условием нормального функционирования предприятий.
Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства носит многоплановый характер, имеет множество целей и соответственно несколько групп показателей, характеризующих ее специфические черты и уровень.
Так, экономическую эффективность производства подразделяют: по стадиями воспроизводства - на производственно-технологическую, производственно-экономическую и социально-экономическую эффективность; по уровням производства - на народнохозяйственную, отраслевую (сельское хозяйство), предприятий и объединений, внутрихозяйственных подразделений, отдельных мероприятий (интенсификации, специализации, агропромышленной интеграции, кооперации и др).
Производственно-технологическая эффективность характеризует уровень использования ресурсов производства. Для ее оценки используются показатели урожайности и продуктивности, производство продукции в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, среднегодового работника, на 100 руб. производственных фондов и др.).
Производственно-экономическая эффективность - это эффективность производства продукции, обусловленная уровнем производственно-технологической эффективности и действующего экономического механизма хозяйствования. Она в значительной мере определяется системой взаимоотношений отрасли или предприятия с государственными структурами, другими отраслями и предприятиями, а также внутриотраслевыми и внутрихозяйственными связями. Для ее характеристики используются стоимостные показатели, такие как: валовая и чистая продукция, валовой доход и прибыль по отношению к издержкам производства и инвестициям.
Социально-экономическая эффективность отражает реализацию экономических интересов общества в целом или трудовых коллективов и характеризует эффективность работы сельского хозяйства, АПК или предприятия в целом.
Эти виды эффективности взаимосвязаны. Так, величина производственно-технологической эффективности зависит от состояния материально-технической базы производства, которая, в свою очередь, определяется уровнем производственно-экономической эффективности. Социальная эффективность, являясь следствием производственно-экономической эффективности, влияет на уровень последней через материальную заинтересованность работников в результативности производства.
Таблица – Экономическая эффективность производства зерна пшеницы озимой
Показатели | Годы | Отклонения | |||
2017 | 2018 | 2019 | |||
Урожайность, ц/га | 62,1 | 65,4 | 67,44 | 108,5 | |
Производственные затраты, руб.: на 1 га | 40,4 | 44,9 | 51,4 | 127,2 | |
на 1 ц | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 114,2 | |
Производство на 1 га, руб.: | 40,4 | 44,9 | 51,4 | 127,2 | |
валовой продукции | 40,4 | 44,9 | 51,4 | 127,2 | |
прибыли | 19,61 | 20 | 20,7 | 105,5 | |
Цена реализации 1 ц, руб. | 680,85 | 688,05 | 789,31 | 115,93 | |
Уровень рентабельности, % | 10,2% | 10,8% | 9,5% | |
Вывод: Следует отметить, что с 2017 по 2019 урожайность, ц/га увеличилась 8,5%. Производственные затраты, руб. на 1 га увеличились на 27,2%, а на 1 ц на 14,2% с 2017 по 2019 год. Производство на 1 га, руб. валовой продукции увеличилось на 27,2%, прибыль увеличилась на 5,5%. Цена реализации, так же увеличилась на 15,93 %. Уровень рентабельности в 2017 году составил 10,2 %, 2018 году составил 10,8% и на 2019 год составил 9,5%. Если рассмотреть изменение полученных цифр, мы увидим, что несмотря на увеличение доходов, окупаемость снизилась незначительно на 0,7%.
3.3.Оценка эффективности реализации продукции растениеводства по различным каналам
Оценка каналов и сроков реализации продукции растениеводства необходима, чтобы получать максимальную прибыль и лучше удовлетворять запросы покупателей в конкретных рыночных условиях. С этой целью проводят организационную и экономическую оценку.
При организационной оценке каналов реализации сравнивают возможный объем продаж по каждому из них, потребительский спрос и степень насыщенности рынков продукцией, удаленность покупателей от предприятия, дорожные условия. Если предприниматель намечает реализовать часть или всю продукцию в переработанном виде, та устанавливают возможности для такой деятельности (мощность имеющегося перерабатывающего производства, наличие и привлечение квалифицированных кадров и др.).
При экономической оценке каналов реализации по каждому из них определяют и сравнивают суммы прибыли всего и в расчете на единицу продукции (т, ц, тыс. шт.), а также уровень рентабельности. Для этого составляют три таблицы.
Таблица – Роль зерновых и зернобобовых в экономике предприятия в 2017 г.
Показатели | Предприятие | Растениеводство | Отрасль | Удельный вес отрасли в данных по | |
предприятию | растениеводству | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Площадь посева, га | 16024 | 14234 | 11185 | 69,8 | 78,6 |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 967263 | 487378 | 349330 | 95,1 | 71,7 |
Производственные затраты, тыс. руб. | 995861 | 532125 | 372077 | 37,4 | 69,9 |
Затраты труда, тыс. чел. - час | 1025 | 297 | 211 | 20,6 | 71 |
Прибыль, тыс. руб. | 69062 | | | | |
Вывод: Исходя и данных таблицы мы видим, что удельный вес площади посева зерновых и зернобобовых, га составил в целом по предприятию 69,8%, по растениеводству 78,6%. Так же основная доля выручки от реализации тыс. руб. приходится на зерновые и зернобобовые в целом по предприятию 36,1%, по растениеводству 71,7%, удельный вес производственных затрат тыс. руб. в целом по предприятию составили 37,4%, по растениеводству 69,9%, удельный вес затрат труда, тыс. чел - час в целом по предприятию составили 20,6%, по растениеводству 71%.
Таблица – Роль зерновых и зернобобовых в экономике предприятия в 2018 г.
Показатели | Предприятия | Растениеводство | Отрасль | Удельный вес отрасли в данных по | |
предприятию | растениеводству | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Площадь посева, га | 16133,6 | 13829 | 9604 | 59,5 | 69,4 |
Выручка от реализации, тыс. руб. | 977100 | 506182 | 393402 | 40,3 | 77,7 |
Производственные затраты, тыс. руб. | 1023288 | 569762 | 427341 | 41,8 | 75 |
Затраты труда, тыс. чел. -час | 1001 | 295 | 215 | 21,5 | 72,9 |
Прибыль, тыс. руб. | 72633 | | | | |
Вывод: Исходя и данных таблицы мы видим, что удельный вес площади посева зерновых и зернобобовых, га составил в целом по предприятию 59,5%, по растениеводству 69,4%. Так же основная доля выручки от реализации тыс. руб. приходится на зерновые и зернобобовые в целом по предприятию 40,3%, по растениеводству 77,7% удельный вес производственных затрат тыс. руб. в целом по предприятию составили 41,8%, по растениеводству 75%, удельный вес затрат труда, тыс. чел - час в целом по предприятию составили 21,5%, по растениеводству 72,9%.