ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 6071
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование)
37.04.01 Психология
(код и наименование направления подготовки)
«Психология здоровья»
(направленность (профиль))
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
на тему: Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека
Студент
С.А. Гнып
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Научный руководитель д.псх.н, профессор Г.А. Виноградова
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
Тольятти 2020
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека ……………………………………………………………8 1.1 Анализ понятия здоровье человека …………………………………8 1.2 Особенности стрессовых ситуаций ………………………………….20 1.3 Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека ……………...25
Выводы по первой главе ………………………………………………………..29
Глава 2 Методологическая организация исследования влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека …………………………………………………31 2.1 Описание организации исследования влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека …………………………………………..31 2.2 Описание методик исследования …………………………………….33
Выводы по второй главе ………………………………………………………..36
Глава 3 Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека ………………………………………………………………..37 3.1 Результаты корреляционного и общего анализа стрессовых ситуаций на здоровье человека…………………………………………….37 3.2 Рекомендации по развитию навыков снижения стресса и профилактике профессионального стресса …………………………….61
Выводы по третьей главе ………………………………………………………..77
Заключение ……………………………………………………………………….80
Список используемой литературы………………………………………………82
3
Введение
Стресс является ответной реакцией организма человека на влияния экстремальных факторов, нарушающих привычный жизненный ритм. Любые перемены, будь то серьезные жизненные испытания, или большие радости, связанные с изменениями жизни, несут в себе элементы стресса. Необходимо заметить, что стрессовые ситуации находятся во всех сферах жизнедеятельности человека, и могут быть как положительным, так и отрицательным.
Большинство людей время от времени испытывают стресс, обусловленный различным рядом причин, при этом необходимо заметить, что в современных реалиях распространены болезни, связанных дезадаптацией, личностным длительным переживанием или высоким уровнем стресса, это заставляет думать нас, что стресс - это отрицательное явление, разрушительно влияющее на организм.
Стресс - это не специфическая реакция организма на внешний раздражитель, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.
Возникновение стресса и его влияние на человека физиологически обусловлены изменением гормонального баланса. В результате реакции организма сначала появляется чувство тревоги и беспокойства, мобилизуются все силы для решения поставленной задачи.
Затем наступает фаза адаптации и истощения, которая характеризуется ухудшением эмоционального состояния, нервным перенапряжением и хронической усталостью.
Эмоциональный тонус положительно влияет на психическую сферу, но вслед за контролем и повышенной активностью следует исчерпание жизненных ресурсов.
4
Противоположная точка зрения заключается в том, что стресс может быть способом мобилизации внутренних ресурсов, направленных на преодоление внутренних и внешних трудностей человека.
Любое развитие невозможно без стресса, личностный рост возможен только тогда, когда мы замечаем собственный дефицит, значит находимся в стрессе.
Хронический длительный стресс несомненно влияет на здоровье отрицательно, это подтверждают достаточно широкие статистические данные.
Негативное влияние стресса на состояние здоровья человека выражается в приступах мигрени, мышечной боли, нарушениях концентрации, расстройствах пищеварения, повышенной утомляемости и т. д.
При этом несмотря на большое количество исследований касаемых влияния стресса на организм человека в отрицательном ключе, влияние стресса, в положительном ключе, как средства мобилизации организма является до сих пор недостаточно изученным.
При этом необходимо заметить, что данные исследования могут принести значительную пользу и вклад в развитие теории стресса, и в перспективе может позволить управлять стрессовым состоянием.
На этой основе формируется противоречие, связанное с тем, что на данный момент, при значительном увеличении темпа жизни, расширением информационного пространства в сочетании с низкой психологической культурой наседания отсутствует четкая и ясная система работы со стрессом с целью снижения его негативного влияние на здоровье.
Это обусловило выбор темы исследования: «Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека».
Объект исследования - стрессовые ситуации.
Предмет исследования - влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Цель исследования: изучить влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека.
5
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень стресса проявляется в состоянии дезадаптации личности, при высоком уровне нервно- психической напряженности и психического дискомфорта. Таким образом, мы предполагаем, что чем выше уровень стресса, тем выше давление жалоб и ниже общее состояние здоровья.
Задачи:
1.
Провести теоретический анализ научной литературы по проблемам понятия здоровье человека
2. Выявить особенности стрессовых ситуаций и их влияния на здоровье человека
3. Провести эмпирическое исследование и корреляционны анализ стрессовых ситуаций и их влияния на здоровье человека.
4. Разработать рекомендации по развитию навыков снижения стресса и профилактике профессионального стресса.
Методы:
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);
эмпирические методы
Методики:
Психодиагностические методы: психодиагностические опросники:
1. Шкала психологического стресса PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона.
2.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Раге.
3. Эмоциональное состояние: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ)
К. Изарда.
4. Гиссенский опросник психосоматических жалоб.
6 5. Опросник по состоянию здоровья (PHQ-9).
3) Методы математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ).
