ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
регистрировал указы и грамоты. Поместный стол ведал вотчинными и поместными делами, Денежный – вопросами финансирования и т.д.
Документы, издаваемые приказами, – жалованные грамоты (содержали пожалования), указы от имени царя и бывшие формой решения по конкретному делу, изложенному в отписке (докладной записке должностного лица), памяти
(документе, исходящем от другого приказа) или челобитной.
16.
● По Соборному Уложению 1649 года крестьянин окончательно было превращён в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьёй
(ст 18 гл. 11). Уложение не вмешивалось во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляло полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей. Законодательные нормы о крестьянах представлены в 17-ти наиболее важных разделах Уложения. Итак, 111
статей в 17 главах Уложения упоминают о крестьянах.
● Соборное Уложение 1649г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную главу 19. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, гоньбы и т.д. Часть улиц и домов в посадах принадлежали частным, духовным и светским лицам – все эти слободы носили название белых слобод, или белых мест. Они освобождались от царского тягла, т.е. находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением. Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.
17.
Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское,
монастырское). Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте
Документы, издаваемые приказами, – жалованные грамоты (содержали пожалования), указы от имени царя и бывшие формой решения по конкретному делу, изложенному в отписке (докладной записке должностного лица), памяти
(документе, исходящем от другого приказа) или челобитной.
16.
● По Соборному Уложению 1649 года крестьянин окончательно было превращён в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьёй
(ст 18 гл. 11). Уложение не вмешивалось во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляло полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей. Законодательные нормы о крестьянах представлены в 17-ти наиболее важных разделах Уложения. Итак, 111
статей в 17 главах Уложения упоминают о крестьянах.
● Соборное Уложение 1649г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную главу 19. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, гоньбы и т.д. Часть улиц и домов в посадах принадлежали частным, духовным и светским лицам – все эти слободы носили название белых слобод, или белых мест. Они освобождались от царского тягла, т.е. находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением. Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.
17.
Вотчина – безусловное наследственное землевладение (княжеское, боярское,
монастырское). Вотчины фактически были в свободном гражданском обороте
земли. Вотчины по субъектам делились на дворцовые, государственные,
церковные и частновладельческие, а по способу приобретения – на родовые,
выслуженные (жалованные) и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья – муж и жена).
Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество. По сути, купленная вотчина по правовому статусу приравнивалась к выслуженной.
С XV в. широко распространяются поместья т. е. условные (даваемые за гос.
службу) землевладения.
Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика гос. обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные,
охотничьи угодья, городские дворы и т. п.
Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба,
начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста.
Поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию землей,
но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С сер. XVI в. этот порядок изменился – поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат.
В XV в. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.
В XVI–XVII вв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого – и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все
церковные и частновладельческие, а по способу приобретения – на родовые,
выслуженные (жалованные) и купленные (здесь субъектом собственности выступала семья – муж и жена).
Чаще всего круг правомочий жалованного вотчинника определялся в жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением его законных прав на имущество. По сути, купленная вотчина по правовому статусу приравнивалась к выслуженной.
С XV в. широко распространяются поместья т. е. условные (даваемые за гос.
службу) землевладения.
Особым образом рассчитывался поместный оклад, определявшийся прежде всего объемом возложенных на помещика гос. обязанностей. Объектом поместного землевладения являлись не только пахотные земли, но и рыбные,
охотничьи угодья, городские дворы и т. п.
Первоначально обязательным условием пользования поместьем была реальная служба,
начинавшаяся для дворян с 15-летнего возраста.
Поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию землей,
но при отставке отца поместье поступало к нему же на оброк вплоть до его совершеннолетия. С сер. XVI в. этот порядок изменился – поместье оставалось в пользовании отставника-помещика до тех пор, пока его сыновья не достигали нужного возраста; вместе с тем к наследованию поместья стали допускаться и родственники по боковой линии. Женщины не участвовали в наследовании поместий. Они наделялись землей только в форме пенсионных выплат.
В XV в. появляются бояре-помещики, в последующем их становится все больше, и, напротив, немало дворян получают вотчины.
