ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 6074
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13 бытия, а как процесс, направленный на развитие человеческой субъективности
[Слободчиков В.И., Исаев Е.В., 1998].
Обобщим вышеизложенное: психологическое здоровье — это умение человека с внутренним спокойствием непрерывно поддерживать динамический баланс с окружающей средой для дальнейшего позитивного личностного развития. Поскольку психологическое здоровье предполагает, прежде всего, устойчивость к стрессовым ситуациям, то целесообразно обратить внимание на психологические свойства, повышающие стрессоустойчивость. Такие свойства были выделены В.А. Бодровым в работе «Психологический стресс: развитие и преодоление»: внутренний локус контроля, адекватная самооценка, критичность [Бодров В.А., 2006].
Внутренний самоконтроль за происходящими событиями, когда их причина связывается с личным участием, справедливо признают свойством, обеспечивающим устойчивость к стрессу.
Чем меньше, по субъективному мнению человека, его успешность или неуспешность в жизни определяются случайными обстоятельствами, тем более успешно он справляется со стрессами. Не менее важна уверенность человека в его способности самостоятельно преодолевать житейские трудности. Чем выше самооценка своих возможностей, тем ниже вероятность интерпретации случившегося события как стрессового.
Кроме того, зачем избегать трудностей, если их несложно разрешить.
Оценить степень безопасности происходящих или ожидаемых жизненных событий позволяет критический взгляд на них. Стрессоустойчивость предполагает допущение неопределенности потока событий и осознание невозможности осуществления постоянного тотального контроля над жизнью.
Поэтому присутствие равновесия между стремлением к риску и стремлением к безопасности, между стремлением к внешним и внутренним изменениям и стремлением к сохранению стабильности является признаком стрессоустойчивости человека. Такое равновесие создает условия для личностного развития на фоне оправданного умеренного риска. Получается,
14 что основной характеристикой психологически здорового человека является саморегулируемость как способность адекватно приспосабливаться к благоприятным и неблагоприятным условиям внешней среды. Значимо то, что трудности адаптации человек может испытывать в любой жизненной ситуации.
Быстрое достижение социального и экономического успеха
(благоприятная ситуация) тоже способно привести к существенным нарушениям психологического здоровья, таким как и социальная неустроенность, отсутствие материального достатка (неблагоприятная ситуация). Необходимо уметь использовать любую ситуацию как средство самоизменения, саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, основная функция психологического здоровья проявляется в ситуациях, требующих мобилизации личностных ресурсов, для поддержания динамического гармоничного баланса между внутренней средой человека и окружающей его внешней средой.
Из вышесказанного следует, что внутренние ресурсы для преодоления многочисленных жизненных испытаний нужно искать в осознании необходимости постигать смысл жизни, в ориентации на выполнение жизненной задачи и непрерывный личностный рост, без чего невозможно достижение душевного комфорта, лежащего в основе психологического здоровья.
Состояние эффективного функционирования мозга включает в себя ментальное здоровье. Адаптационная способность к различного рода изменения, происходящим в окружающей действительности, взаимосвязи и взаимодействия, которые осуществляются в процессе продуктивной деятельности являются результатом данного функционирования.
Для реализации межличностных отношений, благосостояния, благополучия семейного плана, личного плана, сотрудничества в общественном плане одним из главных условий является ментальное здоровье.
Вместе с тем следует отметить, что в толковании и оценке понятия ментальное здоровье американскими учеными доминирует медицинский
15 подход, что нашло свое отражение в отнесении к ментальному здоровью как его индикатора показателя распространенности депрессивных расстройств и частоты приема антидепрессивных лекарств.
Этот важный показатель относится к медикобиологической характеристике патологических нарушений качества здоровья. По нашему мнению, ментальное здоровье – это основной интеллектуальный человеческий капитал, понимание сущности которого должно занять особое место в науках о человеке. Само понятие «ментальное здоровье» выходит за общепринятые рамки таких отраслей психологии как: социальная, медицинская, общая, прикладная, а также психосоматической медицины и психиатрии [2, 3].
