Файл: Портфолио профессиональных достижений педагогического работника Хабаровского края за межаттестационный период.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для того, чтобы повысить познавательную активность детей с ОВЗ использую речевые игры, яркие, интересные игрушки;
- Использую ресурсы современных мультипликационных героев, которые служат хорошим средством не только в повышении познавательной активности на занятиях, но стимулируют ребёнка в дальнейшем получать знания, осваивать более сложный учебный материал.
(За время работы я собрала большой запас игрушек, книг, пособий по мотивам мультфильма «Смешарики»; использование образов Смешариков использую в качестве средства познавательной активности детей, эти герои являются любимыми у всех детей группы и присутствие этих героев на занятиях вызывает живой интерес у детей: в каждой истории присутствует смысловой акцент, поучительность; отсутствие негативных моментов в характерах героев мультфильма; внешность персонажей в целом настраивает на положительные эмоции.
– Развиваю произвольное внимания; важно, чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Игры и упражнения, провожу от лица мультипликационных героев, использую демонстрационный и раздаточный материал, связанный с конкретными героями. («Посади Кроша в машину», «Свари Нюше кашу» и т.д.) Начинаю работу с развития подражательной способности ребенка, учу его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Использую героев мультипликационных фильмов в разных частях занятия: в организационном моменте («превращение» в Смешариков, персонаж из мультфильма приходит в гости); в основной части занятия содержание физкультминуток соответствует образам героев; при подведении итогов от лица героев детям дарятся небольшие сувениры или раздаются «звёздочки» - печати, играющие роль отметок.
У «особых» детей процесс автоматизации звуков очень труден и длителен. Если поставленный звук не закреплять ежедневно, если постоянно не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, результат логопедической работы обесценится. Поэтому я широко использую театральную деятельность или простое разыгрывание стихов по ролям. Рассказывая маленькие сказки и сюжеты с помощью фигурок настольного театра, появляется интерес и желание самих детей подражать и участвовать самостоятельно. Однако речевые и эмоциональные возможности многих ограничены. Если ребёнок не справляется со словами какой-то роли, ему даётся возможность участия в массовых сценах.
-Использую мультимедийные презентации, с помощью которых создаю такие условия для ребенка, чтобы у него возникала потребность говорить. (Собрана коллекция по основным лексическим темам). Используя на занятиях компьютерные презентации, повышаю и стимулирую интерес у детей, активизирую мыслительную деятельность;
- Каждый ребенок требует индивидуального подхода, кто-то лучше раскрывается в привычной обстановке группы, кто-то лучше работает один на один, когда ничто не мешает сосредоточиться, не отвлекают ни шум, ни другие дети. Для этих целей провожу выборочно занятия в сенсорной комнате. Тем самым способствую, активизации и развитию мышления ребёнка путём стимуляции его органов чувств, мелкой моторики, двигательной активности, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.
Таким образом, у детей расширяется сфера интересов и деятельности, появляются новые хобби, увлечения, любимые занятия.
Способ подтверждения: план работы,список участников кафедры «Искусство» НОУ МБОУ СОШ №11 (Приложение 12)
Критерий 2 «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий и трансляция опыта положительных результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной»
2.1. Показатель «Продуктивное использование новых образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств»
2.1.1. Совершенствует и развивает методы и средства обучения и воспитания:
В коррекционно-развивающем процессе использую современные технологии и методики.
Я работаю с детьми с различной патологией – нарушением социального общения, задержкой психо-речевого развития, умственной отсталостью, РДА и т. д. Поэтому в работе использую многие программы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями:
Сохраняя опыт педагогов новаторов, применяю в работе современные технологии. Изучила и применяю на практике метод мнемотехники; здоровьесберегающие технологии. Метод мнемотехники — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Метод мнемотехники позволяет улучшить: память, воображение, мышление, речь, мелкую моторику детей, формировать навык общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Я размещаю методические рекомендации, статьи, делюсь накопленным опытом на сайтах в интернет – ресурсах. Данная информация может быть полезна для педагогов, родственников детей с ограниченными возможностями.
