Файл: 2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Цели и задачи психологического консультирования.

2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.

3. Основные принципы психологического консультирования.

4. Этика и ответственность консультанта.

5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.

6. Система ценностей консультанта.

7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.

8. Способы подстройки к клиенту.

9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.

10. Профессиональная подготовка консультанта.

11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)

12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода

13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода

14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами

15.Сущность экзистенциальной терапии

18. Экзистенциальный вакуум.

19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии

20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии

21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем

22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса

23. Микротехники эмпатического слушания.

24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психо­логии.

25. Базовые понятия гештальт-подхода.

26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии.

27. Некоторые техники гештальт-терапии.

28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.

29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской.

30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской.

31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро­ вании.

32. Ошибки стихийного диалогического консультирования.

33. Принципы работы консультанта.

34. Уровни диалогического консультирования.

35. Основные положения трансактного анализа.

36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа.

37. Процесс коммуникации в трансактном анализе.

38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ).

39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ).

40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ).



3. Добровольность. Клиент участвует в консультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин.

4. Конфиденциальность. Информация, полученная консультан­том в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (со­знательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого.

5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к консультанту. Тот оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоя­тельность консультируемого в принятии им решения.

6. Позитивный эффект. Консультант акцентирует внимание на возможностях консультируемого, под­держивает и стимулирует его поисковую активность

7. Лояльность. Консультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в личностном или профессиональном са­моопределении. Интересы консультируемого являются приоритетными. В общении с любым клиентом консультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего субъективного отношения к нему, эмоционального и физического состояния.

Дополнение*

1. Модель мира клиента может в корне отличаться от модели мира консультанта. Консультант уважает и учитывает эти различия.

2. Уважая личность клиента, консультант не манипулирует им, а предлагает ему найти пути для развития, для решения проблемы. Консультант не может и не должен решать за клиента его пробле­мы. Но так как жизненный опыт и модели восприятия и разрешения ситуации у каждого человека различны, то присутствие консультанта предполагает наличие альтернативного варианта восприятия и переживания проблемы. И как бы ни хотел клиент получить готовые «жизненные инструкции», лучше, если он сам составит их для себя, а не будет послушной игрушкой в руках консультанта.

3. Любое поведение клиента является наилучшим выбором в конкретной ситуации и определяется наилучшими устремлениями. Уважая и принимая внутренний мир другого человека, его по­зиции, консультанту важно признать, что все, что делал клиент, он делал, исходя из лучших побуждений, полагая, что в данный момент времени это является самым оптимальным средством решения проблемы.


4. Каждый человек обладает ресурсами, которые ему необходи­мы. Важно помочь ему это почувствовать и осознать.

5. То, что происходит в процессе консультирования, остается тайной для всех остальных.

5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.


В 1964 г. Комитет по надзору и подготовки консультантов США установил шесть качеств личности, необходимых К: доверие к людям, уважение ценностей другой личности, проницательность, отсутствие предубеждений, самопонимание, сознание профессионального долга

*По существу основная техника психологическо­го консультирования — это «я — как — инструмент», т. е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.

Эффективность консультанта опреде­ляется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.

Качества эффективного консультанта:

1. Аутентичность.

Три основных признака аутентичного существования:
полное осознание настоящего момента;
выбор способа жизни в данный момент;
принятие ответственности за свой выбор.

Аутентичность - это выражение искренности по отношению к клиенту. Жажда быть и являться самим собой в своих реакция и в своей поведении.

Если консультант большую часть времени будет прятаться за профессиональной ролью, клиент тоже спрячется от него.

2. Открытость собственному опыту.

- искренность в восприятии собственных чувств, даже отрицательных.

Когда мы осознаем свои эмоции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять им создавать неконтролируемое поведение

Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

3. Развитие самопознания.

Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов. И наоборот – чем больше познает клиентов, тем глубже понимает себя.

Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое — увеличение возможностей выбора в жизни, а также адекватное отношение к собственным возможностям


4. Сила личности и идентичность.

Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает провер­ке свои ценности.

Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией.

5. Толерантность к неопределенности.

Во время консультирования могут создаться ситуации неопределенности, и важно научить быть с ней, и быть уверенным в себе а таких ситуациях.

Так как многие люди неуютно себя чувствуют, когда отсутствует структура, ясность и определенность.

Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами

6. Принятие личной ответственности.

Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние.

Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях.

Также ЛО помогает более конструктивно принимать критику – она не вызывает психологические защиты, а служит полезной обратной связью и улучшает эффективность деятельности.

7. Глубина отношений с другими людьми.

Консультант обязан принимать во внимание чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Эффективный консультант способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами

8. Постановка реалистичных целей.


Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей.

Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другого человека. Такой К постоянно винит себя за ошибки, вместо извлечение полезных уроков

9. Эмпатия

Чтобы понять переживания клиента. Важно понимать переживания, но не впадать в них, так как клиент нуждается в стабильности консультанта

Эффективный консультант – зрелый человек.

Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность.

Важные постулаты квалифицированного ПК:

1. Личная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе.

2. Социальная зрелость консультанта. Подразумевается, что консультант способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиен­там.

3. Зрелость консультанта — это процесс, а не состояние. Под­разумевается, что невозможно быть зрелым всегда и везде.