В XVI–XVII вв., в период сословно-представительной монархии, происходит сближение правового режима поместья и вотчины, а в результате этого – и правового положения дворянства и боярства, хотя определенные различия все
еще сохраняются в Соборном Уложении 1649 г. (до периода петровских преобразований).
В Соборном Уложении 1649 г. устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери;
разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по спец. царскому приказу), не могли они и заложить ее. Правда, допускался обмен большего поместья на меньшее,
закрепляя возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.
18.
Законодательство данного периода считает преступлениями деяния, опасные для феодального общества, именуя их "лихим делом", хотя общего термина для обозначения преступления пока не существует. За ряд деяний назначались различные наказания в зависимости от социальной принадлежности лиц, их совершивших.
Соборное Уложение 1649 г. содержало многочисленные нормы Особенной части уголовного права. На первое место законодатель поставил преступления против религии. Впервые в истории российского законодательства им посвящалась специальная глава. На втором месте стояли государственные преступления (государственная измена, посягательство на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.). К тяжким деяниям относились особо опасные преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетничество, подделка царских печатей и др.). В законе имелись подробные описания различных составов преступлений -воинских,
имущественных, против личности.
СУ1649 г. было разработано на более высоком уровне, но общая часть уголовного права специально не выделялась,
основное внимание
В Соборном Уложении 1649 г. устанавливалось, что владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне; поместье передавалось сыновьям по наследству; часть земли после смерти владельца получали его жена и дочери;
разрешалось давать поместье дочери в качестве приданого и обменивать поместье на поместье и на вотчину. Однако помещики не получили права свободной продажи земли (только по спец. царскому приказу), не могли они и заложить ее. Правда, допускался обмен большего поместья на меньшее,
закрепляя возможность под прикрытием этой сделки продавать поместные владения.
18.
Законодательство данного периода считает преступлениями деяния, опасные для феодального общества, именуя их "лихим делом", хотя общего термина для обозначения преступления пока не существует. За ряд деяний назначались различные наказания в зависимости от социальной принадлежности лиц, их совершивших.
Соборное Уложение 1649 г. содержало многочисленные нормы Особенной части уголовного права. На первое место законодатель поставил преступления против религии. Впервые в истории российского законодательства им посвящалась специальная глава. На втором месте стояли государственные преступления (государственная измена, посягательство на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.). К тяжким деяниям относились особо опасные преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетничество, подделка царских печатей и др.). В законе имелись подробные описания различных составов преступлений -воинских,
имущественных, против личности.
СУ1649 г. было разработано на более высоком уровне, но общая часть уголовного права специально не выделялась,
основное внимание
сосредотачивалось на описании конкретных составов преступлений. Нормы общей части уголовного права имелись в СУ лишь в виде разрозненных статей.
Уголовное законодательство середины XVII в. уделяло большое внимание системе наказаний. По мере развития государства разнообразнее становились меры наказания, одновременно они более ужесточались. Ярко выраженной целью наказания в СУ являлось устрашение. Предусматривалось широкое применение смертной казни. Простыми видами смертной казни считались отрубание головы, повешение, утопление. Значительное место в системе наказаний занимала квалифициро ванная смертная казнь. Одной из самых тяжких мер наказания являлось закапывание живьем в землю. Применялось наказание к
жене,
совершив шей умышленное убийство мужа.
К
квалифицированным видам смертной казни относились также сожжение,
залитие горла расплавленным оловом или свинцом,
четвертование,
колесование. Широко применялись членовредительные и болезненные наказания - отрезали нос, ухо, руку; били кнутом и палками. Уголовное законодательство знало уже такие меры наказания, как тюрьма и ссылка.
Штраф, который ранее применялся часто, занимал уже незначительное место среди наказаний.
19.
Судебное право в
Уложении составило особый комплекс норм,
регламентировавших организацию суда и процесса.
Дифференциация на две формы процесса:
- состязательный процесс а) мел преобладание в делах гражданских.
- розыскной (следственного) процесс а) преобладание над первым процессом
Уголовное законодательство середины XVII в. уделяло большое внимание системе наказаний. По мере развития государства разнообразнее становились меры наказания, одновременно они более ужесточались. Ярко выраженной целью наказания в СУ являлось устрашение. Предусматривалось широкое применение смертной казни. Простыми видами смертной казни считались отрубание головы, повешение, утопление. Значительное место в системе наказаний занимала квалифициро ванная смертная казнь. Одной из самых тяжких мер наказания являлось закапывание живьем в землю. Применялось наказание к
жене,
совершив шей умышленное убийство мужа.
К
квалифицированным видам смертной казни относились также сожжение,
залитие горла расплавленным оловом или свинцом,
четвертование,
колесование. Широко применялись членовредительные и болезненные наказания - отрезали нос, ухо, руку; били кнутом и палками. Уголовное законодательство знало уже такие меры наказания, как тюрьма и ссылка.
Штраф, который ранее применялся часто, занимал уже незначительное место среди наказаний.
19.
Судебное право в
Уложении составило особый комплекс норм,
регламентировавших организацию суда и процесса.
Дифференциация на две формы процесса:
- состязательный процесс а) мел преобладание в делах гражданских.
- розыскной (следственного) процесс а) преобладание над первым процессом
б) господствовал в политическом и уголовном судопроизводстве
В Уложении подробно расписан порядок «вершения суда» (как гражданского,
так и уголовного):
1. «Вчинание» — то есть подача челобитной жалобы.
2. Вызов ответчика в суд.
- Ответчик мог представить поручителей (явный пережиток, идущий от послухов
Русской Правды).
- Ему предоставлялось право дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины (отсутствие, болезнь), но после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс.
Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота.
3. Судоговорение — устное с обязательным ведением «судебного списка», то есть протокола.
Особенности:
1. Вопросам судоустройства и судопроизводства посвящена в нем в Х глава —
“О суде”, самая большая, содержащая 287 статей.
2. Отсутствие отделения суда от административных органов. Судебная функция была важнейшей задачей администрации
3. Все судебные органы XVII в. делились на:
- государственные
- церковные
- вотчинные
4. Государственные судебные органы состояли из трех инстанций:
В Уложении подробно расписан порядок «вершения суда» (как гражданского,
так и уголовного):
1. «Вчинание» — то есть подача челобитной жалобы.
2. Вызов ответчика в суд.
- Ответчик мог представить поручителей (явный пережиток, идущий от послухов
Русской Правды).
- Ему предоставлялось право дважды не являться в суд, если на то имелись уважительные причины (отсутствие, болезнь), но после третьей неявки он автоматически проигрывал процесс.
Выигравшей стороне выдавалась соответствующая грамота.
3. Судоговорение — устное с обязательным ведением «судебного списка», то есть протокола.
Особенности:
1. Вопросам судоустройства и судопроизводства посвящена в нем в Х глава —
“О суде”, самая большая, содержащая 287 статей.
2. Отсутствие отделения суда от административных органов. Судебная функция была важнейшей задачей администрации
3. Все судебные органы XVII в. делились на:
- государственные
- церковные
- вотчинные
4. Государственные судебные органы состояли из трех инстанций:
- губные, земские учреждения, воеводы на местах
- приказы
- суд Боярской думы и царя.
5. Суд полковых воевод и судей при них над воинскими людьми в период их службы и полках тоже был разновидностью государственного суда.
6. Важнейшим центральным судебным звеном были приказы, среди которых имелись судебные (судные, четвертные приказы) и приказы со специальной подсудностью (Земский, Поместный, Разбойный, Холопий).
7. Высшей судебной и апелляционной инстанцией в отношении приказов были
Боярская дума и царь.
Уложение регламентировало порядок работы судей прежде всего в приказах и на местах.
- В приказах обычно было несколько судей.
- Во главе некоторых приказов стоял боярин, или окольничий, или думный человек “с товарищи” — человека три-четыре. Уложение предписывало решать судебные дела коллегиально (“всем вопче”).
При отсутствии кого-либо по болезни или по другой уважительной причине остальные судьи решали дела самостоятельно (X, 23). За злостное уклонение от явки в приказ “многие дни” судья повергался наказанию, “что государь укажет” (X, 24). По воскресеньям, крупным церковным праздникам и в дни тезоименитств в приказах никаких дел не рассматривала, кроме “самых нужных государьственных дел” (X, 25).