Занятия с обучающимися провожу с учетом следующих дидактических принципов:
- комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);
- максимальной опоры на различные анализаторы;
- опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
- учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны учителя-дефектолога.
Способ подтверждения:информационно-аналитический отчет педагогического работника (Приложение 19)
2.1.2. Продуктивно использует новые образовательные технологии (социально-педагогические, коррекционно-развивающие и другие):
Продуктивно использую новые образовательные технологии (социально-педагогические, коррекционно-развивающие и другие):
- отслеживаю продуктивность использования новых образовательных технологий с применением диагностического инструментария.
Социально-педагогические технологии
В своей работе применяю различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются:
Технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно – личностном подходе к ребёнку. Позволяет основываться на обобщённый опыт педагогов – новаторов, в котором соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого–педагогической практики и науки.
Технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения – это способ, который позволяет работать с воспитанниками, учитывая их индивидуальные особенности.
Развивающего обучения (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде и др.)
Технология консультативного сопровождения. Благодаря освоению этой технологии удаётся осуществлять постоянное консультативное взаимодействие с воспитателями, работающими в детском доме. Совместно с воспитателями выработана активно работающая модель взаимодействия «воспитатель группы + психолог + учитель-логопед».
Конкретными современными образовательными технологиями владею на уровне целостной системы:
Например, использование личностно ориентированной технологии на занятии:
- создаю атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в работе группы;
- стимулирую детей к высказываниям, использую различные способы выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использую в ходе занятия дидактический материал, позволяющий ребёнку выбирать наиболее значимые для него вид и форму коррекционного содержания;
- оцениваю деятельность ребёнка не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощряю стремления ребёнка находить свой способ работы (выполнения задания), анализировать способы работы других детей в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создаю коммуникативные ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создаю обстановку для естественного самовыражения ребёнка.
Игровые технологии. Помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
- Использую ресурсы современных мультипликационных героев, которые служат хорошим средством не только в повышении познавательной активности на занятиях, но стимулируют ребёнка в дальнейшем получать знания, осваивать более сложный учебный материал.
(За время работы я собрала большой запас игрушек, книг, пособий по мотивам мультфильма «Смешарики»; использование образов Смешариков использую в качестве средства познавательной активности детей, эти герои являются любимыми у всех детей группы и присутствие этих героев на занятиях вызывает живой интерес у детей: в каждой истории присутствует смысловой акцент, поучительность; отсутствие негативных моментов в характерах героев мультфильма; внешность персонажей в целом настраивает на положительные эмоции.
– Развиваю произвольное внимания; важно, чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Игры и упражнения, провожу от лица мультипликационных героев, использую демонстрационный и раздаточный материал, связанный с конкретными героями. («Посади Кроша в машину», «Свари Нюше кашу» и т.д.) Начинаю работу с развития подражательной способности ребенка, учу его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Использую героев мультипликационных фильмов в разных частях занятия: в организационном моменте («превращение» в Смешариков, персонаж из мультфильма приходит в гости); в основной части занятия содержание физкультминуток соответствует образам героев; при подведении итогов от лица героев детям дарятся небольшие сувениры или раздаются «звёздочки» - печати, играющие роль отметок.
У «особых» детей процесс автоматизации звуков очень труден и длителен. Если поставленный звук не закреплять ежедневно, если постоянно не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, результат логопедической работы обесценится. Поэтому я широко использую театральную деятельность или простое разыгрывание стихов по ролям. Рассказывая маленькие сказки и сюжеты с помощью фигурок настольного театра, появляется интерес и желание самих детей подражать и участвовать самостоятельно. Однако речевые и эмоциональные возможности многих ограничены. Если ребёнок не справляется со словами какой-то роли, ему даётся возможность участия в массовых сценах.
