Файл: Теории происхождения Древнерусского государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обязанности при Дворе. В 1722 году была издана "Табель о рангах" (во времена
Петра слово "табель" было женского рода), по которой все государственные служащие, военные, придворные были разделены на 14 классов. Таким образом, аристократическая иерархия была окончательно заменена на иерархию "заслуги и
выслуги".
Дворяне также были ограничены в распоряжении своими имениями.
Указом о
единонаследии
(1714)
землевладельцам было запрещено делить свои имения и поместья между всеми сыновьями, а только завещать одному по выбору.
22.
Положение крестьян в
петровское время резко ухудшилось.
Этому способствовала финансовая реформа - введение подушной подаши, которая не только усилила бремя налогов, но и юридически уравняла крестьян с холопами и превратила их в помещичьих "подданных".
Война со Швецией требовала огромных расходов и побуждала власти искать новые источники доходов. С началом войны количество налогов быстро увеличивается: мельничный, банный, пчелиный, с бороды, с извозчиком,
водопойный, шапочный и другие. Позднее многие из мелких сборов были отменены, но их компенсировала подушная подать.
Реформы, проведенные Петром, безусловно, носили прогрессивный характер,
способствовали развитию страны, ее европеизации. Однако одновременно они сопровождались укреплением самодержавия, усилением крепостничества.
Страна продвигалась вперед через крайнее напряжение людских и материальных сил, безжалостную эксплуатацию.
23.
Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, —
юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были
расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время,
усилен крепостной гнёт крестьян.
Дворянство
Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов
«Табели о
рангах».
Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой.
Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян. Дворянство обязано для подготовки к службе учиться.
Крестьянство
Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян,
не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви
(черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян — лично свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера
«уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных.
Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон,
выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в

передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных.
Городское население
Политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.
24.
Высшей судебной инстанцией был монарх. Его компетенция в сфере судопроизводства была неограниченной.
Следующей инстанцией был Сенат, подчинявший себе Юстиц-коллегию (в числе всех других) и всю систему судебных учреждений. Сенат являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными.
Судебными функциями (по делам своих чиновников) наделялись приказы и коллегии. Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры.
Вотчинная коллегия рассматривала земельные споры. Мануфактур-коллегия разбирала дела членов цехов (масте ров, рабочих и учеников). Камер-коллегия рассматривала финансо вые правонарушения.
Юстиц-коллегия была апелляционной инстан цией для нижестоящих судов. Проводила для них работу по обобще нию судебной практики и подбор кадров.
Судебные органы были многообразными. В 1713 г. в губерниях учреждались ландрихтеры.

С 1719 г. страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-пре зидента и двух — шести членов суда. Надворный суд рассматривал дела по доносам фискалов,
уголовные и гражданские дела города, где он учреждался. Он руководил и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.
В 1720 г. при надворных судах учреждались прокуроры, следив шие за правильностью судопроизводства.
Надворному суду подчинялись нижние суды двух видов: коллеги альные и единоличные. Их юрисдикция распространялась на дво рянское сословие.
Крестьян по малозначительным делам судили помещики. Горожане судились в магистратах. Духовенство — в кон систории при епархиальных архиереях, в управлениях духовных дел и в Синоде. Политические дела рассматривались в
Преображенском приказе или в Тайной канцелярии.
В 1722 г. была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые про винциальные суды,
состоявшие из провинциального воеводы и асес соров.
В отдаленных от провинциального центра городах воевода назна чал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незна чительные уголовные и гражданские дела.
В качестве апелляционной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды, исключительным правом которых являлось рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.
Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе являлся Генераль ный кригсрехт,
рассматривавший наиболее важные дела, связанные с государственными и воинскими преступлениями.
Нижней инстанцией стал полковой кригсрехт, рассматривавший все остальные дала.


Военные суды также были коллегиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия. Приго воры Генерального кригсрехта выносились на утверждение в воен ную коллегию.
Новыми чертами организационной судебной системы в первой четверти XVIII в.
стали:
1) коллегиальное устройство судов;
2) попытки (правда, неудачные) отделить судебную организацию и функцию от административной;
3) учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специально учрежденных органов (прокуроров, фискалов, ауди торов);
4) совмещение гражданской и военной юстиции (аналогичная ситуация складывалась в сфере местного управления, где наряду с гражданскими органами местного самоуправления действовали военные «полковые дворы»).
25.
Итак, появлению прокуратуры в России предшествовало несколько различных форм надзорной власти: фискалы, генерал‑ревизоры, обер‑секретарь Сената,
дежурные гвардейские офицеры в Сенате, не считая того, что надзорные функции в той или иной мере осуществляли и сам царь, и Сенат.
В 1722 г. Петр I
ввел новый государственный институт, доселе не существовавший в России, —
прокуратуру. Цель, поставленная перед прокуратурой, — проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению местных органов власти. Средства,
используемые прокурорами, уже тогда носили чисто надзорный характер. По замыслу императора прокурорский надзор был сформирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата, и в первую очередь за
Сенатом, ставшим по Указу «О должности Сената» от 27 апреля 1722 г.
законодательным и высшим органом подзаконной исполнительной власти.
Прокуратура была учреждена тремя петровскими указами: «Быть при Сенате

Генерал-прокурору и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору,
которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору» от 12 января 1722 г.; «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальных и прочих людей» от 18 января
1722 г.;
«О должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 г. Последний Указ поставил прокурора над Сенатом и в прямое подчинение императору. Указы российского императора создали полноценную правовую базу для деятельности нового государственно-правового института.
Это,
безусловно,
было важнейшей предпосылкой ее утверждения в российской правовой действительности.
Надзор имел важный отличительный признак, позволяющий выделить его из иных видов государственной деятельности. Он заключался в том, что прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу.
«Органы управления производят и решают дела, а прокуроры наблюдают за этим производством и решением, охраняют их закономерность, но не принимают другого ближайшего участия в самом существе дела, в их возбуждении»
[1]
. Таким образом, средства прокурора носили чисто надзорный характер и основным среди них являлась так называемая протестация, т.е. принесение протеста в орган,
нарушивший закон, или в вышестоящий орган.
Вместе с тем успешному утверждению российской прокуратуры в государственной практике, завоеванию ею высокого авторитета уже с первых дней своего существования в не менее решающей степени способствовали еще два важных обстоятельства: отношение к прокуратуре верховной власти и личностные качества работников прокуратуры, особенно ее высшего звена. Свидетельства историков донесли до нас многочисленные факты постоянного оказания Петром I
знаков внимания прокуратуре. Исключительно удачным был выбор императором в качестве первого Генерал-прокурора П. И. Ягужинского.
26.


Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, —
юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время,
усилен крепостной гнёт крестьян.
Дворянство
Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов
«Табели о
рангах».
Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой.
Законодательные меры Петра, не расширяя существенно сословных прав дворянства, существенно изменили его обязанности. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения. Дворянин петровских времён по-прежнему обладает исключительным правом землевладения, но вследствие указов о единонаследии и о ревизии на него возлагается ответственность перед государством за податную исправность своих крестьян. Дворянство обязано для подготовки к службе учиться.
Крестьянство
Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян,
не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви
(черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян — лично
свободных, но плативших оброк государству. Мнение, что данная мера
«уничтожила остатки свободного крестьянства» неверно, так как группы населения, составившие государственных крестьян, в допетровский период не рассматривались как свободные — они были прикреплены к земле (Соборное уложение 1649 года) и могли быть пожалованы царём частным лицам и церкви в качестве крепостных.
Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон,
выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных.
Городское население
Политика Петра Великого, касавшаяся городского населения, преследовала обеспечение уплаты подушной подати. Для этого население делилось на две категории: регулярных (промышленники, купцы, ремесленники цехов) и нерегулярных граждан (всех остальных). Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех или нёс денежную повинность в доле, падавшей на него по общественной раскладке.
27.
Указ 1763 года возлагал содержание войсковых команд, присланных на подавление крестьянских выступлений, на самих крестьян.
По указу 1765 года за открытое неповиновение помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливался им самим; помещикам представлялось и право в любое время вернуть сосланного с каторги.
Указ 1767 года запрещал крестьянам жаловаться на своего барина;
ослушникам грозила ссылка в Нерчинск (но обращаться в суд они могли),
Крестьяне не могли принимать присягу, брать откупа и подряды.
Широких размеров достигла торговля крестьянами: их продавали на рынках, в объявлениях на страницах газет; их проигрывали в карты, обменивали, дарили,
насильно женили.
Указ от 3 мая 1783 года запр
1   2   3   4   5   6   7

Указ о единонаследии 1714 г.
Различалось наследование по завещанию и по закону. Законодатель,
ориентируясь на западный правовой опыт, пытался внедрить принцип
майората, при котором наследовал старший сын. Русская традиция стояла на стороне младшего сына. Практика избрала компромиссный путь
(наследование одного сына по выбору завещателя). Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения.
Дочери наследовали недвижимость по завещанию и только при
отсутствии сыновей. Завещание недвижимости лицами женского пола сопровождалось условием, что её муж примет фамилии наследодателя.
При отсутствии детей вообще недвижимое имущество по завещанию
могло быть передано родичам (родственникам, носящим ту же фамилию, что
и наследодатель, т. е. «в род»). Движимое имущество в любых долях могло быть разделено между любыми претендентами, завещатель дает его «кому
захочет». Индивидуальная свобода завещания заметно увеличилась по сравнению с порядком наследования в предыдущий период.
При отсутствии завещания в силу вступал законный порядок наследования и майоратный принцип здесь был непререкаем: недвижимость наследовал
старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными сыновьями.
Бездетная вдова получала пожизненное право на имущество мужа, а после ее смерти к наследованию призывались наследники по закону. В 1716 г. этот порядок изменился: вдова стала получать в собственность 1/4 часть имущества мужа.
В 1731 г. Указ о единонаследии был отменен. Наследование по закону
регламентировалось следующим образом: имущество переходило ко всем сыновьям в равных долях, причем дочери получали 1/14 часть недвижимого и
1/8 часть движимого имущества, а вдова — 1/8 часть недвижимого и 1/4 часть движимого имущества. Если же наследование было по завещанию, то требования были таковы: завещание должно было составляться обязательно в письменном виде человеком в здравом уме при двух свидетелях (иногда при представителе церкви). Завещание могло составить любое лицо.
30.
В этот период был (в интересах эффективности прохождения государственной службы) повышен брачный возраст. Заключать брак, согласно петровскому законодательству, запрещалось до достижения невестой 17, а женихом 20 лет
(впоследствии брачный возраст был снижен, соответственно, до 16 и 18 лет).
Лицам старше 60 лет заключение брака было запрещено, государство нуждалось в новых подданных. Военнослужащим и чиновникам запрещалось заключать брак без согласия своего начальства, дворянам – до прохождения курса начального обучения. Категорически запрещалось насильственное заключение брака. Недействительными объявлялись браки с психически неполноценными людьми. С 1724 г. разрешалось заключать браки с неправославными христианами – иностранцами. Третий брак не допускался.
Изменилась и форма заключения брака. С 1702 г. отменялись рядные и сговорные записи (разновидность брачного контракта). Венчанию за 6 недель должно было предшествовать обручение, после которого жених и невеста имели право отказаться от брака.
Права жены были ограничены. Муж имел право наказывать жену. Она должна была всюду следовать за мужем. Паспорт жене выдавался лишь с согласия