Еще Д.И. Писарев отмечал: «А разве человек, испорченный в нравственном отношении, – не больной?» Это простые ориентиры для качественной и количественной оценки ментального здоровья.
Основополагающий принцип медицины «не вреди» своему здоровью и здоровью окружающих тебя людей, а также благополучию среды обитания приобретает еще большую значимость в аспекте оценки качества ментального здоровья.
В сообществе людей сформировано общественное сознание, такие специфические и свойственные только людям организованные и управляемые институты, как государство, страна, право, труд, образование, наука, экономика, культура и т.д. В эффективном управлении данными институтами ключевая роль отводится нами ментальному здоровью. Ментальное здоровье человека и менталитет нации формируют качество популяционного здоровья
[2, 3].
В свое время громадная территория
России с суровыми климатогеографическими условиями благодаря естественному отбору была заселена мужественными, сильными духом и крепким здоровьем людьми, талантливым и трудолюбивым народом, который образовал прочный генофонд, обеспечивающий воспроизводство здоровых людей как главный ресурс страны в самых тяжелых социальноэкономических условиях (войны, революции,
16 экономические кризисы, природные катаклизмы). Высказанное положение носит гипотетический характер.
Физическим здоровьем обладает человек, у которого отсутствуют дефекты развития и болезни. Абсолютно здоровым, по мнению С.Я. Долецкого, нельзя считать того, кто либо от рождения, либо по причине повреждения или перенесенной болезни лишился какого-либо органа [Долецкий С.Я., 1983].
Я.С. Вайнбаум под физическим здоровьем понимает такое состояние человеческого организма, которое обеспечивает устойчивость не только к действию болезнетворных факторов, но и адаптационные возможности организма, т.е. способность сохранять работоспособность при неблагоприятных изменениях внешней среды [Вайнбаум Я.С., 1986].
По мнению Л.П. Гладких, функцией физического здоровья является адаптационная или приспособительная. В своих исследованиях автор указывает на тот факт, что характерными особенностями психического здоровья является система параметров, таких как: коммуникативная компетентность, зрелость нервной системы, социальное семейное благополучие, психоэмоциональное благополучие.
Данное понятие имеет непосредственное отношение к отдельным психическим процессам и механизмам.
Качество функционирования мозга в целом и прежде всего структур высшей нервной деятельности в аспекте ментального здоровья определяет качество физического здоровья.
Под физическим здоровьем мы понимаем систему организма человека, относящуюся к скелетной мускулатуре, мышцам, двигательная активность которых относится к категории управляемых произвольных движений в отличие от систем гладкой мускулатуры.
Ментальное здоровье и физическое здоровье в своем развитии и качестве функционирования неразрывно связаны и взаимодействуют в рамках системы двигательной активности.
17
Движение, труд, физкультура, спорт, танцы, плавание и т.д. обеспечиваются единой психомоторной системой, понятие о которой было развито отечественными великими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым.
Двигательная идиомоторная активность оказывает существенное влияние на развитие мозга, а мозг, в свою очередь, на качество двигательной активности.
Поэтому физическое здоровье является важным компонентом качества здоровья в целом.
Иногда физическое здоровье трактуется в более широком смысле и отождествляется с соматическим, что вносит элемент неопределенности в понимание сущности физического здоровья. Физическое здоровье и активность определяются тремя основными характеристиками – скорость, сила и выносливость, а также зависят от качества обмена структурным веществом
(белки и др.), энергией и информацией.
В улучшении и совершенствовании физического здоровья решающее значение имеет ментальное здоровье. Ярким примером этого являются успехи параолимпийцев. Классификация качества здоровья. Для целостной медико- биопсихологической и социологической характеристики качества здоровья человека и популяции необходимо разработать и совершенствовать классификацию, отвечающую следующим принципам [4]: а) применимость во все возрастные периоды у детей, подростков и взрослых обоего пола; б) доступность выявления, измерения и стандартной оценки основных поведенческих и биологических факторов риска (ФР) ХНИЗ; в) доклиническая и ранняя клиническая диагностика структурно- функциональных расстройств и морфологических нарушений; г) обеспечение качественной доклинической и ранней клинической поэтапной диагностики нозологических форм заболеваний с учетом стадии заболевания (принцип квалификации) и степени тяжести функциональных и морфологических нарушений (принцип квантификации);
18 д) квалификация и квантификация сочетанной патологии (моно-, би- и полипатии); е) квалификация и квантификация состояния трудоспособности и адаптивных способностей организма человека; ж) осуществление профилактического континуума укрепления качества здоровья и профилактики ХНИЗ (первичная, вторичная, третичная) в зависимости от качества здоровья риска и угрозы развития заболеваний и повреждений от внешних причин (травмы, насилие). [4]. В классификации А.Г.
