Файл: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации западный филиал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При калькуляции себестоимости туристского продукта учитываются следующие статьи расходов:

    1. расходы на проживание;

    2. транспортные расходы;

    3. расходы на питание;

    4. страховка;

    5. визы;

    6. расходы на экскурсионную программу;

    7. косвенные расходы туроператора.

Расходы на проживание. Рассчитывается исходя из стоимости номера, в котором размещается турист.

Транспортные расходы включают в себя:

    1. стоимость проезда до страны назначения;

    2. стоимость перевозки туристов;

    3. стоимость транспортных расходов на экскурсионное обслуживание.

Расходы на питание рассчитываются в зависимости от вида туризма. При выездном туризме стоимость питания зависит от выбранного режима питания (полный пансион, полупансион, завтрак). Стоимость питания может включаться в стоимость проживания, а также указывать отдельно от стоимости номера.

Страховка. Турфирмы могут включать в стоимость путевки страховые полисы.

Визы. Стоимость виз определяется исходя из количества человек в группе. Зарубежные фирмы оформляют приглашения на определенное количество туристов.

Расходы на экскурсионную программу. Включает только расходы на экскурсии, входящие в основную программу тура. Стоимость экскурсий зависит от цены входных билетов в места экскурсий, а также от стоимости работы сопровождающего экскурсовода, гида.

Косвенные расходы туроператора. Сюда входят затраты по управлению и содержанию фирмы: содержание офиса, заработная плата персонала, платежи по аренде, выплата процента.


  • Изучить определение цены туристкой путевки и цены туродня

Цена обычно указывается из расчета на одного человека за один туродень. Количество туродней считается по ночевкам. Конкретные цены на туры и обслуживание размещаются в приложении и согласовываются в текущей переписке.

Общая тенденция в туризме — формировать стандартный пакет исходя из минимальной стоимости, а затем предлагать дополнительно оплачиваемые услуги. Практика показывает, что турист, экономящий деньги при покупке стандартного тура, на отдыхе тратит значительно большие суммы. Это обстоятельство следует учитывать туристским фирмам.

Цена турпакета, предложенная партнером, является состав­ной частью цены тура, рассчитываемой туристской фирмой. Именно этот вариант мы возьмем за основу при расчетах. На практике существуют другие варианты. Один из них — объяв­ление партнером цены обслуживания группы в 25 человек. В этом случае туристская фирма определяет оптовую цену поезд­ки для всей группы, объявляя скидки: в зависимости от объема операций — до 10 %; от сроков и продолжительности тура — до 7 %; от продолжительности проживания в гостинице — до 10 %. В целом для партнера такой вариант выгоден, а для ту­ристской фирмы в отдельных случаях (при недоборе) — нет. Недобор количества участников означает прямые финансовые затраты. По сложившейся практике, цена обслуживания одно­го туриста группы ниже цены обслуживания туриста-индивидуала примерно на 10—15 %.


Туристская фирма в зависимости от вида тура и его програм­мы заключает договоры на обслуживание: с авиаперевозчика­ми, железной дорогой, автопарками (при отсутствии собствен­ного автотранспорта), со страховыми компаниями. Обязатель­ное наличие договоров и условия, оговоренные в них, являются основанием для включения в цену соответствующих позиций.

О порядке формирования и применения цен и тарифов, отпускные цены на продукцию производ­ственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифы на услуги (работы) формируются на основе плановой себестоимости всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктуры рынка.

Включение затрат в себестоимость туристского продукта (услуги) производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) (далее — Основные положения), утвержденными Разъяснениями по составу затрат, учитывающими отраслевые особенности.

Затраты, включаемые в себестоимость туристского продукта, рассчитываются по нормам, определяемым в установленном порядке и утверждаемым руководителем предприятия.