-Использую мультимедийные презентации, с помощью которых создаю такие условия для ребенка, чтобы у него возникала потребность говорить. (Собрана коллекция по основным лексическим темам). Используя на занятиях компьютерные презентации, повышаю и стимулирую интерес у детей, активизирую мыслительную деятельность;
- Каждый ребенок требует индивидуального подхода, кто-то лучше раскрывается в привычной обстановке группы, кто-то лучше работает один на один, когда ничто не мешает сосредоточиться, не отвлекают ни шум, ни другие дети. Для этих целей провожу выборочно занятия в сенсорной комнате. Тем самым способствую, активизации и развитию мышления ребёнка путём стимуляции его органов чувств, мелкой моторики, двигательной активности, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.
Таким образом, у детей расширяется сфера интересов и деятельности, появляются новые хобби, увлечения, любимые занятия.
Способ подтверждения: план работы,список участников кафедры «Искусство» НОУ МБОУ СОШ №11 (Приложение 12)
Критерий 2 «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых образовательных технологий и трансляция опыта положительных результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной»
2.1. Показатель «Продуктивное использование новых образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств»
2.1.1. Совершенствует и развивает методы и средства обучения и воспитания:
В коррекционно-развивающем процессе использую современные технологии и методики.
№ | | | | |
1 | Методы формирования новых знаний и способов деятельности | - объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы | рассказ, лекция, объяснение, изучение литературы, показ, демонстрация, выполнение задания по алгоритму, опрос и др. | Данные методы тренируют память и дают знания, но не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей; |
| | -проблемный и частично-поисковый методы | проблемная или эвристическая беседа, создание ситуаций затруднения и др. | Благодаря этому методу воспитанники приобретают навыки формулировать проблему и находить способы ее решения и т.п.; |
| | - исследовательский метод | самостоятельное решение проблемной ситуации, проведение опытов, классификация, | Благодаря данному методу воспитанник постепенно познает принципы и этапы исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты. |
2 | Методы организации деятельности обучающихся | - методы, предполагающие взаимные действия учителя и учащихся | | мозговой штурм, дискуссия, диспут, ролевые и сюжетные игры тренинг, выступления учащихся с докладами и др.; |
| | - методы самостоятельной работы обучающихся | | выполнение упражнений, сопровождающихся самопроверкой, изучение материалов учебника, действия с моделями, схемами, таблицами и т.п. |
3 | Методы контроля и самоконтроля | | Степень владения данной группой методов позволяет оценить эффективность деятельности учителя по определению результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся. | тестирование, анкетирование, викторина, письменные работы, устные и письменные опросы. |
4. | Методы формирования личностных результатов | | | беседа, убеждение, внушение, поручение, соревнование, пример, аналогию, рефлексивные методы, воспитывающие ситуации и др. |
№п\п | Название методик и технологий | Пример |
1. | Системно-деятельностный подход | Практическая работа в группах, постановка проблемы |
2. | Элементы технологий развивающего обучения | Коррекционно-развивающее обучение Е.Д. Худенко |
3. | Игровые методы | развивающие игры; дидактические игры; ролевые игры. |
4. | Здоровьесберегающие методы | психоэмоциональный настрой; физминутки; упражнения для снятия физического напряжения, напряжения органов зрения; музыкальные паузы. дыхательная гимнастика кинезиологические упражнения самомассаж |
5. | ИКТ – технологии (Баркова Ю. А. серия развивающих компьютерных игр «Гарфилд малышам». | разработка уроков - презентаций; разработка внеклассных, мероприятий с использованием компьютерных технологий |
Я работаю с детьми с различной патологией – нарушением социального общения, задержкой психо-речевого развития, умственной отсталостью, РДА и т. д. Поэтому в работе использую многие программы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями:
-
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. — М.: Просвещение, 2005 -
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. . —— М.: Школьная Пресса, 2003, -
Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. — 2005. -
Методика Марии Монтессори. -
Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001 -
Л. Г. Нуриева Развитие речи у аутичных детей. – М., 2003 -
Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет). Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH» -
Юлия Эрц «Методы обучения и коррекции поведения в АВА программе для детей с аутизмом» -
Бондарь Т.А., Захарова И.Ю., и др. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. – М. 2012
Сохраняя опыт педагогов новаторов, применяю в работе современные технологии. Изучила и применяю на практике метод мнемотехники; здоровьесберегающие технологии. Метод мнемотехники — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Метод мнемотехники позволяет улучшить: память, воображение, мышление, речь, мелкую моторику детей, формировать навык общения у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Я размещаю методические рекомендации, статьи, делюсь накопленным опытом на сайтах в интернет – ресурсах. Данная информация может быть полезна для педагогов, родственников детей с ограниченными возможностями.