- Судебное решение считалось окончательным и могло подлежать пересмотру только в порядке апелляции в высшую инстанцию.
- Судебное делопроизводство в приказах бежало на дьяках и подьячих.
Запрещались при этом исправления (черненье, скребление) и вписывание
между строк. Подьячий был обязан положить дело “на стол к вершению вскоре”. После судебного решения стороны “прикладывали руки” к записям.
Затем подьячий переписывал дело набело, а дьяк, сверив беловой экземпляр скреплял его своей подписью. Черновой экземпляр тоже сохранялся “впредь для спору”. Запрещалось показывать судное дело сторонам и выносить из приказа.
20.
В истории государственного права России конец XVII – XVIII вв. принято считать временем утверждения абсолютной монархии.
Первые предпосылки абсолютизма в России стали проявляться уже при Иване
Грозном. Но форсированное оформление его пришлось на копен XVII - первую четверть XVIII вв. Связано оно было с политикой меркантилизма в экономике и торговле, которую проводил Пётр I, с формированием новой идеологии и культуры,
с расширением этнотерриториальных пределов
Российского государства, с укреплением и расширением крепо стнических порядков. Все это требовало сосредоточения всей полноты власти в руках монарха.
Став императором и
«Отцом отечества»,
Пётр изменил порядок престолонаследия. В указе 1722 г. он утвердил за собой право назначения преемника по собственной воле, не считаясь с традициями родства. Однако сам Пётр умер, не назначив себе преемника, чем положил начало длительной и своекорыстной борьбе за престол, вошедшей в историю под па-званием
«дворцовых переворотов».
В XVIII в. изменились и теоретические обоснования монаршей власти. Идея договора в интересах государства, ради «обшей пользы», «общего блага»
становится ведущей в указах Петра I. Народ вручает монарху власть:
«Согласно все хощем, дабы ты, государь, к общей нашей пользе владееши нами вечно». Но и монарх служит государству наравне с подданными, а высшая цель его деятельности – обеспечение прав всех граждан, правосудия и общественного порядка.
Эти идеи всеобщего служения государству,
Затем подьячий переписывал дело набело, а дьяк, сверив беловой экземпляр скреплял его своей подписью. Черновой экземпляр тоже сохранялся “впредь для спору”. Запрещалось показывать судное дело сторонам и выносить из приказа.
20.
В истории государственного права России конец XVII – XVIII вв. принято считать временем утверждения абсолютной монархии.
Первые предпосылки абсолютизма в России стали проявляться уже при Иване
Грозном. Но форсированное оформление его пришлось на копен XVII - первую четверть XVIII вв. Связано оно было с политикой меркантилизма в экономике и торговле, которую проводил Пётр I, с формированием новой идеологии и культуры,
с расширением этнотерриториальных пределов
Российского государства, с укреплением и расширением крепо стнических порядков. Все это требовало сосредоточения всей полноты власти в руках монарха.
Став императором и
«Отцом отечества»,
Пётр изменил порядок престолонаследия. В указе 1722 г. он утвердил за собой право назначения преемника по собственной воле, не считаясь с традициями родства. Однако сам Пётр умер, не назначив себе преемника, чем положил начало длительной и своекорыстной борьбе за престол, вошедшей в историю под па-званием
«дворцовых переворотов».
В XVIII в. изменились и теоретические обоснования монаршей власти. Идея договора в интересах государства, ради «обшей пользы», «общего блага»
становится ведущей в указах Петра I. Народ вручает монарху власть:
«Согласно все хощем, дабы ты, государь, к общей нашей пользе владееши нами вечно». Но и монарх служит государству наравне с подданными, а высшая цель его деятельности – обеспечение прав всех граждан, правосудия и общественного порядка.
Эти идеи всеобщего служения государству,
пренебрежения личными интересами ради его могущества лейтмотивом проходят не только через произведения идеологов абсолютизма («Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и др.), но и через конкретную практику государственного строительства.
Императору принадлежала законодательная и высшая административная
(исполнительная) власть в государстве. Император был последней высшей инстанцией в
решении судебных дел.
Он являлся верховным главнокомандующим войсками и фактическим главой русской церкви.