Марченко сохранено выделение пяти групп состояния здоровья (I, II, III, IV, V), предложенных в 1976 г. для комплексной оценки состояния здоровья взрослых и детей [5].
Описывая психологическое здоровье человека как систему, В.И.
Слободчиков и А.В. Шувалов в своей статье «Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей» выделяют в этой системе три структурных компонента: аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный, которые взаимообусловливают и дополняют друг друга [Слободчиков В.И., Шувалов А.В., 2001].
Анализируя содержание структурных компонентов психологического здоровья, мы выделили соответствующие каждому из них критерии оценки и основные диагностируемые признаки
Аксиологический компонент содержательно представлен экзистанциальными ценностями собственного «Я» человека и «Я» других людей. Данный компонент предполагает абсолютное принятие человеком себя и других людей вне зависимости от их пола, возраста, культурных особенностей и т.п. Безусловной предпосылкой достижения личностной целостности является умение принять самые разные стороны своей личности, вступая в диалог с ними.
Глубокое знание себя обусловливает развитие умения видеть многогранность личности каждого другого человека, позволяя ему быть самим собой в совокупности свойств его личностной целостности. Основные критерии оценки: позитивное отношение к себе, позитивное отношение к окружающим
19 людям, оптимистическое отношение к миру и диагностируемые признаки данного компонента психологического здоровья (самоуважение, социальная толерантность, чувство личностной безопасности).
Содержание инструментального компонента составляют рефлексивные умения как средства (инструменты) самопознания и самосовершенствования.
Данный компонент предполагает способность концентрировать сознание на своем внутреннем мире и месте в системе взаимоотношений с другими людьми.
Рефлексия причин и последствий своего поведения дает понимание мотивов поступков окружающих людей, обусловливает свободное и открытое проявление своих чувств и действий по удовлетворению своих потребностей без причинения вреда другим, без ущемления чужих интересов.
Основные критерии оценки инструментального компонента: внутренний самоконтроль в деятельности и общении, социальнокоммуникативная компетентность, личностная самоэффективность и диагностируемые признаки
(стрессоустойчивость, социальная адаптированность, психологическая адаптивность).
Содержание потребностно-мотивационного компонента составляет потребность человека в саморазвитии. Данный компонент предполагает формирование позиции личности как субъекта своей жизнедеятельности, обусловливающей активность в написании собственной судьбы и принятие всей ответственности за результаты своих действий в направлении саморазвития.
Структура феномена психологического здоровья представлена такими компонентами, как позитивное самоотношение и отношение к другим людям, позитивная личностная рефлексия, потребность в саморазвитии. Эти компоненты находятся в динамическом взаимодействии.
Так, непрерывное саморазвитие личности требует рефлексивного самоанализа. При этом позитивная рефлексия обеспечивает формирование позитивного устойчивого самоотношения, характеризующегося полным
20 принятием себя на фоне высокой личностной активности и ответственности, адекватной самооценки и широкого спектра стилей межличностного взаимодействия.
Невротическая рефлексия способствует формированию негативного устойчивого самоотношения, характеризующегося глубокой неудовлетворенностью собой, отрицанием значимости собственного «Я», низкой личностной активностью и ответственностью, ограниченным спектром стилей межлич ностного взаимодействия.
Формирование самоотношения осуществляется в процессе непрерывного саморазвития, психологическим механизмом которого является личностная рефлексия.
