Файл: 2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 300
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели и задачи психологического консультирования.
2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.
3. Основные принципы психологического консультирования.
4. Этика и ответственность консультанта.
5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.
6. Система ценностей консультанта.
7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.
8. Способы подстройки к клиенту.
9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
10. Профессиональная подготовка консультанта.
11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)
12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода
13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода
14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами
15.Сущность экзистенциальной терапии
19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии
20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии
21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем
22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса
23. Микротехники эмпатического слушания.
24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психологии.
25. Базовые понятия гештальт-подхода.
26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии.
27. Некоторые техники гештальт-терапии.
28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.
29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской.
30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской.
31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро вании.
32. Ошибки стихийного диалогического консультирования.
33. Принципы работы консультанта.
34. Уровни диалогического консультирования.
35. Основные положения трансактного анализа.
36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа.
37. Процесс коммуникации в трансактном анализе.
38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ).
39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ).
40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ).
3. Добровольность. Клиент участвует в консультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин.
4. Конфиденциальность. Информация, полученная консультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого.
5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к консультанту. Тот оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения.
6. Позитивный эффект. Консультант акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность
7. Лояльность. Консультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в личностном или профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого являются приоритетными. В общении с любым клиентом консультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего субъективного отношения к нему, эмоционального и физического состояния.
Дополнение*
1. Модель мира клиента может в корне отличаться от модели мира консультанта. Консультант уважает и учитывает эти различия.
2. Уважая личность клиента, консультант не манипулирует им, а предлагает ему найти пути для развития, для решения проблемы. Консультант не может и не должен решать за клиента его проблемы. Но так как жизненный опыт и модели восприятия и разрешения ситуации у каждого человека различны, то присутствие консультанта предполагает наличие альтернативного варианта восприятия и переживания проблемы. И как бы ни хотел клиент получить готовые «жизненные инструкции», лучше, если он сам составит их для себя, а не будет послушной игрушкой в руках консультанта.
3. Любое поведение клиента является наилучшим выбором в конкретной ситуации и определяется наилучшими устремлениями. Уважая и принимая внутренний мир другого человека, его позиции, консультанту важно признать, что все, что делал клиент, он делал, исходя из лучших побуждений, полагая, что в данный момент времени это является самым оптимальным средством решения проблемы.
4. Каждый человек обладает ресурсами, которые ему необходимы. Важно помочь ему это почувствовать и осознать.
5. То, что происходит в процессе консультирования, остается тайной для всех остальных.
5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.
В 1964 г. Комитет по надзору и подготовки консультантов США установил шесть качеств личности, необходимых К: доверие к людям, уважение ценностей другой личности, проницательность, отсутствие предубеждений, самопонимание, сознание профессионального долга
*По существу основная техника психологического консультирования — это «я — как — инструмент», т. е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.
Эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.
Качества эффективного консультанта:
1. Аутентичность.
Три основных признака аутентичного существования:
полное осознание настоящего момента;
выбор способа жизни в данный момент;
принятие ответственности за свой выбор.
Аутентичность - это выражение искренности по отношению к клиенту. Жажда быть и являться самим собой в своих реакция и в своей поведении.
Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него.
2. Открытость собственному опыту.
- искренность в восприятии собственных чувств, даже отрицательных.
Когда мы осознаем свои эмоции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять им создавать неконтролируемое поведение
Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
3. Развитие самопознания.
Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов. И наоборот – чем больше познает клиентов, тем глубже понимает себя.
Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое — увеличение возможностей выбора в жизни, а также адекватное отношение к собственным возможностям
4. Сила личности и идентичность.
Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности.
Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией.
5. Толерантность к неопределенности.
Во время консультирования могут создаться ситуации неопределенности, и важно научить быть с ней, и быть уверенным в себе а таких ситуациях.
Так как многие люди неуютно себя чувствуют, когда отсутствует структура, ясность и определенность.
Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами
6. Принятие личной ответственности.
Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние.
Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях.
Также ЛО помогает более конструктивно принимать критику – она не вызывает психологические защиты, а служит полезной обратной связью и улучшает эффективность деятельности.
7. Глубина отношений с другими людьми.
Консультант обязан принимать во внимание чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Эффективный консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами
8. Постановка реалистичных целей.
Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей.
Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другого человека. Такой К постоянно винит себя за ошибки, вместо извлечение полезных уроков
9. Эмпатия
Чтобы понять переживания клиента. Важно понимать переживания, но не впадать в них, так как клиент нуждается в стабильности консультанта
Эффективный консультант – зрелый человек.
Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.
Важные постулаты квалифицированного ПК:
1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.
2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам.
3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Подразумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.