Файл: 2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии. 4.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Цели и задачи психологического консультирования.
2. Общие вопросы психологического консультирования и психотерапии.
3. Основные принципы психологического консультирования.
4. Этика и ответственность консультанта.
5. Требования к личности консультанта. Модель эффективного консультанта.
6. Система ценностей консультанта.
7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.
8. Способы подстройки к клиенту.
9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
10. Профессиональная подготовка консультанта.
11. Пятишаговая модель интервью (стр. 86+)
12. Сущность экзистенциального и гуманистического подхода
13. Цели и задачи экзистенциально-гуманистического подхода
14. Различия между экзистенциальным и гуманистическими подходами
15.Сущность экзистенциальной терапии
19. Смысл жизни с точки зрения экзистенциальной психотерапии
20. Основные методы консультирования, используемые в логотерапии
21. Основные положения гуманистического подхода к решению проблем
22. Условия консультирования в клиентцентрированной терапии Роджерса
23. Микротехники эмпатического слушания.
24. Основные положения учения Перлса: идеи гештальт-психологии.
25. Базовые понятия гештальт-подхода.
26. Невротические механизмы защиты в гештальт-психологии.
27. Некоторые техники гештальт-терапии.
28. Модель консультирования в рамках гештальт-подхода.
29. Сущность диалогического подхода Т. А. Флоренской.
30. Условия диалогического консультирования Т. А. Флоренской.
31. Позиция и роль консультанта в диалогическом консультиро вании.
32. Ошибки стихийного диалогического консультирования.
33. Принципы работы консультанта.
34. Уровни диалогического консультирования.
35. Основные положения трансактного анализа.
36. Структурирование времени с позиций трансактного анализа.
37. Процесс коммуникации в трансактном анализе.
38. Психологическая характеристика игр, в которые играют люди (Трансактный анализ).
39. Сценарии. Основные положения теории сценария (Трансактный анализ).
40. Процесс формирования жизненного сценария (Трансактный анализ).
6. Система ценностей консультанта.
Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования.
!!!Консультант должен быть «объективным», ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам.
Существует две крайности: 1) не взаимодействовать с ценностями клиента и своими собственными – не внедряться в них, не изменять и пр. 2)Активно показывать клиенту свою ценностную позицию
Причины, по которым К следует избегать оказания возд-я на ценности Кл.
-
жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим; -
ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни; -
наиболее подходящие места для усвоения ценностей — это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта; -
индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени; -
никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной; -
клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.
Вторая крайность:
К должен открыто и ясно демонстрировать Кл свою ценностную позицию, так как попытка быть нейтральным побуждает Кл полагать, что К считает приемлемым и оправданным пагубное поведение.
Адекватная позиция:
К. должен четкое знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на встречах, так как немало проблем Кл скрыто именно в ценностных конфликтах или в непонимании своих ценностей.
Ясная ценностная позиция К не подразумевает нравоучения!
Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, — это семья, секс, аборты, религия, наркотики.
В процессе консультирования необходимо помочь клиентам полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности.
К, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.
7. Понятие позиции консультанта. Виды позиций.
В работе К важное значение имеет установление контакта с клиентов. На установление контакта, в свою очередь, оказывает влияние позиция, занимаемая К.
Позиция К – ролевые стратегии, принимаемые психологом во взаимоотношении с клиентов.
Ведущими параметрами выступают полярности:
1. Авторитарность – партнерство в выборе целей и задач
2. Директивность – не директивность в технической реализации целей и задач, являющейся и мерой разделения ответственности за результат, и мерой активности консультанта
Выбор позиции зависит, с одной стороны, от индивидуальных особенностей психолога и установок клиента (высокая экстернальность клиента коррелирует с предпочтением авторитарных и директивных психологов),
а с другой — диктуется той концептуальной позицией (школой), которой придерживается психолог, и техническими особенностями используемых методов психокоррекции.
Можно выделить три варианта позиции психолога по отношению к КЛ в ходе консультирования:
А) Авторитарная позиция «сверху», или позиция «отца».
Заключается в том, что психолог со своих привилегированных высот протягивает руку помощи тем, кто внизу, тем, кто в ней нуждается.
Подразумевает авторитарные отношения к клиенту как к объекту манипуляции, сопровождается пространственным дистанцированием и подкрепляется имиджем всезнающего, мудрого Гуру.
Взаимодействие с позиции «сверху» приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия клиента как хорошие или плохие, правильные или неправильные, то есть решает психологическую задачу клиента неадекватными ей этическими или социальными средствами. Это приводит к тому, что у клиента формируется зависимость от психолога
, а сам психолог может потерять основу профессиональной рефлексии.
