ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 6072
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
64
Продолжение таблицы № 6
Ритуал
«выхода»
Закрепить полученные знания, подготовить к взаимодействию в привычной профессиональной среде
На этом этапе психолог предлагает провести коллективное упражнение для завершения тренинга в живой, активной, запоминающейся манере.
«Сейчас мы разобьёмся на 3 группы.
Первая группа подготовит короткое выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные в тренинге. Вторая группа рассмотрит комплекс мер, которые могут быть использованы в реальной стрессовой профессиональной ситуации.
Третья группа предложит варианты препятствий, которые могут возникнуть при применении полученных знаний и пути их решения».
Краткое содержание программы
Занятие 1.
«Совещание»
Цель: знакомство, создание настроя на совместную работу, актуализация представлений о стрессе, стрессоустойчивости и ее составляющих, о способах адекватного поведения в стрессовых ситуациях через обсуждение результатов диагностического исследования, расширение представлений, информирование о способах совладающего поведения.
Первоначально, на этом занятии предполагается проведение упражнения
«Мы ценим … за…», так как в группе собраны знакомые между собой респонденты. Мы можем предложить разделение группы (24 человек) на 3 подгруппы по 8 человек. Каждая подгруппа должна подготовить короткий рассказ о тех качествах, за которые она ценит своих представителей.
В этом упражнении могут принимать участие все респонденты.
Далее можно предложить обсудить с респондентами результаты диагностического исследования. Результаты должны быть представлены в
65 общем виде, безоценочно по отношению к конкретным респондентами. Можно предоставить краткий материал по выявленным показателям в виде презентации. Во время брифинга предполагается обсудить представления участников об интересующих нас явлениях, опыт пребывания в стрессовых ситуациях, а также предпринятые пути решения проблемы и их конструктивность.
В презентации должна быть представлена информация по теме, раскрывающая тему снижения уровня стресса, опираясь на выделенные нами составляющие. Дополнительно может быть предложен раздаточный материал для ознакомления с достижениями практической психологии преодоления стресса.
Занятие 2.
Цель: закрепить новые представления, рассмотреть и апробировать способы снятия напряжения и уменьшения стрессового воздействия.
На этом занятии может быть предложен ряд упражнений для снижения уровня стресса, через воздействие на выявленные нами составляющие.
Первым этапом можно предложить рассмотреть метод аутогенной тренировки, как один из перспективных действенных для снятия нервно- психического напряжения.
Сначала нужно рассказать о проведении аутогенной тренировки (АТ).
После выполнения дыхательных упражнений участниками тренировки, необходимо обсудить свое самочувствии. Если самочувствие у респондентов хорошее, то можно продолжить работу. Также участники могут поделиться впечатлением от выполнения упражнений.
На этом упражнении тренинговый день подходит к концу. После проведения тренинга предполагается получить краткую обратную связь о самочувствии и настроении.
Занятие 3.
66
Цель: рассмотреть и апробировать способы снятия напряжения и уменьшения стрессового воздействия, а анализа как кризис может позволить развиться личности.
Начало занятия можно предложить с резюмирования. Предполагается обсудить самочувствие, настроение и готовность продолжать работу.
Далее мы предлагаем представить положительную формулировку «Я управляю ситуацией уверенно» и продолжать следить за движениями, повторяя эту фразу.
Упражнение - Визуализация
Это упражнение предлагается использовать, так как визуализация желаемого результата, позитивное представление предстоящих событий способно снизить тревожность, напряжение и укрепить веру в положительный исход ситуации.
Выполнять визуализацию хорошо перед сном или в минуты покоя.
Нужно занять удобную позу и закрыть глаза.
Дыхание спокойное.
Необходимо представить предстоящее событие так, словно вы смотрите кино. Предельно важно детально представить событие и, как бы предвосхищая результат, его положительный ход и успешное завершение. Во-первых, визуализация позволяет заранее побывать там, что предстоит и, возможно, прочувствовав некоторое волнение, все же увидеть благоприятное течение ситуации.
Таким образом, предстоящие ситуации становятся менее эмоционально- заряженными, повышается нервно-психическая устойчивость.
