Файл: 2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 306
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели и задачи психологического консультирования.
2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.
3. Основные принципы психологического консультирования.
4. Этика и ответственность консультанта.
5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.
6. Система ценностей консультанта.
7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.
8. Способы подстройки к клиенту.
9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
10. Профессиональная подготовка консультанта.
11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)
12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода
13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода
14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами
15.Сущность экзистенциальной терапии
19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии
20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии
21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем
22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса
23. Микротехники эмпатического слушания.
24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психологии.
25. Базовые понятия гештальт-подхода.
26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии.
27. Некоторые техники гештальт-терапии.
28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.
29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской.
30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской.
31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро вании.
32. Ошибки стихийного диалогического консультирования.
33. Принципы работы консультанта.
34. Уровни диалогического консультирования.
35. Основные положения трансактного анализа.
36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа.
37. Процесс коммуникации в трансактном анализе.
38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ).
39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ).
40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ).
Экзистенциально-гуманистический подход подразумевает, что поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей.
Люди, которые отказываются от становления, от роста – отрицают, что в них заложены все возможности полноценного человеческого существования.
Преодоление проблемы нелегкого поиска подлинного и полного смысла жизни может побудить человека сделать что-то стоящее в жизни. А люди должны принять на себя ответственность за выбор направление своей судьбы, так как хотели они этого или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за свою человеческую жизнь.
Избегать свободы и ответственности – значит вести себя предательски и быть не подлинным
13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода
В ГП усилия К направлены на личностный рост Кл. А терапевтической целью является достижение максимальной осведомленности или более высокого состояния сознания
Главная задача – создание условий для раскрытия собственных резервов\потенциала человеческой личности. В которой заложено стремление к объединению с себе подобными, потребность в любви, дружбе и сотрудничестве.
Принципы ГП по Маслоу:
1. Индивид – единое целое
2. Уникальность человека среди живых существ
3. Положительный потенциал внутренней природы человека
4. Наличие творческого потенциала
5. Акцент на психическое здоровье человека
В ЭП усилия К направлены на то, чтобы КЛ переживал своё существование как реальное. К помогает Кл противостоять внутренним конфликтам, связанным со смертью, изоляцией и бессмысленностью, и мириться с наличием этих конфликтов
Т.е. цель ЭП – восстановление аутентичности личности (соответствия её бытия в мире собственной внутренней природе), опираясь на глубинную личностную рефлексию клиента.
Главная задача ЭП – помогать КЛ успешно справляться с чувством тревоги, которое неизбежно испытывается на протяжении всей жизни.
Принципы\посылки Бьюдженталя:
1. Человек – единое целое, не сводимое к сумме частей
2. Чел существует в контексте собственных человеческих проблем
3. Человек способен к осознанию и способен действовать рационально
4. Человек всегда имеет выбор
5. Поведение человека всегда имеет причину, всегда преднамеренно и человек может принимать осознанные решения
14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами
Экзистенциальный подход (Европа) | Гуманистический подход (Америка) |
Зарождение 1950 Франклом и Фроммом | 1950—60 Маслоу, Роджерс, Перлз |
| Избегать свободы и ответственности - предать себя, не быть подлинным, что ведет к отчаянию жизни и безнадежности |
| Человек – прирожденно активное существо, имеющее безграничную способность к позитивному росту |
Отношение к проблеме смысла, жизни, смерти, Богу и пр | Проблемы личности, её активности, креативности и пр |
Человеческие смерти, трагические стороны существования | Оптимизм, самореализация, прагматизм |
Консультации строятся про ограничения (мы ограничены в этом мире), Про то, что надо всё принять, про смысл жизни, про отчуждение, базовую изоляцию и пр | Консультация про развитие потенциала, осознание происходящего, пиковые переживания, самореализация |
Цель: чтобы Кл восстановил аутентичность. Чтобы клиент научился справляться с тревогой | Цель: создать условия, чтобы человек смог больше заниматься самореализацией. Больше про осознание, чем про принятие. Добиться максимальной осведомленности о себе |
Главное стремление человека - найти или понять смысл своего существования | Стремление к объединению, любви и дружбе. |
Оба направления – ответ на психоанализ и бихевиоризм | |
Поиску смысла жизни требует чего-то большего, чем просто удовлетворение биологических потребностей | |
Субъективный опыт – основной феномен в изучении и понимании человечества | |
Вербальное взаимоотношение с клиентом |
15.Сущность экзистенциальной терапии
ЭП акцентирует базовый конфликт, основанный на противостоянии индивида с данностями существования.
ЭП – динамический подход, фокусирующийся на базовых проблемах существования индивидуума.
Цель – добиться того, чтобы КЛ проживали своё существование как реальное, умели противостоять внутренним конфликтам и пр.
Задачи: помочь справиться с чувством тревоги, которая неизбежно преследует человека.
4 Э конфликта, порождающих тревогу:
1. Смерть. Осознание смерти = желание жизни. Наиболее осознаваемая конечная данность и центральный Э конфликт. С тревогой смерти имеют дело абсолютно все люди.
Большинство вырабатывают адаптивные стратегии, помогающие справляться с этой данность, но блокирующие рост клиента. Чаще включают в себя механизму отрицания: подавление, вытеснение, смещение, вера в личное всемогущество и пр.
Ограничение возможности наслаждаться повышает ценность наслаждения.
Что может делать К? Оказывать поддержку, помогать в коррекции разрушительных стереотипов
2. Свобода = бесструктурность. Потребность в структуре. Вообще представляется людям как позитивное явление, но в ЭП подразумевает отсутствие внешней структуры – какого-то плана, схемы. То есть сформирована иллюзия, что человек имеет дело с довольно хорошо организованно Вселенной. Однако человек скорее сам несет ответственность за свой мир.
Включаются защиты, которые ограждают человека от осознания ответственности и направленные на избегание её: компульсивность, перенос ответственности, отрицание её, избегание автономного поведения, непринятие решений
Что может сделать К? Помочь принятию ответственности Кл. Установить собственную позицию. К должен выявить роль Кл в его собственной проблеме и найти способы донести это знание
3. Изоляция – каждый приходит в мир один и уходит один. Бывает трех видов:
А) Межличностная – одиночество как изоляция от других. Факторы, препятствующие социальному взаимодействию: недостаток социальных навыков, конфликтные чувства по отношению к близости, географическая изоляция
Б) Внутриличностная – человек отделяет друг от друга части самого себя. Например, неприятный опыт отделяется от связанного с ним аффекта
В) Экзистенциальная (с миром) – ещё более глубокая изоляция по сравнению с предыдущими двумя. Изоляция между человеком и миром. Никакие отношения не могут уничтожить изоляцию. Каждый одинок в своем существовании. Однако одиночество можно разделить с другими, а любовь компенсирует боль изоляции
4. Бессмысленность – отсутствие смысла жизни, целей, ценностей и идеалов – всё это вызывает значительные страдания. В острой форме может привести к решению покончить с собой. Никаких жизненных ориентиров не существует, кроме тех, которые создает сам человек.
Гедонистический парадокс: чем больше мы ищем удовольствия, тем больше оно ускользает от нас. В. Франкл утверждал, что удовольствие — побочный продукт смысла, искание следует посвятить обнаружению последнего.