Файл: Тема Активы компании понятие, структура и представление На слайде представлены вопросы первой темы Активы компании понятие, структура и представление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
автотранспортом. В свою очередь, доставка большегрузными трейлерами дешевле доставки легковыми фургонами. В то же время перейти к системе
«just in time» [джаст ин тайм], то есть уменьшить периодичность поставок, можно лишь поставляя сырье более мелкими партиями. Но тогда неизбежно возрастут транспортные расходы в расчете на единицу продукции, а также затраты на оформление заказов, поиск поставщиков и тому подобное.
Слайд 46
В заключение рассмотрим наиболее распространенный метод контроля движения запасов – ABC-метод [АБЦ-метод], который основан на делении всего объема запасов на три группы. Критериями такого деления выступают стоимость запасов, объемы и периодичность расходования.
Группа А включает дорогостоящие виды запасов с длительным периодом исполнения заказа. Интервал поставки запасов этой группы определяется с помощью EOQ-модели [э о ку модели]. Контроль запасов группы А [а] проводится еженедельно.
В группу В [бэ] входят запасы, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного цикла и в меньшей степени оказывающие влияние на результаты деятельности компании. Запасы этой группы контролируются не чаще одного раза в месяц.
Группа С [цэ] объединяет остальные запасы с низкой стоимостью, которые не оказывают влияние на конечные финансовые результаты.
Контроль осуществляется один раз в квартал.
Данный метод контроля движения запасов акцентирует внимание на обеспечении непрерывного операционного цикла компании и формировании финансовых результатов.
В процессе управления запасами компании также должны быть предусмотрены мероприятия по вовлечению в оборот сверхнормативных запасов, что высвобождает часть оборотных активов.

Слайд 47
Тема 5. Управление дебиторской задолженностью компании
В теме «Управление дебиторской задолженностью» будут рассмотрены не только теоретические аспекты данной темы, но и раскрыты методические аспекты управления дебиторской задолженностью.
В процессе своей деятельности любая компания регулярно осуществляет расчеты со своими поставщиками и покупателями, бюджетом и налоговыми органами. При реализации продукции или оказании услуг компания, как правило, получает платежи не сразу, а только через некоторый период времени. Таким образом, компания кредитует своих покупателей.
Неоплаченные счета за поставленную продукцию или оказанную услугу являются дебиторской задолженностью компании. Следовательно, от момента получения продукции (или оказания услуги) до момента поступления платежей денежные средства «заморожены» в виде дебиторской задолженности. Таким образом, компания недополучает ликвидные средства для своей текущей деятельности. На уровень дебиторской задолженности оказывают влияние различные факторы: вид продукции или услуги, емкость товарного рынка, степень насыщенности рынка, кредитная политика компании и многое другое.
Поскольку дебиторская задолженность входит в состав оборотных средств компании, то оказывает немалое влияние на их структуру.
Необходимость управления дебиторской задолженностью вызвана ее приоритетной ролью в построении системы эффективного управления оборотными активами и в обеспечении платежеспособности компании.
На слайде представлены вопросы, которые будут рассмотрены.
Слайд 48
Обратимся к понятию дебиторской задолженности и ее видам.
Дебиторская задолженность – это часть оборотных активов компании, которая еще не получена в виде денежных средств со стороны других компаний или населения, являющихся ее должниками – дебиторами. Вместе

с тем необходимо иметь в виду, что дебиторская задолженность как реальный актив играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности.
Рассмотрим ключевые признаки дебиторской задолженности. С одной стороны, дебиторская задолженность является источником бесплатных заемных средств для дебитора, а с другой стороны, для компании – это возможность расширения границ товарного рынка.
В зависимости от условий предоставления продукции и услуг рассмотрим признаки классификации дебиторской задолженности, представленные на слайде.
Первый признак – по продолжительности. С помощью него определяются источники финансирования дебиторской задолженности. Так, для краткосрочной задолженности источниками финансирования являются краткосрочные пассивы, а для долгосрочной – собственные средства компании, нераспределенная прибыль и долгосрочные пассивы. С увеличением срока дебиторской задолженности повышается риск ее невозврата и возникает необходимость формирования жесткой политики в работе с дебиторами.
Второй признак учитывает своевременность исполнения обязательств по договору, который обеспечивает контроль за погашением и возвратом дебиторской задолженности в установленные сроки.
Важным признаком является степень обеспечения долговых обязательств. Так, обеспечением долгового обязательства могут выступать залог, банковская гарантия, поручительства и многое другое. С помощью данной классификации оценивается риск невозврата дебиторской задолженности компании.
На слайде представлен далеко не весь перечень признаков классификации дебиторской задолженности.
Слайд 49
С позиции управления оборотными активами управление дебиторской
задолженностью основывается на контроле за ее оборачиваемостью и как положительный факт рассматривается ускорение периода ее оборачиваемости.
Для более глубокого понимания механизма управления дебиторской задолженностью обратите внимание на этапы управления.
Во-первых, это сравнение дополнительно полученной в результате спонтанного финансирования прибыли с потерями и затратами.
Во-вторых, сравнение и оптимизация размера и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей на основе таких критериев, как уровень кредитоспособности, время отсрочки платежа, применяемая стратегия скидок, доходы и расходы по инкассации.
Таким образом, важность управления дебиторской задолженностью обусловлена значительным влиянием на динамику показателей ликвидности и платежеспособности и, как следствие, на результативность работы компании.
Слайд 50
Целью управления дебиторской задолженностью является разработка мероприятий по совершенствованию действующей политики кредитования, направленной на максимизацию прибыли, снижению риска неплатежей и ускорение расчетов. Особое внимание при разработке методов управления дебиторской задолженностью уделяется таким направлениям, как расширение объема продаж, оптимизация размера задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.
Существует ряд особенностей, которые характерны для всех методик.
Например, проведение анализа коэффициентов зависит от принятой учетной политики в компании.
Выбранные для сравнения коэффициенты не являются оптимальными, так как не оценивают особенности элементов дебиторской задолженности и влияющих на них факторов.
Также вызывает сложности оценка реальной рыночной стоимости