Уделив достаточно большое внимание упражнениям и техникам, снимающим напряжение, способствующим снижению уровня стресса, мы сочли необходимым включить в программу метод когнитивно-поведенческой терапии А. Бека. продемонстрировав связь между событиями, мыслями и реакциями. АВС-анализ:
А – activating experience – активирующее событие
67
В – beliefs – рациональные/иррациональные суждения (убеждения) их проявления – автоматические мысли.
С – consequences – последствия – эмоции и поведение.
Цель техники – перевод иррациональных автоматических мыслей в рациональные.
Занятие 4.
Цель: обобщить новые представления, связать их с уже имеющимися.
Получить обратную связь от участников тренинга.
Участникам необходимо предложить поделиться полученным опытом, готовностью применения полученных знаний в реальной жизни, в профессиональной деятельности.
Можно предложить провести коллективное упражнение для завершения тренинга в живой, активной, запоминающейся манере. «Сейчас мы разобьёмся на 3 группы.
Первая группа подготовит короткое выступление, суммирующее основные пункты, рассмотренные в тренинге. Вторая группа рассмотрит комплекс мер, которые могут быть использованы в реальной стрессовой профессиональной ситуации. Третья группа предложит варианты препятствий, которые могут возникнуть при применении полученных знаний и пути их решения».
На преобразующем этапе использовались эмпирические методы:
1.
Беседа в рамках группового консультирования— психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и клиента с целью получения сведений от последнего.
2.
Включенное наблюдение в рамках группового консультирования — метод, при котором психолог в той или иной степени включен в изучаемый объект и находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимая участие в их деятельности.
68 3.
Тестирование как метод исследования позволяет с помощью специально разработанных и пролонгированных опросников и тестов объективно измерить изучаемые качественные и количественные характеристики.
Результатами проделанной работы должны стать:
• информированность респондентов о последствиях стресса, на сознание и организм человека; результатами должны стать следующие показатели:
- сформированные представления о последствиях «стресса»
- понимание о роли чувств и потребностей в формировании стресса
• умение респондентов общаться за пределами виртуальной реальности;
• снижение тревожности;
• повышение самооценки;
• снижение проявлений стресса.
Базируясь на представленных концепциях в теоретической главе, а также на подходе Ю.Е. Алешиной, Р. Кочунаса и других авторов, и, следуя, выше представленными методологическим принцам, разработана программа группового психологического консультирования респондентов.
Программа рассчитана на 8 консультаций со респондентами.
Продолжительность одной консультации составляет
50 минут.
Консультативная сессия строилась по аналогичному подходу как и консультативный процесс.
Консультация включала этапы: знакомство, информирование, двумерное определение проблем, идентификация альтернатив, информационно- коррекционный, трансформирующий, оценка и обратная связь (таблица 7).
69
Таблица № 7 - Программа психологического консультирования респондентов
Этап
Цель
Психологические методы
Количе ство сессий
Знакомство, исследовани е проблем
Знакомство участников группы друг с другом, установление доверительного контакта, исследование проблем респондентов в процессе беседы?
Аналитическая
(беседа), развивающие
(тренинговые упражнения).
1
Информиров ание
Знакомство респондентов с понятием
«интернет- зависимость».
Аналитический метод
(беседа), моделирующий
(обсуждение) и трансформирующий
(дискуссия).
1
Двумерное определение проблем
Точная характеристика проблем респондентов: эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты.
Аналитическая
(беседа), развивающие
(тренинговые упражнения).
2
Идентифика ция альтернатив.
Выяснение и обсуждение возможных альтернатив решения проблем.
Аналитическая
(беседа), трансформирующий
(упражнения).
1
Информацио нно- коррекционн ый.
Развитие продуктивных стратегий по решению проблем.
Аналитическая
(беседа), моделирующий
(ролевые игры), развивающие
(тренинговые упражнения).
2
Трансформи рующий.
Самостоятельная реализация продуктивных стратегий решений проблем респондентом.
Респонденты в жизни реализую опыт, полученный в процессе группового психологического консультирования.
2 недели
70
Продолжение таблицы № 7
Оценка и обратная связь.
Оценка уровня достижения цели тренинга и обобщение достигнутого результата.
Аналитический
(беседа и включенное наблюдение), повторное тестирование.
