Файл: 2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 310

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Цели и задачи психологического консультирования.

2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.

3. Основные принципы психологического консультирования.

4. Этика и ответственность консультанта.

5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.

6. Система ценностей консультанта.

7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.

8. Способы подстройки к клиенту.

9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.

10. Профессиональная подготовка консультанта.

11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)

12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода

13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода

14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами

15.Сущность экзистенциальной терапии

18. Экзистенциальный вакуум.

19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии

20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии

21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем

22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса

23. Микротехники эмпатического слушания.

24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психо­логии.

25. Базовые понятия гештальт-подхода.

26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии.

27. Некоторые техники гештальт-терапии.

28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.

29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской.

30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской.

31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро­ вании.

32. Ошибки стихийного диалогического консультирования.

33. Принципы работы консультанта.

34. Уровни диалогического консультирования.

35. Основные положения трансактного анализа.

36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа.

37. Процесс коммуникации в трансактном анализе.

38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ).

39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ).

40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ).

18. Экзистенциальный вакуум.


Возник в начале человеческой истории, когда человек потерял некоторые из основных животных инстинктов, которые определяли поведение и сохраняли его. Человек теперь же – должен совершить выбор. А в добавок этому через некоторое время человек потерял и традиции, которые служили опорой его поведения. Вскоре человек не знает, что он хочет делать.

Всё больше человек руководствуется тем, что заставляют его делать другие, жертва конформизма.

Проявляется ЭВ в основном в состоянии скуки

19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии

20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии


Согласно ЛТ, мы можем реализовать смысл жизни тремя способами:

1. Совершая дело (подвиг) – путь достижения или осуществления цели

2. Переживая ценности – созерцание , переживание любви

3. Путем страдания

21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем


Основные положение гуманистического подхода:

1. Люди стремятся к росту и самоактуализации

2. Каждый человек живет в постоянно меняющемся мире переживаний, центром которого является он сам (переживания индивидуальны и субъективны, невозможно полностью понять переживания другого)

3. Доверие, открытость, принятие, дозволенность и теплота – необходимые условия для изменения

4. Основа содержания консультирования – изучение эмоциональных реакций, тщательное исследование чувств

5. Универсальные цели консультирования – помочь человеку стать более осознанным, нравственным, мыслящим и человечным

6. Ответственность за ход лечения в первую очередь на клиенте

7. Все люди изначально добры и заслуживают доверия. А социально неприемлемое поведение – механизм защиты. По мере ослабления этих зашит – человек становится более открытым к переживаниям, стремится выстраивать нормальные отношения

22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса


Положение те же, что и в гуманистическом подходе

Условия консультирования:

1. Эмпатическое понимание клиента. Вхождение в личный мир переживаний другого, временное проживание жизни, ощущение мира клиента, как если бы он был собственным


2. Безусловное позитивное отношение к клиенту. Сердечность, забота, принятие и поддержка

3. Конгруэнтность К. Между чувствами К и его осознанием этих чувств, и между осознанием чувств и их выражением.

Важный пункт Роджеровской терапии – противоречие между реальным и идеальным Я.

Человек хочет видеть себя хорошим и часто теряет реальное представление о себе в попытках представить себя идеальным. Это расхождение между реальным и идеальным, между самовосприятием и восприятием других – ведет к инконгруэнтности

И. проявляет те позиции, где человек уже не является самим собой. Это ведет к тревожности, к поведению, которое не удовлетворяет ни его самого, ни окружающих.

Задача психолога – помочь найти инконгруэнтность и поработать с ней.

23. Микротехники эмпатического слушания.


1. Повтор и поддержка — прямое повторение сказанного кли­ентом, либо краткие комментарии типа «ну-ну», «так», «расскажите еще» — способ показать клиенту, что его слышат. Повтор той или иной фразы поведет клиента в разных направлениях, и каждое из этих направлений можно углублять.