Императору принадлежала законодательная и высшая административная
(исполнительная) власть в государстве. Император был последней высшей инстанцией в
решении судебных дел.
Он являлся верховным главнокомандующим войсками и фактическим главой русской церкви.
1 2 3 4 5 6 7
I. Причины перехода: Во второй половине XVII в. не только возникла необходимость, но и сложилась возможность установления абсолютной монархии. Эта возможность была подготовлена развитием государства в предыдущий период. Вместо своевольного дворянского ополчения было создано постоянное войско. Развитие приказной системы подготовили армию чиновничества. Царь получил независимые источники дохода в виде ясака
(налога преимущественно пушниной с народов Поволжья и Сибири) и винной монополии. Теперь ему не нужно было спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иное серьезное мероприятие. Необходимость в сословно-представительных органах отпала, и они были отброшены. Это означало, что монарх освободился от всяких пут, что его власть стала неограниченной, абсолютной.
III.
Становление абсолютной монархии в
России сопровож далось вмешательством государства во все сферы обществен ной и частной жизни.
Усиление роли государства также вы разилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.
Идеология абсолютизма может быть определена как пат риархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд
«Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа»,
ко торый знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспи тывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролиро вать все сферы общественной и частной жизни.
21.
В 1717 - 1718 годах Петр учредил коллегии, которые сменили сложную,
запутанную систему московских приказов. Коллегии отличались достаточно строгим разграничением обязанностей и управляли отдельной отраслью государственных дел (первоначально было 12 коллегий). Они подчинялись
Сенату. В свою очередь местные органы управления подчинялись коллегиям.
С 1711 года во главе всего государственного управления стоит Сенат.
Отправляясь в Прутский поход (война против Турции), Петр вверяет государство вновь основанному учреждению - Сенату. Сенат задумывался как временный исполнительный орган на период отлучек Петра. Затем Сенат приобретает постоянный характер и становится высшим административным органом в государстве. В конце жизни Петр наделил Сенат также функцией высшей судебной инстанции.
В 1708 году Россия была разделена на 8 губерний. Во главе губернии стоял губернатор,
обличенный правами главнокомандующего всех войск,
находящихся на его территории и всей полнотой административной и судебной власти. Окончательную форму областное управление приобрело в 1719 году,
когда губернии были разделены на провинции, провинции - на уезды.
Положение сословий. "Табель о рангах"
При Петре боярство прекратило свое существование. Должностных лиц царь назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Доступ в дворянское сословие через военную службу предоставлялся всем сословиям (любой солдат, ставший офицером, получал потомственное дворянство). Усилилась служебная повинность дворянства: каждый дворянин обязан был служить государству или по военной службе, или по гражданской, или выполнять
21.
В 1717 - 1718 годах Петр учредил коллегии, которые сменили сложную,
запутанную систему московских приказов. Коллегии отличались достаточно строгим разграничением обязанностей и управляли отдельной отраслью государственных дел (первоначально было 12 коллегий). Они подчинялись
Сенату. В свою очередь местные органы управления подчинялись коллегиям.
С 1711 года во главе всего государственного управления стоит Сенат.
Отправляясь в Прутский поход (война против Турции), Петр вверяет государство вновь основанному учреждению - Сенату. Сенат задумывался как временный исполнительный орган на период отлучек Петра. Затем Сенат приобретает постоянный характер и становится высшим административным органом в государстве. В конце жизни Петр наделил Сенат также функцией высшей судебной инстанции.
В 1708 году Россия была разделена на 8 губерний. Во главе губернии стоял губернатор,
обличенный правами главнокомандующего всех войск,
находящихся на его территории и всей полнотой административной и судебной власти. Окончательную форму областное управление приобрело в 1719 году,
когда губернии были разделены на провинции, провинции - на уезды.
Положение сословий. "Табель о рангах"
При Петре боярство прекратило свое существование. Должностных лиц царь назначал, совершенно не считаясь с их происхождением. Доступ в дворянское сословие через военную службу предоставлялся всем сословиям (любой солдат, ставший офицером, получал потомственное дворянство). Усилилась служебная повинность дворянства: каждый дворянин обязан был служить государству или по военной службе, или по гражданской, или выполнять