В отечественной практике традиционно используется порядок формирования полной себестоимости единицы товара на основе группировки затрат по статьям расходов в зависимости от их места возникновения и назначения. Как указывается в Основных положениях, перечень калькуляционных статей должен определяться отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта. Однако, как уже отмечалось, в туризме подобный документ отсутствует. По методике расчета цены туристского продукта используют типовой проект схемы калькуляции. Согласно этой калькуляции, структура цены туристского продукта выглядит следующим образом:

      1. Цена туристского пакета партнера.

      2. Материальные затраты.

      3. Расходы на оплату: труда.

      4. Отчисления на социальные нужды.

      5. Амортизационные исчисления.

      6. Аренда офиса.

      7. Административно-управленческие расходы:

      8. Прочие расходы;

      9. Прибыль.

      10. Обязательные налоговые платежи.

Рассмотрим, структуру цены по ее элементам,

      1. "Цена туристского пакета партнера" — статья, по которой в контракте оговаривается конкретная цена, уточняемая протоколом согласований.

      2. "Материальные затраты туристской фирмы" — статья, затраты по которой зависят от конкретной программы тура. В нее могут входить: стоимость переезда, затраты по оформлению документов и экскурсионному обслуживанию, стоимость питания.


Стоимость переезда зависит от вида транспорта.

Стоимость перелета является важной составной частью продажной цены и занимает в ее структуре наибольший удельный вес. Конкретная цена вытекает из договора, но туристские фирмы пытаются уторговывать скидки по тарифам. Для этого используются условия блок-чартера — выделение определенного количества мест на рейсовом самолете по льготным ценам, но без права их аннуляции. Более выгоден авиачартер — арен­да туроператором самолета выбранной авиакомпании для вы­полнения необходимого количества рейсов по согласованным маршрутам, датам, дням. Цена авиачартера перевозки одного пассажира зависит от арендной цены самолета (рейса), коли­чества выполненных рейсов, степени загрузки самолета.

Авиакомпании в соответствии с международными соглаше­ниями предоставляют туристам различные скидки на тарифы. Их размер зависит от направления перевозки, продолжитель­ности путешествия, количества туристов и может достигать 40 % стоимости тарифа,.

Конкуренция между авиакомпаниями на руку туристам, она способствует предоставлению различных видов льготных тарифов.

Авиационный транспорт привлекает туристов своей быстро­той и комфортабельностью:

  • Конкретная цена доставки по железной дороге оговорена в договоре;

  • Цена перевозки автотранспортом (автобус) зависит от того, арендованный или собственный, автобус доставляет туристов.

Тарифы формируются в соответствии с Положением о порядке формирования цен и тарифов.

Трансфер — доставка группы туристов в аэропорт и обратно. Его цена оговаривается в договоре с транспортной организацией или рассчитывается с учетом себестоимости собственного транспорта.

Затраты, связанные с оформлением, документов для выезда туристов за границу (госпошлины, страховой сбор, стоимость ваучера, плата за экологию и т.д.), включаются в цену на основании договоров. Расчет стоимости визы осуществляется на основе приглашения, полученного от зарубежного партнера. Консульство или посольство оформляет визу на группу или индивидуально на каждого. В последнем случае стоимость затрат по визе, как правило, в стоимость тура не включается, а объявляется отдельно.

Организация экскурсионного обслуживания требует расходов по программам, заявленным при оформлении как индивидуального тура, так и группового, но не включенных в стоимость турпакета партнера. При желании турист может дополнительно оплатить экскурсии в туристской фирме на месте. В зависимости от этих условий формируется цена по экскурсионным расходам.


Питание и связанные с ним расходы зависят от вида туризма. При выездном туризме стоимость питания включается в турпакет партнера; при въездном туризме и организации внутреннего отдыха стоимость питания зависит от условий программы. В большинстве гостиниц завтрак входит в суточную стоимость номера. В иных случаях принимающая туристская фирма заключает договор на обслуживание с предприятиями питания. В статью "Расходы по питанию" включается цена, оговоренная в договоре.