задолженности. А сезонные или циклические колебания в экономике затрудняют применение метода распределения дебиторской задолженности по срокам возникновения. В результате такой анализ может привести к ошибочным выводам.
По этой же причине затруднительно использование только показателя оборачиваемости дебиторской задолженности.
А диверсификация деятельности компании усложняет сопоставление полученных результатов.
Можно сделать вывод, что, опираясь только на отдельные показатели, трудно разработать методы управления дебиторской задолженностью компании без системного анализа.
Слайд 51
Теперь обратимся к задачам управления дебиторской задолженностью.
Первая задача заключается в определении политики инкассации задолженности и предоставлении кредита для разных видов продукции и групп покупателей.
Вторая – контроль по размерам отсроченной и просроченной дебиторской задолженности.
Следующая задача направлена на разработку направлений уменьшения безнадежных долгов и ускорения востребования долгов.
В дальнейшем осуществляется формирование гарантированных поступлений денежных средств и условий продажи.
И, наконец, составляется план-график поступлений денежных средств от дебиторов.
Можно выделить целый ряд приемов управления дебиторской задолженностью, среди которых – оформление счетов, установление характера дебиторской задолженности и учет заказов покупателей. На практике существует широкий спектр приемов и методов управления дебиторской задолженностью, которые представлены на слайде.
Слайд 52
В настоящее время практически для всех компаний стали актуальными
вопросы эффективного управления дебиторской задолженностью.
Существующая нестабильность экономики, неустойчивое финансовое состояние и низкая платежеспособность многих дебиторов, достаточно высокий уровень инфляции приводят к росту уровня риска при реализации продукции с отсрочкой платежа.
Основной задачей оценки дебиторской задолженности является анализ ее уровня и состава текущей дебиторской задолженности в сегменте товарного и потребительского кредита.
Во-первых, проводится анализ с целью выявления реальных размеров и сроков погашения дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации. Во-вторых, оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и услуг, ее динамика.
На слайде представлены следующие показатели эффективности использования дебиторской задолженности. По формуле 27 определяется коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность
[ка с индексом один].
Где
[дэ и]значение текущей дебиторской задолженности, выраженное в денежных единицах;
[эс тэ а]– оборотные активы компании.
Определение периода инкассации текущей дебиторской задолженности
[тэ] осуществляется по формуле 28, где
[вэ] – планируемый объем реализации продукции в кредит.
Другой показатель – количество оборотов дебиторской задолженности рассчитывается по формуле 29.
Где
[эн] – число оборотов дебиторской задолженности;
[тэ эр] выручка от реализации товаров или услуг в рассматриваемый период;
[дэ и с чертой]средний остаток дебиторской задолженности компании в рассматриваемом периоде.


Слайд 53
По формуле 30 определяется коэффициент просроченной дебиторской задолженности
[ка с индексом два], где
[дэ и с индексом бэ]значение просроченной дебиторской задолженности;
[дэ и]значение текущей дебиторской задолженности.
И еще один важный показатель – средний «возраст» просроченной, то есть сомнительной, безнадежной, дебиторской задолженности – исчисляется по формуле 31.
Где
[дэ и с индексом бэ]значение просроченной дебиторской задолженности;
[вэ с индексом один] сумма оборота проданной продукции за один день.
Теперь рассмотрим, как рассчитывается величина средств, направляемых в дебиторскую задолженность. Определение необходимого размера оборотных активов осуществляется по формуле 32.
Здесь
[эс тэ а с индексом дэ и] – необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;
[вэ] – планируемый объем реализации продукции в кредит;
[ка с индексом пэ] – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции;
[тэ с индексом один] – средний период предоставления кредита покупателям;
[тэ с индексом два] – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту.
Выделенный комплекс элементов способствует формированию оптимальной системы кредитных условий. Компании следует обратить внимание на кредитный период, кредитный лимит покупателям, систему ценовы х скидок при осуществлении немедленных расчетов и систему штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

Слайд 54
На слайде приведен пример, с помощью которого определим необходимый размер оборотных активов, направляемых в дебиторскую задолженность.
Предположим, компания реализует продукцию на условиях предоставления коммерческого кредита. На предстоящий период запланированный объем реализации составит 2 300 000 [два миллиона триста тысяч] денежных единиц. Удельный вес себестоимости продукции в планируемом периоде составит 70 %.
Известно, что период предоставления отсрочки по оплате за продукцию составит 30 дней. Средний период, предусматривающий просрочку по предоставленному коммерческому кредиту оптовому покупателю, – 15 дней.
Решение.
Подставляем исходные данные в формулу 32. На слайде представлен алгоритм расчета необходимого размера оборотных активов компании. В результате величина оборотных активов, направленных в дебиторскую задолженность, составит 201 250 [двести одну тысячу двести пятьдесят] денежных единиц.
Слайд 55
Поскольку управление дебиторской задолженностью предполагает контроль за оборачиваемостью средств в расчетах компании, то рост оборачиваемости рассматривается как положительный фактор. Наибольшее внимание уделяется отбору потенциальных покупателей и определению условий оплаты товаров или услуг, предоставляемых компанией.
Следует отметить, что отбор покупателей проводится по неформальным критериям, таким как:
‒ финансовые возможности покупателя по оплате объема приобретаемых товаров и соблюдение платежной дисциплины в предыдущих периодах;
‒ уровень платежеспособности и уровень финансовой устойчивости;


‒ потребность в денежной наличности компании-продавца и многие другие.
Как правило, предоставление товаров и услуг постоянным покупателям осуществляется на условиях товарного кредита, на которые оказывают влияние различные факторы. Для новых покупателей вырабатывается политика кредитования на основе информации, полученной из неформальных источников и публичной финансовой отчетности. Таким образом, вырабатывая кредитную политику для постоянных и новых покупателей, компания должна определиться по ключевым критериям, представленным на слайде.
Слайд 56
Рассмотрим критерии более подробно.
При определении срока предоставления кредита наиболее часто применяют стандартизованные договоры по условиям оплаты, в том числе продолжительности кредитования. Определяя договором допустимый срок оплаты поставленной продукции или услуги, необходимо учитывать как правовые аспекты заключения договоров поставки товаров или оказания услуг, так и экономические последствия вариантов. Например, влияние инфляции. Таким образом, в договор вносятся изменения по срокам оплаты.
Второй критерий – стандарты кредитоспособности. Заключая договор с покупателем на поставку продукции или оказание услуги, компания на основе критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей определяет условия оплаты. В зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, могут изменяться условия договора в определении размера партии поставки продукции или услуги и схем оплаты.
Слайд 57
Рассмотрим систему создания резервов по сомнительным долгам.
Обратите внимание, что заключение договоров не исключает вариантов с просроченной дебиторской задолженностью и неспособностью покупателей выполнить свои обязательства. В результате возникают понятия

«сомнительной дебиторской задолженности» и «безнадежного долга».
Напомним, прежде всего, что взаимоотношения компании-продавца и покупателя определяются в законодательстве. В статье 314 [триста четырнадцать] Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство должно быть исполнено в пределах предусмотренного договором периода времени либо в разумный срок, если этот период не оговорен.
Теперь обратимся к понятию
«сомнительная дебиторская задолженность», под которой понимается любая задолженность перед налогоплательщиком, не погашенная в установленные договором сроки и не имеющая соответствующего обеспечения.
Исходя из принципа предосторожности, для данного вида задолженности создают резерв за счет прибыли до налогообложения и в балансе показывают дебиторскую задолженность за вычетом резерва. Например, в российской практике резерв по сомнительным долгам создается по результатам инвентаризации на последний день отчетного периода. В международной практике помимо прямого списания просроченного долга к результатам отчетного периода применяются и другие варианты расчетов с дебиторами. Например, формирование резерва по сомнительным долгам в процентах от объема реализации или дебиторской задолженности.
Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, в рамках отчетного периода можно следовать принципу сопоставления доходов с расходами. Во-вторых, резерв позволяет избежать завышения суммы дебиторской задолженности в отчетный период, что не дает завышать финансовые показатели компании.
Слайд 58
Процедура создания резерва по сомнительным долгам имеет определенный экономический смысл.
Так, часть прибыли до налогообложения переводится в резерв, за счет которого и списывают сомнительную дебиторскую задолженность в случае его трансформации в