Занятия с обучающимися провожу с учетом следующих дидактических принципов:
- комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);
- максимальной опоры на различные анализаторы;
- опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
- учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны учителя-дефектолога.
Способ подтверждения:информационно-аналитический отчет педагогического работника (Приложение 19)
2.1.2. Продуктивно использует новые образовательные технологии (социально-педагогические, коррекционно-развивающие и другие):
Продуктивно использую новые образовательные технологии (социально-педагогические, коррекционно-развивающие и другие):
- отслеживаю продуктивность использования новых образовательных технологий с применением диагностического инструментария.
Социально-педагогические технологии
В своей работе применяю различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются:
Технология «Педагогика сотрудничества», основанная на гуманно – личностном подходе к ребёнку. Позволяет основываться на обобщённый опыт педагогов – новаторов, в котором соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого–педагогической практики и науки.
Технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения – это способ, который позволяет работать с воспитанниками, учитывая их индивидуальные особенности.
Развивающего обучения (И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде и др.)
Технология консультативного сопровождения. Благодаря освоению этой технологии удаётся осуществлять постоянное консультативное взаимодействие с воспитателями, работающими в детском доме. Совместно с воспитателями выработана активно работающая модель взаимодействия «воспитатель группы + психолог + учитель-логопед».
Конкретными современными образовательными технологиями владею на уровне целостной системы:
Например, использование личностно ориентированной технологии на занятии:
- создаю атмосферу заинтересованности каждого воспитанника в работе группы;
- стимулирую детей к высказываниям, использую различные способы выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;
- использую в ходе занятия дидактический материал, позволяющий ребёнку выбирать наиболее значимые для него вид и форму коррекционного содержания;
- оцениваю деятельность ребёнка не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощряю стремления ребёнка находить свой способ работы (выполнения задания), анализировать способы работы других детей в ходе занятия, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
- создаю коммуникативные ситуации общения на занятии, позволяющие каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создаю обстановку для естественного самовыражения ребёнка.
Игровые технологии. Помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
Технология | Обоснование выбора технологии | Методическая и практическая результативность применения технологии |
1. Информационно- коммуникативные технологии. | Использование в процессе обучения компьютерных технологий способствует: эффективному усвоению учебного материала; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно-развивающим; позволяет принципиально расширить возможности в выборе и реализации средств и методов обучения; предоставляет большие возможности воспитаннику для реализации творческих способностей. Преимущество компьютерных технологий позволяет использовать материал на различных этапах занятий многократно, приостановить в нужный момент, детализировано изучить объекты и их части, воспринимать материал на слуховом и эмоциональном уровне. | Вызывают, большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление. В учебном процессе помогает выполнять сразу несколько функций: - информационную - служит источником информации; - коммуникативную - является средством общения; - развивающую - развивает мыслительную деятельность; - образовательную - источник знаний; - контролирующую - самоконтроль знаний. |
2. Здоровьесберегающие технологии. | Обеспечивают воспитаннику возможность сохранения здоровья, формирует у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать полученные знания в повседневной жизни. | Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности воспитанников, чередуя их, используя знания о природном потенциале, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические), не только сохраняем здоровье наших воспитанников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая занятие комфортным, здоровым и успешным. |
4. Игровые технологии. | Дают свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес к происходящему на занятии, активизирует познавательную деятельность воспитанника, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствует формированию здорового психологического климата во время проведения занятия. | Результативность игровых технологий: - обучающая, воспитательная - оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор; - ориентационная - учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи; - мотивационно - побудительная -мотивирует и стимулирует познавательную деятельность, способствует развитию познавательного интереса. |