Если позитивная рефлексия, позитивное самоотношение и личностное саморазвитие обусловливают психологическое здоровье личности, то невротическую рефлексию, устойчивое негативное самоотношение и отсутствие стремления к саморазвитию справедливо считать личностными предпосылками нарушения психологического здоровья.
1.2 Особенности стрессовых ситуаций
Здоровье населения, по мнению экспертов ВОЗ, зависит от четырѐх составляющих: наследственности (15 – 20%), окружающей среды (20 – 25%), образа жизни (50 – 55%) и здравоохранения (10 – 15%) [1].
В ряду психических расстройств депрессия занимает одно из первых мест по характеру социально-экономических последствий. На сегодняшний день, по данным Всемирного банка, депрессия занимает четвертое место как причина инвалидности и смерти среди заболеваний человека.
2020–2030 гг. депрессия по этим показателям выйдет на 2 место, уступая только ИБС и значительно опережая дорожно-транспортные происшествия, военные потери, СПИД и онкологические заболевания [2].
21
В то же время, несмотря на актуальность данной проблемы, в общей медицинской практике, на сегодняшний день, выявляемость депрессии, депрессивных состояний находится на очень низком уровне. В различных странах, люди, страдающие депрессией, не обращаются в медицинские учреждения за помощью, опасаясь страха диагноза психиатрического характера, а также из-за недостаточной информированности.
В качестве методологической основы для понимания данного явления в современной психологии есть психологические концепции и теории, которые являются достаточно существенными для понимания стрессоустойчивости и природы стресса.
Достаточно большое количество исследований, посвященных данной проблеме, дают следующее определение: «…стресс – это реакция человека на различные требования и события, которые превосходят его возможности, но ему предъявляются». Стрессорами называются требования и события, которые вызывают стресс [50].
Принято полагать, что впервые понятие «стресс» появилось в 1936 году в научной работе Г. Селье «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», в которой автор описал исследование стандартный реакций организма на неблагоприятные воздействия. Однако упоминания о значении стресса с точки зрения психологии прослеживается и в более ранних трудах В.
Вундта и У. Джеймса [148, c. 25].
В рамках разработки проблемы стрессоустойчивости реализуются системный, деятельностный, личностный, динамический, субъектно- деятельностный подходы [27]. Рассмотрим ключевые положения данных подходов применительно к теории стресса:
- Системный подход, предложенный Б.Ф. Ломовым, определяет законы взаимосвязи функций психики, физиологических функций организма, явлений, процессов и объектов внешнего мира с формированием стрессоустойчивости
[11].
22
- Деятельностный подход А.Н. Леонтьева позволяет проникнуть в сущность явлений, определяющих особенности стрессоустойчивости через анализ особенностей включения индивида в процесс деятельности [6].
- Личностный подход рассматривает стрессоустойчивость как качество личности [8].
- Динамический подход Л.И. Анцыферовой [7] ориентированный на изучение психики в процессе ее динамического непрекращающегося развития в пространстве собственных психологических новообразований, возраста и времени, позволяет рассматривать динамику изменения стрессоустойчивости в процессе онтогенеза [18].
-
Субъектно-деятельностный подход
С.Л.
Рубинштейна, рассматривающий человека, как субъекта деятельности, включенного в процесс целенаправленной осознаваемой активности (учеба, игра, общение, работа), в которой человек приобретает особые способности к координации всех психических процессов, состояний и свойств с объективными и субъективными условиями своей активности [19]
Необходимо коснуться темы профессионального выгорания и деформации, как явного фактора стресса, ведущего к снижению уровня здоровья. Профессиональная деформация требует тщательного изучения текущей системы управления персоналом. Профессиональная деформация, иначе говоря, профессиональное выгорание – это синдром, развитие которого происходит на фоне перманентного стресса, и приводит к истощению как эмоционально-энергетических, так и личностных ресурсов сотрудника [2].
Наступает момент, когда работника перестает интересовать содержание его труда. Он становится нервным, раздражительным и вспыльчивым или же противоположная ситуация – неактивность, лень, вялость, частые жалобы на свои проблемы.
Само понятие «выгорание» было введено в 1974 году американским психиатром Х. Фриденбергом. С его точки зрения, выгорание – это физическое