2. Пересказ— сжатое содержание высказываний клиента. Пе­ресказ обращается к фактам. Передается объективное содержание речи клиента, переформулированное психологом, сохраняются сло­ва, фразы и обороты, используемые в речи клиента. Обычно пере­сказ начинают словами: «Если я Вас правильно понял...»

3. Отражение чувств— воспроизведение эмоционального от­ношения клиента к важным для него событиям, фактам. Отражать чувства клиента, можно начав словами: «Похоже, Вы чувствуете...», или «Вы сердитесь, когда Ваш сын...», или «Вы смеетесь, но судя по Вашему голосу (виду), Вам не до смеха».

Дополнительно:

Фокусировка:

- на проблеме (краткое и точное определение проблемы клиента с использованием его ключевых слов);

- на желаемом результате (точное определение желаемого ре­зультата клиента). Полезным для осознания клиента может стать противопоставление точно выделенной проблемы желаемому ре­зультату с использованием следующей фразы: «С одной стороны, Вы хотите... (желаемый результат клиента), с другой стороны, Вы... (точно определенная проблема)».

Резюме— в сжатом виде повторяет основные факты, чувства и мысли клиента. Резюме полезно использовать во время интервью и обязательно в конце встречи. Оно проясняет направление беседы,

включает в себя внимание к клиенту, упорядочивает сложное со­держание высказывания, помогает психологу понять, точны ли его суждения.

24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психо­логии.


Большая ценность синтеза, а не анализа - анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависи­мостью отдельных его частей.

Т.е. человек рождается более или менее целостным, однако в ходе жизни происходит расщепление личности, накапливается множество незавершенных ситуаций. Это «расщепление» необходимо предотвратить, если мы хотим принять настоящую жизнь

25. Базовые понятия гештальт-подхода.


  • «теперь и как»

  • процесс,

  • осознавание настоящего,

  • граница-контакт,

  • окружающая клиента среда,

  • «поле» опыта,

  • открытая система,

  • творческое приспособление,

  • цикл опыта,

  • континуум сознания,

  • незакрытые гештальты,

  • механизм защиты,

  • личная ответственность,

  • экспериментальный поиск,

  • принятие себя,

  • измениться, оставаясь самим собой,

  • отношения «симпатии»,

  • холистический подход к человеку,

  • состояние равновесия,

  • взаимодополняющие полярности,

  • «психотелесный» гештальт,

  • агрессивность как импульс жизни,

  • творческое самовыражение.

26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии.


Осно­ва возникновения невротического конфликта — столкновение потребностей организма со средой. Корни невроза лежат в тенденции фан­тазировать и интеллектуализировать там, где нужно просто осознать настоящее.

Виды невротических механизмов:

А)слияние,

Б) интроекция,

В) проекция,

Г) ретрофлексия,

Д) дефлексия,

Е) эготизм

Ж) девалитизация

27. Некоторые техники гештальт-терапии.


  1. восприятие «здесь и сейчас»;

  2. техника «awareness»;

  3. директивность;

  4. речевые изменения;

  5. техника «горячего стула» («hot seat»);

  6. беседа с частью своего «Я»;

  7. техника «монодрамы»;

  8. «верхняя собака» и «нижняя собака»;

  9. фиксированное ощущение;

  10. работа со снами;

  11. прямое обращение;

  12. «следование за фигурой».


28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.



В со­ временном гештальте сложилась фундаментальная традиция «идти за клиентом». Смыслы клиента — главные. Он — эксперт по собственной феноменологии. Никто (в том числе, и терапевт) не знает и не понимает клиента лучше, чем он сам.

Однако и в рамках феноменологической школы, призывающей «не переактивничать» и «использовать энергию клиента», есть множество прикладных моделей, приемов и техник, помогающих растущему терапевту сориентироваться в том, что именно и как именно делать в каждый момент времени сопровождения клиента.

К. В. Павлов предлагает свой взгляд на вопрос построения терапевтической сессии.

1. Действие первое, ознакомительное: дослушать, не перебивая, клиента до некоторой логической паузы, до ощущения, что он сказал все, что хотел.

Обычно клиент имеет некоторое (порой, весьма смутное) представление относительно того, что произойдет на сессии, чего можно ждать от терапевта и часто — о чем хочется рассказать или что из­ менить. Об удачной сессии говорят: терапевт предоставил клиенту «достаточно места и времени». Разумеется, места для развертывания феноменологии клиента. В быту аналогом является комплимент: «этот человек умеет выслушать».

Не так страшно показаться непонятливым или тупым, чем пытаться строить диалог с клиентом, в действительности не до конца понимая, о чем он говорит. Смыслы разных людей непо­ вторимы. Необходимо ценить смыслы клиента, не спешить с пониманием.

Иногда, высказав первую «порцию», обычно содержащую «сырую» жалобу, клиент в недоумении останавливается, ожидая некоей активности от терапевта. В подавляющем большинстве случаев в заявке уже содержится почти все то, что может стать фигурой.

Есть такой специальный термин в репертуаре современных гештальтистов: «собрать фигуру», что означает: сконцентрировать вни­мание и осознанность в той зоне переживаемых клиентом состояний, где находится самое актуальное, насущное, важное переживание, проблема, в конце концов, и где таится разгадка.

Порой случается так, что клиент не может ответить на кажущийся таким простым вопрос: «В чем проблема?» Весьма вероятно, что процесс трудного определения, что именно является трудностью, как раз и есть — фигуральная проблема. В подобной ситуации пред­лагается обратить внимание на данный процесс, задавая вопрос: «А что, собственно, происходит?»

2. Действие второе, понимающее: когда сфокусировано, что именно говорит клиент, что есть проблема; нужно выяснить, что это значит для клиента.


В ответ на подобный вопрос клиент обычно доносит важнейшую информацию о собственных смыслах и процессе смыслообразования, об уникальных особенностях формирования отношения к событию. Классики гештальта учат, что «Смысл — не в фигуре и не в фоне, а в их взаимоотношении». Действие второе алгоритма приносит насыщение поля в терминах гештальта, или же описание обстоя­тельств и связанных с проблемой фактов, создающих фон.

Терапевту важно не увязнуть в собственных интерпретациях смысла. Интерпретировать и «понимать» смысл быстрее клиента так же опасно, как опасно и вредно было интерпретировать и «понимать» проблему. Правильнее спросить клиента о его смыслах, что для него важно во всей ситуации. Гипотез может быть без счета, столько — сколько наблюдателей изволят спроецировать собственные смыслы на данную ситуацию. А клиент может высказать единственный для него смысл.

В теории гештальта данный этап можно обозначить как этап «заострения фигуры» или более точного и глубокого понимания и узнавания проблемы уже в контексте прочих значимых фактов жизни клиент.

3. Действие третье, исследовательское: когда сфокусирована проблема и ясно, в чем ее значение для клиента, нужно помочь ему узнавать, как происходит то, что приносит боль или уносит радость.

Процесс составляет механизм развертывания событий, в резуль­тате которых клиент переживает боль (стыд, нежеланный гнев, отчаяние и пр.). Для клиента «как» происходит то, что именно является стержнем проблемы, неудовлетворенности, симптома, чаще всего проскальзывает и убегает от внимания. Именно потому, что точка и механизм прерывания цикла контакта организма с окружающей средой ускользает от фокуса осознанности, клиент и не может спра­виться с этим сам. Задача терапевта — помочь клиенту найти место срыва процесса реализации гештальта.

4. Действие четвертое, кульминационное: когда понятно, в чем процесс, то есть «как» происходит в жизни клиента то, что приносит боль; можно искать параллели в сессии и, если таковые обнаружены, — строить эксперимент.

Если в результате виртуозно исполненных терапевтом трех действий обнаружен процесс вне терапии, в жизни клиента, в истории, то есть чаще всего — в прошлом, то тогда можно экспериментально про­ верить сейчас и здесь, в сессии. Именно о таком эксперименте говорят, упоминая параллельный процесс и апеллируя к постулатам теории поля, гласящим, что тот процесс, который фигурален сейчас для клиента, проявляется везде, то есть — и во встрече с терапевтом тоже.