Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения народному пению Направление подготовки Искусство народного пения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский государственный институт культуры»
Музыкальный факультет
Кафедра народного хорового пения
Регистры певческих голосов и способы их соединения
Курсовая работа по дисциплине
«Методика обучения народному пению»
Направление подготовки «Искусство народного пения»
Направленность (профиль) «Хоровое народное пение»
Квалификация «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива.
Преподаватель (Хоровое народное пение)»
Выполнила:
Рахимова Р.П
студентка 4 курса
гр. ИНП-184(з)
Научный руководитель:
Соловьёва И. Н.,
доцент
Работа защищена
«__»______________2021г.
Оценка____________
Барнаул 2021
Оглавление
Введение ……………………………………………………………….. | 3 |
Глава I. Теоретические основы изучения регистров певческих голосов …………………………………………………………………. | 5 |
| 5 |
| 11 |
Глава II. Специфика работы с народными голосами над развитием певческих регистров …………………………………........................... | 21 |
2.1. Особенности регистрового звучания певческого голоса ………. | 21 |
2.2. Практические приемы соединения грудного и головного регистров народного певца …………………………………………… | 27 |
Заключение …………………………………...………………………… | 35 |
Список литературы ……………………………………………………. | 37 |
Приложение …………………………………………………………… | 40 |
Введение
Актуальность. Обучение вокалу является длительным и индивидуальным процессом. Для раскрытия вокальных возможностей каждого обучающегося, нужно знать и учитывать строение певческих голосов. Голос является одним из главных признаков индивидуальности. Возникновение и развитие голосового аппарата человека в процессе эволюции шло по пути «использования» природой резонансных свойств дыхательных путей и формирования звукоподобной системы дыхания, гортани, резонаторов, регистров, аналогичной духовым инструментам.
Необходимость изучения вопроса о работе над регистрами певческих голосов и приемов их соединения вызвана следующими обстоятельствами:
- отсутствие специальной научно-теоретической базы для обучения вокальному голосу, что важно не только для искусства пения, но и для самой науки о голосе. В области вокализации речи существует более десятка теорий формирования и восприятия речи;
- отсутствие исследований роли регистров в формировании певческого голоса. Именно поэтому тема является актуальной.
Цель работы – раскрыть особенности работы регистров певческих голосов и способы их соединения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы регистров певческих голосов;
- проанализировать особенности функций регистров в процессе фонации;
- выявить особенности регистрового звучания певческого голоса;
- представить приемы соединения грудного и головного регистров народного певца
Объектом исследования является народно-певческое исполнительство.
Предметом исследования является процесс вокально-технической работы народного певца по соединению регистров.
В ходе работы были использованы методы исследования:
- теоретический: изучение и анализ учебно-методической литературы по теме исследования и обобщение опыта выдающихся специалистов в области преподавания народного пения;
- практический: обобщение собственного опыта в процессе практического овладения соединением регистров в классе вокальной подготовки.
Практическое значение. Материалы исследования могут быть использованы в методике преподавания народного пения и педагогической практике, при освоении дисциплин «Ансамблевое пение», «Вокальная подготовка» студентами музыкальных специальностей.
Методологической основой
исследования послужили работы О. И. Варга, В. А. Дальской, Л. П. Ильяевой, В. П. Камышниковой, Н.К. Мешко, В. П. Морозова, Г.П. Стуловой, Л.В. Шаминой.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретические основы изучения регистров певческих голосов
-
Строение голосового аппарата
Органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости [7]. В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов (афферентная связь). По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом [11].
Гортань – орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвижно при помощи суставов и связок и переплетенные снаружи и изнутри мышцами [22]. Внутренняя поверхность гортани, как и всех полостных органов нашего тела, выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани – щитовидный – определяет величину гортани. Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гортань, имеет овальную форму, образуется спереди подвижным гортанным хрящом – надгортанником. При дыхании вход в гортань открыт. При глотании свободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его отверстие. Во время пения вход в гортань суживается и прикрывается надгортанником. Это явление имеет большое значение для образования художественно ценных качеств певческого звука, для певческой опоры.
Если смотреть в гортань сверху, то с двух сторон симметрично видны по два выступа слизистой оболочки находящиеся один над другим. Между ними имеются небольшие симметричные углубления – морганиевые желудочки. Верхние выступы называются ложными (желудочковыми) складками, а нижние – голосовыми складками. Ложные сладки такого же цвета, как и вся слизистая оболочка гортани. Они состоят из рыхлой соединительной ткани, желез, слабо развитых мышц, сближающих эти складки. Железы, заложенные в ложных складках и в 8 стенках самих желудочков, увлажняют голосовые складки, в которых желез нет. Эта функция особенно важна при певческом голосообразовании.
Голосовые складки при дыхании образуют щель треугольной формы, называемую голосовой щелью. При голосообразовании голосовые складки сближаются или смыкаются, голосовая щель закрывается. Поверхность голосовых складок покрыта плотной эластичной тканью перламутровой окраски. Внутри них находятся внешние и внутренние щито-черпаловые мышцы. Вторые, внутренние, называются вокальными мышцами. Мышечные волокна располагаются параллельно внутреннему краю складки и в косом направлении. Благодаря такому строению голосовая складка может многообразно изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во всю ширину и длину или частями, что обуславливает богатство красок певческого звука.
Голосовые складки делят гортань на два пространства: надскладочный и подскладочный отделы. Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани – называются надставной трубой. Верхняя часть этой трубы – носовая полость. Она составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой). В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. При ее заболевании эти полости могут заполняться гноем или 9 полипозными образованиями (разращениями слизистой оболочки), что отрицательно отражается на качестве певческого звука. Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается [20].
Под носовой полостью располагается ротовая полость. Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкнутом состоянии). В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.
Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отделяющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым небом, которое сзади переходит в мягкое небо, называемое небной занавеской. Задний, свободно свисающий в полости глотки край мягкого неба, посередине имеет выступ – маленький язычок (он есть только у человека) [8]. Мягкое небо продолжается в две расходящиеся вниз под углом симметричные складки слизистой оболочки. Эти складки называются дужками: передними и задними. В толще дужек проходят мышцы, соединяющие мягкое небо с языком и гортанью.
Мягкое небо хорошо иннервировано чувствительными нервами. Находящиеся в толще неба мышцы при сокращении поднимаются, натягивают его. Твердое и мягкое небо вместе с передними зубами составляют небный свод. Строение его частей влияет на качество певческого голоса [8]. Сзади ротовая полость широким отверстием – зевом – открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ограничен мягким небом, с боков – небными дужками и снизу – спинкой языка. Зев может суживаться и расширяться. Суживается он за счет сокращения мышц, заложенных в дужках мягкого неба. При пении зев расширяется; это происходит при поднятии мягкого неба и опускании языка, что наблюдается при певческом зевке.
Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади – в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев[14].
Глотка условно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, среднюю – ротоглотку и нижнюю – гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотке, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и задними небными дужками [8]. Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы. Острое воспаление миндалин называется острым тонзиллитом или ангиной. Значительное увеличение миндалин уменьшает полость глотки, отрицательно отражается на образовании певческого голоса. Стенки глотки образованы сильными мышцами, идущими в продольном и циркулярном направлении. Благодаря им глотка может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму и объем, резонаторные свойства. Все мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Внутренние мышцы смыкают голосовую щель и осуществляют голосообразование (являются фонаторными мышцами). Наружные мышцы гортани соединяют ее с лежащей выше, под нижней челюстью, подъязычной костью, а внизу с грудной костью. Эти мышцы опускают и поднимают всю гортань, а так же фиксируют ее на определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое для голосообразования [10].