Файл: 2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 299
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели и задачи психологического консультирования.
2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.
3. Основные принципы психологического консультирования.
4. Этика и ответственность консультанта.
5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.
6. Система ценностей консультанта.
7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.
8. Способы подстройки к клиенту.
9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
10. Профессиональная подготовка консультанта.
11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)
12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода
13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода
14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами
15.Сущность экзистенциальной терапии
19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии
20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии
21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем
22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса
23. Микротехники эмпатического слушания.
24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психологии.
25. Базовые понятия гештальт-подхода.
26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии.
27. Некоторые техники гештальт-терапии.
28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.
29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской.
30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской.
31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро вании.
32. Ошибки стихийного диалогического консультирования.
33. Принципы работы консультанта.
34. Уровни диалогического консультирования.
35. Основные положения трансактного анализа.
36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа.
37. Процесс коммуникации в трансактном анализе.
38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ).
39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ).
40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ).
-получить дополнительное образования для работы в конкретном направлении.
-проработать определенное количество часов под наблюдением квалифицированного специалиста
-иметь минимум профессионального опыта.
Помимо теоретической базы также важно углубление в самопознание К., чему способствует групповая и индивидуальная терапия. Каждый К до начала своей деятельности должен пройти личную терапию. Опыт личной терапии важен, так как есть белые пятная – незакрытые конфликты, непознанные и неосознаваемые аспекты себя, которые могут помешать эффективному консультированию.
Также преимущество личной терапии в том, что входя в роль клиента К получает опыт-увидеть консультирование другими глазами.
11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)
Интервью – основной метод ПК, так как является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента.
Некоторые психологи предпочитают использовать пятишаговую модель интервью, в качестве структуры для консультирования. Состоит из стадий:
Первая стадия — структурирование, достижение взаимопонимания. Ее маркируют как «Привет!» - установление контакта и ориентирование на работу.
На этой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут, психолог структурирует ситуацию, определяя, что предполагает ситуация его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. Психолог устанавливает контакт, раппорт с клиентом учитывая его индивидуальные и культурные особенности.
Клиенту на этой стадии интервью необходим психологический комфорт, он решает задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.
Этот этап заканчивается, когда достигнуто понимание и доверие между психологом и клиентом, что может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают внимательно, я доверяю этому человеку» (клиент).
Вторая стадия – сбор информации. Маркируют как « В чем проблема?»
Психолог ищет ответы на вопросы: зачем клиент пришел? Как он сам видит, в чем его проблема? Каковы его возможности в решении данной проблемы?
Основной целью этой стадии является выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента.
Сбор информации — структурированный процесс. Необходимо выделить: 1) наличие общей картины, внутри которой определяются темы;
2) в рамках каждой отдельной темы важны не столько интерпретации клиента, сколько факты;
3) следует обратить внимание на эмоциональное отношение клиента к перечисленным фактам;
4) не менее значимыми являются особенности суждений клиента относительно причин, породивших его проблему;
5) необходимо определить
, что клиент предпринимал в качестве действий, поведения в целях решения своей проблемы.
Такого рода сведений обычно бывает достаточно для точного выделения проблемы. На материале представленной информации психолог уясняет потенциальные возможности клиента в ее решении
Третья стадия – желаемый результат. «Чего вы хотите добиться?»
Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть, чего он хочет достичь. Обсуждаются также вопросы о том, как клиент узнает, что результат достигнут, зачем ему нужен этот результат, что произойдет после того, как желаемое будет достигнуто.
Некоторые клиенты предпочитают начинать именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то можно дать рекомендации немедленно или провести консультацию по целеполаганию без прояснения проблемы
Четвертая стадия – выработка альтернативных решений. «Что можно сделать по этому поводу?».
Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. На этой стадии уместно задавать вопросы типа: «Что вы уже предпринимали для решения проблемы?», «Что еще можно сделать по этому поводу?», «Как вы собираетесь это делать (достигать поставленной цели)?».
Поиск альтернатив необходим с целью избежания ригидности поведения. На этой стадии появляется возможность выбора среди альтернатив, уточняются средства и способы достижения намеченных целей, осуществляется выбор оптимальных путей и способов решения задач, что является творческим процессом.
Психолог исследует личностную динамику клиента, с учетом индивидуальных и культурных особенностей. То, что является верным решением с точки зрения психолога, может быть неверным для клиента. Следует помнить и о том, что некоторым клиентам нужны четкие директивные рекомендации.
Пятая стадия – обобщение и переход от обучения к действию. «Вы будете делать это?».
Результатом консультирования может стать изменение мыслей, действий и чувств клиента в его по вседневной жизни вне «лабораторной» ситуаций. Из практики консультирования известно, что некоторые клиенты ничего не делают для изменения. Активная жизненная позиция клиента во многом зависит от того, насколько были учтены его индивидуальные и культурные особенности
Заканчивать консультацию лучшего всего ДЗ, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении или невыполнении задания. Обсуждая задание на следующей встрече, можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если не выполнил – обсуждаются причины невыполнения.
12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода.
13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода.
14. Различия между экзистенциальным и гуманистическим подходами.
15. Сущность экзистенциальной терапии.
16. Экзистенциальная психодинамика.
17. Основные понятия логотерапии.
18. Экзистенциальный вакуум.
19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии .
20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии.
21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем.
22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии К. Роджерса.
12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода
Экзистенциальное консультирование – динамическая терапия, в которой главный акцент делается на противостоянии клиентов универсальным экзистенциальным беспокойствам.
Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека.
Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства.
Экзистенциалисты полагают, что каждый осознанно и болезненно постигает наше существование и конечность – смерть. «Мы не существует вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем».
С т.з. экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаянья, одиночество и тревогу.
Гуманистическое консультирование – подход в психологии, разработанный в значительной степени Маслоу, который предложил его как «третью силу» после психоанализа и бихевиоризма
ГП утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален. А агрессия, насилие и пр. возникают в связи с воздействием окружения.
ГП подчеркивает роль сознания и самосознания в установлении причин поведения человека, ответственность за решение проблем и достижение личного смысла существования.
Также в гуманистическом подходе выделяют три направления:
Философский | Соматический | Духовный |
экзистенциальные принципы - основа для проведения психотерапии. В процессе взаимного диалога или встречи (здесь и теперь) проводится вербальная психотерапия (клиентцентированная терапия, логотерапия) | - применение невербальных методов, ведущих к интеграции «Я» посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах (гештальт) - акцент на телесном стимулировании и высвобождении чувств (биоэнергетический анализ Лоуэна и первичная терапия Ялома). | «Я» как трансперсональный опыт, расширение опыта человека до космического уровня, ведет к объединению человека со Вселенной (медитация и проч.) |