База исследования: База исследования: сотрудники ООО "Центр
Комплексной Безопасности", ООО "Цезарь", ООО «Современные Системы
Безопасности», ООО «ПожСтройЭксперт», ООО «СтройЦентр», ООО
«ЦАИС», а также ИП Шамота.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 человек, респондентов: 30 мужчин и 30 женщин.
Методологическая разработанность: вопросы, связанные со стрессом, рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (Б.Г.
Ананьев, B.JI. Васильев, С.П. Безносов, Л.A. Китаев-Смык, М.И. Марьин, Н.И.
Мягких, А.Б. Леонов, М.В. Пряхина, Л.Б. Филонов, В.И. Хальзов, Э.С.
Чугунова, С. Фолкман, Р.С. Лазарус, С. Маслач и др.). Можно выделить следующих отечественных и зарубежных авторов, занимающихся проблемой психологического здоровья: В.А. Ананьев, Г.С. Никифоров, О.С. Васильев, Ф.Р.
Филатов, И.В. Дубровина, О.В. Хухлаева, С. Киз, Р. Скинер, А. Маслоу, О.
Бэкер, Г. Олпорт, А. Эллис.
Новизна полученных результатов.
1.
Уточнена связь здоровья человека и стрессового состояния, а также характер связи показателей психосоматических жалоб и эмоционального состояния.
2.
Разработаны рекомендации на основании связи стрессовых состояний и психосоматических жалоб.
Достоверность: достоверность исследования была подтверждена методами статистической обработки данных, в программе SPSS.
Практическая значимость полученных результатов.
Получен экспериментальный материал по изучению регуляторных возможностей человека в процессе преодоления стрессовых ситуаций.
7
Результаты исследования окажут большую помощь практическим психологам в целенаправленном формировании здоровья человека.
Апробация результатов магистерской диссертации.
Выводы диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях тезисов докладов международных и всероссийских конференций.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация представлена введением, двумя главами (теоретической и эмпирической), выводами, заключением, списком используемой литературы, приложением. В тексте представлены рисунки и таблицы.
8
Глава 1 Теоретические основы влияния стрессовых ситуаций на
здоровье человека
1.1 Анализ понятия здоровье человека
Здоровье человека в континууме его жизни является одним из ведущих факторов, определяющих уровень благосостояния граждан, семьи, общества, а также конкурентоспособность, обороноспособность страны в перспективе ее поступательного развития и выживания в глобальном историческом аспекте [4].
Поэтому сохранение и увеличение потенциала здоровья человека и всего населения страны является приоритетной задачей государства, системы здравоохранения и всех других сфер и секторов общества в целом. В медицине и здравоохранении предложено и обсуждается большое число определений
«здоровье». По мере накопления научных биологических и медицинских знаний о здоровье человека, психологии личности, социологии медицины, общественном сознании возникает необходимость развития и наполнения новым содержанием понятия «здоровье».
Феномен «здоровье» является предметом научного исследования различных дисциплин. Это и анатомия, и медицина, и психология, и социология, и философия. Такой широкий спектр научных исследований объясняется тем, что жизнедеятельность человека, обусловленная состоянием его здоровья, проявляется на биологическом, психическом, социальном уровнях. В связи с этим сущность феномена «здоровье» раскрывается посредством различных критериев.
Здоровье — это «состояние полного, физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития»
[Устав
(Конституция)…
1995, с.
25];
«оптимальное функционирование организма» [Франкл В., 1990, с. 247]; «полнокровное существование человека» [Смирнов И.Н., 1985, с. 18].
В научной литературе выделяют два подхода к исследованию проблемы психологического здоровья: гуманистический и антропологический. С позиций
9 гуманистического подхода психологическое здоровье изучали такие зарубежные ученые, как Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс.
Основы антропологического подхода разрабатывались отечественными учеными В.И. Слободчиковым, Е.И. Исаевым, А.В. Шуваловым, Г.А.
Цукерман. Человек как высшая форма реализации феномена жизни обладает главным отличием живых систем от неживых, суть которого состоит в способности первых к самоорганизации (саморегулированию, самообновлению, самовосстановлению) [Апанасенко Г.Л., 1992].
В этом заключается биологическая сущность здоровья, которая описывается различными процессами самоорганизации биосистемы — реакциями гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности, репарации, регенерации и т.д. Наряду с биологическими процессами самоорганизации человека как системы человек обладает способностью изучать и преломлять сквозь свой внутренний мир картину мира внешнего, способность самовыражаться посредством социальной активности, определяя свое место среди других людей.
Данные способности являются высшими проявлениями целостности личности человека и определяют психический и духовный аспекты здоровья.
Психика и духовность, в свою очередь, могут либо стимулировать, либо тормозить биологический субстрат человека. Таким образом, в концептуальной системе специфических проявлений человеческой природы и общечеловеческих ценностей психологическое здоровье определяет качество индивидуальной жизни человека.