Расходы на оплату труда. По этой статье отражается часть суммы заработной платы работников производственного персонала, то есть специалистов, занимающихся разработкой и реализацией конкретного туристского продукта. Кроме того, включаются другие выплаты, относимые Основными положениями на себестоимость. Эта статья носит расчетный характер, поэтому для каждой туристской фирмы и каждого туристского продукта она различается.

"Отчисления на социальные нужды". Эта статья включает обязательные отчисления, производимые от суммы затрат по статье "Расходы на оплату труда". Перечень и ставки налогов ежегодно уточняются и утверждаются законодательно.

"Амортизационные отчисления". Амортизация основных фондов начисляется в соответствии с Временным республиканским классификатором норм амортизационных отчислений, утвержденным правительством.

"Аренда офиса". Сумма арендного платежа оговаривается в договоре с арендодателем. В расчет конкретного тура включается часть этой суммы.

"Административно-управленческие расходы". Расчетная сумма по туристекой фирме включает в том числе затраты, производящиеся по нормам или утвержденным ставкам.

"Прочие расходы". Статья состоит из сумм, содержащихся в предоставленных на оплату счетах, утвержденных ставок и норм расходов по видам операций. Это затраты по командировкам, представительские расходы, расходы на рекламу, оплату услуг банков и предприятий связи и др.

"Прибыль". Обоснование прибыли в цене — важный элемент ценовой политики туристского предприятия, поскольку именно прибыль большей частью выступает критерием формирования оптимального плана производства, оценки эффективности принятия различных управленческих решений. Для проведения эффективной ценовой политики предприятию целесообразно определять целевую норму прибыльности на основе принципа достаточности. Эта норма показывает, какая прибыль необходима туристскому предприятию, чтобы нормально функционировать, иметь условия для расширенного воспроизводства и своевременных расчетов с бюджетом. В уровне прибыли должны предусматриваться и инфляционные процессы, связанные с потерями.


В туризме сложилась практика учета в уровне прибыли комиссионных, выплачиваемых турагенту. Известны следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам:

Уровень прибыли автоматически регулируется рынком. Слишком высокая цена тура, несмотря на все достоинства программ, снижает востребованность тура. Поэтому, закладывая объем прибыли, следует просчитывать возможные последствия для разных вариантов.


  • Рассчитать себестоимости турпродукта и расчетом цены турпродукта и дохода от его реализации.

Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Кроме того, в себестоимость включаются и другие затраты.

К переменным затратам относятся:

  • стоимость размещения туристов в гостинице,

  • стоимость заказного питания, стоимость перевозки, стои­мость экскурсий,

  • стоимости трансфера и организации встречи/проводов, а также комиссионные турагентам и расходы на руководителя группы.

К основным постоянным затратам туристской фирмы относятся: аренда офиса, заработная плата управленчес­кого и иного персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на общую рекламу, прочие общехо­зяйственные расходы. Как правило, за основной вариант при расчетах стои­мости проживания берется размещение 2 человек в 2-ме­стном номере. В этом случае полная стоимость прожива­ния одного туриста при 2 – местном проживании определя­ется по формуле:

R пр.= R + Дт. + Дмб.,

где R — стоимость проживания в 2-местном номере без дополнительных удобств; Дт. — доплата за телевизор; Дмб. — доплата за мини-бар.

Стоимость проживания за весь тур находится путем умножения стоимости проживания за одни сутки на ко­личество ночевок:

Rпр. т. = Rпр. с. х Nноч.

где Rпр. с.— стоимость проживания в сутки; Nноч. — количество ночевок в гостинице.

При организации питания туристов могут применять­ся системы питания: полный пансион , полупансион, только завтрак, а также следующие формы обслужива­ния:

  • «а ля карт»

  • «табльдот»

  • «шведский стол»

Стоимость питания туриста определяется по следую­щей формуле:

Rпит. = Rпит. с. х Ттур.

где Rпит. с. — стоимость питания одного туриста в сутки; Ттур. — продолжительность тура в сутках.

Стоимость питания всей тургруппы находится по фор­муле: