Файл: Модуль государственноеуправлениеиинформационные технологи 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

97 процедуры оплатить услугу
92
, введя номер кредитной или дебетовой карты.
Например, посетитель сайта может получить подробные инструкции по процедуре развода
93
и скачать форму заявления (см. рис. 6).
Рис. 5. Развод в режиме онлайн. Великобритания
1.5.2.2. СоединенныеШтатыАмерики
С 2002 года в США действует специальное регулирование (Свод законов США № 204), в котором закреплены 24 принципа, определяющих функционирование правительственного портала и порядок оказания электронных государственных услуг.
Особенности государственного устройства США (большая самостоятельность штатов) определяют архитектуру американского электронного правительства – отсутствие жесткой иерархии и единого регулирования предоставления услуг на федеральном уровне, т.к. значительная часть взаимодействия населения с государством приходится на уровень штатов и муниципальный уровень.
Тем не менее на правительственном портале США
94
можно получить доступ к более чем 150 действующим электронным государственным услугам. Большая их часть носит информационный характер, однако есть и интерактивные услуги.
92
https://www.moneyclaim.gov.uk/csmco2/index.jsp
93
http://www.hmcourts-service.gov.uk/infoabout/divorce/want/forms.htm
94
http://www.usa.gov

98
Рис. 6. Государственные услуги, доступные в режиме онлайн в США
1.5.2.2.1. Примерысервисов
Реализацию интерактивных государственных услуг можно рассмотреть на примере работы налоговой службы
95
. Налогоплательщики (физические или юридические лица) в режиме онлайн могут:
• зарегистрироваться в качестве налогоплательщика (включить себя в реестр);
• получить официальные формы и бланки;
• узнать свою налоговую историю (начисленные и совершенные платежи);
• совершить налоговый платеж;
• отозвать ранее совершенный платеж и вернуть средства на свой счет.
Заслуживают внимания услуги, связанные со сменой места жительства
96
. Граждане и проживающие в США иностранцы могут при переезде осуществить в режиме онлайн:
• регистрацию смены адреса в почтовой службе США;
• перерегистрацию автомобиля и водительских прав;
• перерегистрацию номера социального страхования;
95
http://www.eftps.com
96
http://www.usa.gov/Citizen/Services/Address_Changes.shtml

99
• перерегистрацию себя в качестве избирателя;
USA.gov под одной поисковой «шапкой» объединяет многие тематические или региональные порталы. Например, существует портал, содержащий все возможные федеральные формы, анкеты, бланки, заполнение которых может потребоваться в той или иной ситуации. Существует портал, через который можно осуществлять практически любые платежи в федеральный бюджет или портал, содержащий комментарии к федеральной нормативной правовой базе США. При этом поиск сервисов ведется через единую точку входа на USA.gov.
Портал госуслуг США содержит секцию часто задаваемых вопросов, которые сгруппированы не только по темам, но и по целевой аудитории. Обеспечивается доступ пользователям с особыми потребностями (например, работает испаноязычная версия сайта, доступны тематические информационные ленты с полезной информацией и т.п.).
1.5.3. Электронныегосударственныеуслуги: опытстран
СНГ
Из стран СНГ на данный момент правительственными порталами государственных услуг располагают:
• Республика Казахстан: http://www.e.gov.kz/?lang=ru
• Республика Кыргызстан: http://www.govservices.kg/web/guest/ecitizen
• Украина: http://www.kmu.gov.ua/control/ru
Ниже рассмотрены правительственные порталы Республики Казахстан (см. раздел
1.5.3.1) и Украины (см. раздел 1.5.3.2).
1.5.3.1. РеспубликаКазахстан
На данный момент правительственный портал Казахстана
97
представляет собой единую точку доступа к информационным ресурсам всех (в том числе региональных) ведомств.
Портал организован по «возрастному» принципу. Его посетители могут получить описание нормативной и консультационной базы по ограниченному набору случаев. Например, для граждан доступна такая информация:
Детство: регистрация рождения ребенка, получение пособия по рождению ребенка, дошкольное воспитание и обучение;
Учеба: среднее образование, начальное и среднее профессиональное образование, высшее образование;
Семья: заключение брака, поддержка молодой семьи, семейная психология;
Работа: трудоустройство, трудовые отношения, оплата труда, охрана труда;
Старость: социальная поддержка участников, инвалидов ВОВ, пенсионное обеспечение.
97
http://www.e.gov.kz/?lang=ru


100
Рис. 7. Информационные сервисы для бизнеса (Казахстан)
Следует отметить, что в тематических разделах представлены ссылки на соответствующие нормативные правовые документы – такая практика не всегда характерна для стран дальнего зарубежья.
Региональные порталы Казахстана содержат подробную информацию о получении государственных услуг (регистрации рождения ребенка, получения дотаций, взаимодействия с налоговыми органами и т.п.) на территории региона. На порталах также могут быть представлены расписание движения междугородного и международного транспорта, информация о городских гостиницах и частных медицинских учреждениях, данные о религиозных объединениях в области и т.п.
98
Практическая полезность портала ограничена, т.к. он работает с ошибками, медленно; не всегда открываются страницы, языковая поддержка реализована некорректно.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

1.5.3.2. Украина
Правительственный портал Украины
99
претендует на то, чтобы предоставлять гражданам информацию о государственных услугах в логике «жизненных ситуаций». На практике идея реализована не очень успешно.
98
Например, http://www.akimat.info/ru/index.php
99
http://www.kmu.gov.ua/control/ru

101
Рис. 8. Единственное наполнение раздела «получение образования»: блок-схема

102
Не очень хорошо структурированную, но довольно богатую информацию по различным вопросам можно найти в разделе «тематические документы»
100
, например, список украинских вузов и условия предоставления льгот поступающим.
В этих же разделах можно обнаружить неполную контактную информацию ряда органов. Многие страницы портала содержат неожиданные, при этом неработающие ссылки. Например, в разделе «Религия и религиозные конфессии
Украины» можно обнаружить неработающие ссылки на образцы документов бухгалтерской отчетности
101
Как система региональные правительственные порталы в Украине отсутствуют.
1.5.4. Электронныегосударственныеуслуги: опыт
РоссийскойФедерации
Рис. 9. Минфин России: заполнить платежное поручение могут только
пользователи ПО корпорации Microsoft
На данный момент в Российской Федерации не принято регулирование, которое бы регламентировало оказание электронных государственных услуг. Не созданы также технические и организационные механизмы обеспечения достоверности и неизменности данных, представленных в электронном виде. В этом смысле неразвитость электронных госуслуг может рассматриваться и как благо: без
100
http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/mcategory?cat_id=28923&type=3
, http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/mcategory?cat_id=28924&type=3 101
http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/category?cat_id=826907

103 указанных компонентов они не только не имеют смысла, но и могут быть небезопасны.
Постановление правительства «Об обеспечения доступа к информации о деятельности Правительства…» обязывает исполнительную власть федерального уровня (см. лекцию 2.5) публиковать в Интернете важнейшие сведения о своей деятельности (аналогичное регулирование действует в ряде регионов, см. лекцию
1.4). Однако указанное постановление предписывает публикацию «официальной» информации, не слишком полезную для граждан. Кроме того, информация зачастую неактуальна или недоступна. Бывают случаи, когда публикация принимает дискриминирующий характер (см. например http://www.svobodainfo.org/info/page/?tid=633200005&nd=458206385
).
1.5.4.1. СайтыоргановвластиРФ
Рис. 10. В России информацию о госуслугах иногда легче найти на сайтах
иронично настроенных частных лиц
Портал Правительства Российской Федерации
102
содержит преимущественно официальную информацию о деятельности Правительства. Относительно
«сервисный» характер имеют три раздела сайта:
• отправка обращения или запроса в Правительство;
• нормативные документы – по ссылкам этого раздела можно получить
102
http://www.government.ru


104 доступ к поисковым системам «Гарант» и «Консультант Плюс» и ознакомиться с нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации;
• работа с обращениями граждан – в этом разделе можно ознакомиться с графиками приема граждан руководителями федеральных органов исполнительно власти, отчетами об обращениях в Правительство
Российской Федерации и отчетами о работе с обращениями.
1.5.4.2. Порталгосударственныхзакупок
Портал государственных закупок
103
должен был организовать единую точку доступа к информации о государственных закупках. На данный момент эта задача не решена: информация крайне неполна, прежде всего из-за организационной и нормативной непроработанности требований к раскрытию данных о госзакупках.
1.5.5. Концепция e-Government: дополнительные возможностидляобществаиэкономики
1.5.5.1. Аналитическиесервисынабазесервисовэлектронных
правительств
Мировой опыт показывает, что если обеспечить общедоступность государственной информации, то свободный рынок породит множество частных сервисов, основанных на раскрытых государством данных и весьма полезных для граждан.
Это снимает часть нагрузки с государственных органов, повышает прозрачность рынков и конкуренцию, увеличивает качество жизни граждан.
Ниже приводится несколько примеров.
1.5.5.2. Недвижимость
В США благодаря раскрытой государством а) кадастровой информации, б) информации, касающейся налоговых начислений по сделкам с недвижимостью, а также в) наличию единого адресного реестра (в США в различных ведомствах и частных организациях используются стандартизированные схемы данных, описывающие адресную информацию), появилось много частных сервисов
104
, обеспечивающих граждан достоверной рыночной оценкой стоимости недвижимости по всей территории США. Важно, что в США раскрытые государством данные можно получить не только с помощью браузера, но и в
«пакетном» режиме (через программный межмашинный интерфейс), что позволяет автоматически сопоставлять и анализировать большие объемы данных.
Число конкурирующих фирм, предоставляющих такие сервисы, исчисляется сотнями и тысячами. Сначала общедоступность информации привела к повышению конкуренции риелтерских агентств, что обеспечило более быструю и объективную оценку недвижимости и снижение комиссии риелтеров. Но на следующем этапе деятельность, связанную с поиском и оценкой объектов недвижимости, ранее доступную только риелтерским конторам, смогли выполнять
103
http://pgz.economy.gov.ru
104
http://www.realestateabc.com/home-values


105 граждане самостоятельно. В результате снизились расходы граждан, уменьшились риски коррупции и мошенничества и несколько ослабла нагрузка на правоохранительные органы.
Рис. 11. Частный сервис для продавцов и покупателей недвижимости в США
1.5.5.3. Подержанныеавтомобили
Аналогичный эффект обеспечивает раскрытие американским правительством в электронном виде данных по а) авариям на дорогах (базы данных полиции) и б) страховым выплатам по аварийным случаям (данные страховых компаний). В результате появились тысячи частных онлайновых сервисов, обеспечивающих покупателя полной информацией относительно истории выставленного на продажу подержанного автомобиля. По запросу «car service history» поисковая система выдаст вам тысячи релевантных ссылок, позволяющих по VIN (vehicle identification number) восстановить историю автомобиля. Неудивительно, что сайты практически вытеснили «автомобильные барахолки»: они не только дешевле, но и не уступают им в достоверности. В итоге покупка подержанного автомобиля в США сегодня все чаще осуществляется через Интернет «вслепую» (без осмотра). От ставших редкими случаев покупки «плохой» машины (например, послеураганной
«утопленницы») защищает страховка, предоставляемая дилером.

106
Рис. 12. История подержанного автомобиля (США)
1.5.5.4. Госзакупки
Третий пример характерен для многих стран мира, раскрывающих данные по государственным закупкам. Недобросовестных чиновников серьезно дисциплинирует знание, что любое заинтересовавшееся общественное объединение, СМИ или проигравшие конкуренты путем сопоставления уровня закупочных цен вскроют нарушения закона. Прозрачность как бы «выдавливает» ценовой «запас» для отката, что позволяет повысить качество госуправления без увеличения расходов на финансирование контролирующих органов. Несколько порталов госзакупок было рассмотрено в лекции 1.4.
Эти эффекты – рост качества госуправления и сопутствующие ему повышение конкурентности и экономической эффективности – достигаются и во многих других случаях исключительно благодаря раскрытию государством информации.
Важно, что достичь аналогичного результата за счет контрольных или репрессивных мер гораздо сложнее и дороже.
1.5.6. Электронныегосударственныеуслуги: условия,
факторы, организационныерешения
«Полноценная» электронная государственная услуга (все или почти все стадии

107 взаимодействия осуществляются удаленно в электронной форме; обеспечена юридическая значимость; обеспечен доступ к услугам всем гражданам независимо от способа доступа и используемой программно-аппаратной платформы) может быть оказана при соблюдении ряда условий, перечисленных ниже.
1.5.6.1. Правительственныйинтеграционныйпортал
правительственныйшлюз»)
Единый «правительственный шлюз» представляет собой набор приложений, обеспечивающих интеграцию информационных систем различных ведомств.
«Глубина» интеграции в разных странах различная.
Например, Directgov в Великобритании, X-Road в Эстонии, UME в Бельгии, Portal
Group в Австрии представляют собой полноценные интеграционные решения, объединяющие информационные системы региональных и правительственных ведомств, имеющие единую систему авторизации и т.п.
В других странах, как, например, в США подобная интеграция отсутствует, и портал является не более чем единой точкой входа, осуществляющей а) маршрутизацию пользователей по ведомственным и региональным порталам и б) агрегирование данных с этих «низовых» порталов.
В России с учетом сложившихся традиций и условий второй путь представляется более реалистичным.
1.5.6.2. Каналывзаимодействиясгражданамииорганизациями
Каналами взаимодействия могут быть порталы государственных услуг, мобильные и телевизионные порталы, центры предоставления государственных услуг, колл- центры и информационные киоски. Каждый из инструментов налагает определенные требования к организации содержания, системам управления содержанием, системам идентификации и авторизации, системам сбора статистики обращений и т.д.
Наиболее сложной задачей является обеспечение достоверной идентификации получателя услуги и должностных лиц, а также их авторизация (наделение полномочиями на, например, чтение данных, но не на их изменение).
Самым надежным инструментом идентификации является электронная цифровая подпись. В мире также используются упрощенные варианты: использование набора персональных данных получателя услуги (неизвестных в совокупности потенциальным злоумышленникам, но имеющихся в распоряжении государственных органов), использование персональных данных в совокупности с финансовыми данными (о банковском счете) гражданина, выдача в присутственном месте персонального логина-пароля.