Многоплановый анализ феномена «здоровье» объективно требует, чтобы одним из ведущих принципов моделирования структуры понятия
«психологическое здоровье человека» стал системный подход. Методология системного анализа позволяет рассмотреть феномен «психологическое здоровье» со стороны его структурных компонентов, а также со стороны функциональных связей и отношений
10
Познание сущности здоровья человека, популяции, общества происходит посредством развития системы понятий, фундаментальная роль в которой нами отводится категории качества.
Качество рассматривается как основополагающая категория в учении о сущности индивидуального и популяционного здоровья.
Решающее влияние на выбор исследования качества здоровья как предмета и объекта новой научной дисциплины оказала позиция И.А. Ильина:
«Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве».
Эти слова прозвучали как набат в статье И.А. Ильина «Спасение в качестве», опубликованной в «Русском колоколе» (1928, № 4).
Актуальность данного научного направления в медицине обозначена А.В.
Решетниковым, который полагает, что полнота и интенсивность жизнедеятельности человека находятся в непосредственной зависимости от
«качества» здоровья [6]. Понятие качество использовано нами при разработке гуманитарной модели управления системой здравоохранения [3] и создании единой интегрированной классификации групп качества здоровья [4] .
В литературе рассматривается большое число определений «состояние здоровья», в то же время не уделяется внимание его качеству. При формулировании определения «качество здоровья» нами учитывалось содержание официальных определений состояния здоровья.
Наиболее полным и универсальным определением здоровья в настоящее время следует признать вариант, принятый Европейским региональным бюро
Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ), где здоровье (health) рассматривается как состояние полного физического, психического (mental) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (disease) или немощи, недостаточности (infirmity) [10].
ЕРБ ВОЗ рекомендует использовать также понятие «статус здоровья»
(healthstatus), под которым понимается состояние здоровья человека, группы
11 людей или популяции, оцененное посредством ссылок на общую заболеваемость, заболеваемость от конкретных заболеваний, повреждений, антропоморфологических измерений и смертности, а также индикаторов функционального состояния и качества жизни
10
. В приведенных определениях здоровья и статуса здоровья использованы такие термины, как
«благополучие» и «состояние», толкование которых не дано в цитируемых источниках, что затрудняет их однозначное понимание.
В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в пункте 1 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дается следующее определение: «1) здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма». В статье 2, пункте
17 настоящего закона, дается следующее толкование термина «состояние»: состояние – изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи».
Такое определение понятия «состояние» находится в противоречии с определением «здоровье» в пункте 1, статьи 2 настоящего Федерального закона, в котором также употреблен термин состояние, несущий другую смысловую нагрузку.
В концепции Б.Г. Ананьева, изложенной в работе «Человек как предмет познания», автор выделяет различные ипостаси существования человека: индивид, субъект, личность, индивидуальность [Ананьев Б.Г., 1969].
При этом целостность человека обнаруживается в единстве его биологических, социальных и душевно-духовных проявлений. Душевные и духовные свойства личности оказывают сильное влияние на реализацию биологических и социальных функций. С другой стороны, чем шире возможности человека в реализации своих биологических и социальных функций, тем более высоким уровнем здоровья он обладает. Соответствие
12 жизненных установок и личностных притязаний реальным возможностям здоровья человека формирует определенную степень «благополучия» — физического, социального и душевного.
Известный психолог И.В. Дубровина ввела понятие «психологическое здоровье» в психологию. По ее мнению, психологическое здоровье характеризуется тем, что относится к личности, а также взаимосвязано с проявлениями человеческого духа.
По мнению С.Я. Долецкого, такие понятия как «психологическое здоровье», «духовное здоровье», «сила Я» синонимичны. Характерной особенностью является адаптация к различным ситуациям окружающего мира, сохранение внутреннего спокойствия, психоэмоционального характера, а также реализация собственного плана жизни.
Гармоничное взаимодействие с миром неразрывно связано с ориентацией человека на духовные ценности, с осознанным поиском путей самопознания, самопринятия и саморазвития. Таким образом, психологическое здоровье взрослого человека предполагает осознанную потребность в духовном развитии. Как отмечает А. Шувалов, психологическое здоровье, по сути, есть здоровье духовное [Шувалов А., 2009].
Духовность здесь понимается как особый способ жизнедеятельности, проявляющийся в сопряженности мотивов и поступков человека с актуализацией собственно человеческого в человеке. Поэтому теоретической основой проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья человека являются работы известных зарубежных (Г. Олпорт, А. Маслоу, К.
Роджерс, В. Франкл) и отечественных (С.Л. Рубинштейн, Б.С. Братусь, И.В.
Слободчиков) ученых гуманистической ориентации.
Человековедческий подход к пониманию психологии здорового человека утвердил образ психологически зрелой
[Олпорт
Г.В.,
1998], самоактуализированной [Маслоу А., 1997], полноценно функционирующей
[Роджерс К.Р., 2001] личности. Здоровье рассматривается не как состояние