Характерна для реализации поведенческих методов.
Б) Партнерство «на равных».
Такое взаимодействие является оптимальным вариантом в индивидуальной психокоррекции.
Предпологает снятие дистанции. А в случае равенства позиции с психологом Кл чувствует себя полноправным партнером и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. Главный момент установления такой позиции — это достижение конгруэнтности с клиентом.У Кл нет оснований скрывать или искажать какую-нибудь информацию о себе, поскольку психолог открыт, не оценивает и не судит собеседника.
В позиции равенства и сам консультант менее уязвим по отношению к клиенту, поскольку, чем более авторитарен человек, чем более неприступную позицию он занимает, тем больше требований и ожиданий предъявляется к нему и тем труднее им соответствовать.
Характерно для клиент центрированного взаимодействия.
В) Позиция «снизу».
Позволяет психологу повысить самооценку клиента, апеллировать к его значимости. Иногда может способствовать повышению самосознания клиента, его самооценки, чувства уверенности
Однако взаимодействие с данной позиции может дать клиенту возможность манипулировать психологом. Увидеть в клиенте манипулятора — профессиональный долг психолога, иначе из этой ситуации взаимодействия клиент выйдет победителем с укоренившимся в сознании превосходством в своих манипулятивных способностях
8. Способы подстройки к клиенту.
Раппорт – это глубокое чувство взаимного доверия и легкости, которое позволяет нам хорошо контактировать друг с другом и, следовательно, хорошо выполнять наши задачи.
Какую бы позицию не занимал К, ему важно в каждый момент времени не терять раппорт (связь) с Кл. Для этого существуют такие процедуры, как присоединения, закрепление и ведение.
1. Присоединения. Преимущественно используются особенности дыхания и позы.
2. Закрепление. Применяются соответствующие жесты, мимика, голос и ключевые слова, которые развивают контакт в направлении подключения к миру клиента.
3. Ведение. Осуществляется постепенное переключение клиента с его собственной программы на предлагаемую взамен. Здесь особое внимание уделяется синхронному сопровождению для переключения клиента на выполнение нужной программы и развития общения с ним в интересующем вас направлении.
Способы установления подстройки:
1. Физиология: поза и телодвижения (наклоны, схожая поза, скрещивания конечностей, повторение жестов, движений)
2. Голос: тон, темп речи и прочие характеристики (громкость, темп, ритм, высота, тембр, интонация, произношение)
3. Язык и образ мышления (точнее, его характер): используемый словарь и соответствующая система представления.
4. Убеждения и ценности: то, во что люди верят и что считают важным.
5. Личный опыт: поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах.
6. Дыхание: утонченное, но очень мощное средство подстройки.
Также подстройка на внутреннем уровне-мировозренческом.
Важное условия – отсутствие буквального повторения
9. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.
A. Шторр выделяет несколько важных аспектов этой «платы»: угроза утратить идентичность и «раствориться» в клиентах; отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья); угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией.
К. нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов весьма относительно, тк они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. К не имеют возможности наблюдать за деятельностью Кл в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях.
Зачастую К преувеличивает личностные нарушения Кл, и главнейшим последствием становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни.
Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность не редко заставляет страдать семью консультанта: требования этики не позволяют делиться психотерапевтическими впечатлениями, Кн требует больших эмоциональных затрат.
Может появиться синдром сгорания – сложный психофизический Феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Выражается в депрессивном состоянии, усталости, опустошенности, недостатке энергии, отсутствия энтузиазма, в утрате способности видеть положительные результаты труда и пр.
Причинами могут быть: монотонность работы, вкладывания больших личностных ресурсов, строгая регламентация, работа с немотивированными клиентами, напряженность и конфликты в проф. среды, нехватка поддержки, нехватка возможности для самовыражения и пр.
Ответственность за СС может быть перенесена вовне:
- «мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни»;
- «во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит»;
- «у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них».
Такая пассивная позиция заставляет чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма.
Как предотвратить: внимание на другие интересы, разнообразие работы, поддержание режима сна и питания, медитации, наличие друзей, не спешить к достижениям и давать время на отдых, открытость новому опыту, обдуманные обязательства, не брать слишком большую ответственность за клиента, чтение иной литературы,
10. Профессиональная подготовка консультанта.
Во многих странах статус Кт определяется лицензией.
Профессиональная подготовка подразумевает:
-пройти официальную академическую программу профессиональной подготовки – бакалавриат+магистратура\специалитет