1
В результате анализа эмпирического материала было определено, что респонденты характеризуются следующими индивидуально-личностными особенностями: имеют высокий уровень эмоционального напряжения, отсутствие инициативы, застенчивость, низкий уровень социальной компетентности и способности к произвольной саморегуляции. Поэтому в целях психологической помощи респондентов необходимо проведения группового консультирования.
Работа с группой проводилась поэтапно, в соответствии с таблицей 4.
Групповое психологическое консультирование состояло из 8 занятий.
Количество участников: 15 человек.
Первый этап «Знакомство. Исследование проблем» состояло из одного занятия. Цель данного занятия заключалась в проведении знакомства участников группы с друг другом, установления доверительного контакта и исследования возможных проблем участников тренинга. На данном этапе использовался метод беседа в качестве аналитического психологического консультирования. Беседа была направлена на выстраивании доверительных взаимоотношений между психологом и консультируемым, установления
«консультативного контакта». В процессе психолог выявлял «первичный запрос», для чего респонденты пришли на консультацию; отношение к процессу психологического консультирования. Психолог в ходе работы воздерживался от оценок, подбадривал респондентов к повествованию и самораскрытию.
71
На данном этапе психологом была получена информация об индивидуальных особенностях участников группы, их установок, манере поведения, ожидания от программы, которая будет использована нами в последующих этапах психологического консультирования.
На этапе знакомства нами использовался развивающий метод, в форме тренинговых упражнений: «Правила нашей группы», «Мы похожи»,
«Ассоциативные ряды». В данных тренинговых упражнений цели заключались в создании позитивных эмоциональных отношений между членами группы, снижение тревожности у участников, формирования доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов с испытуемыми.
На данном этапе группового консультирования участники в начале вели себя отстраненно, но во время проведения тренинговых упражнений испытуемые вели себя активно. Было вовлечение в совместную работу и даже часть участников проявляли инициативу.
После проведение тренинговых упражнений, часть участников отметили, что им непривычно быть в подобном групповом взаимодействии, что они привыкли быть «аустайдерами и не похожими как все». Эмоционально они взбудоражены, но делились своими переживаниями сдержанно. Остальные участники подробно делились впечатлениями: «Так необычно и весело», «Это был интересный опыт для меня, хочется ещё повторить». В целом можно отметить, что знакомство участников друг с другом прошло успешно.
Второй этап «Информирование» включал в себя одно занятие. Цель данного этапа заключалась в раскрытии понятия ««интернет-зависимость»», что подразумевается под данным видом зависимости, особенности проявления в поведении человека. Использовался аналитический метод (беседа), упражнения: «Как дела?», «Мышечное расслабление».
Во время работы с группой со стороны Дениса М. периодически озвучивались шутки про смерть. Сперва мы посчитали такое проявление юмора признаком психологического сопротивления. При упражнении «Как дела?»,
72
Денис М. старался предлагать варианты на основе шуток, которые задевали других участников группы.
При обсуждении самого упражнения участники группы высказали свое недовольство к Денису М., отмечая, что он в прошлом занятии вел себя совсем по-иному. На это Денис М. ответил, что он хотел лишь повеселить участников группы и разрядить угнетающую атмосферу, и он был сильно удивлен тому, что группа была недовольна его действиям.
Денису М. были задан вопрос о том, действительно ли для него атмосфера в группе была угнетающей. Молодой человек после задумчивой паузы ответил, что он чувствовал себя подавленным после упоминания стресса.
Он поделился, что он читал про это в интернете после прохождения теста на
«интернет-зависимость», но когда он оказался среди других зависимых и снова была озвучена данная тема, то ему стало не по себе. Денис М.: «Я больной. И здесь тоже больные. Мне жутко от осознания того, что почти все молча это слушали. Вот я и решил пустить шутку, чтобы всем было легче. Но, судя по возгласам, только я тут так себя ощущал».
Участники группы восприняли положительно раскрытие Дениса М. Мы обсудили про особенности проявления юмора и его назначения.
Последующий этап «Двумерное определение проблем». В данном этапе происходит точная характеристика проблем респондентов: эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты. Использовались методы аналитический (беседа) и развивающий (упражнения: «Стресс в моей жизни»,
«Я-реальное» и «Я-идеальное», «Мои ценностные приоритеты»).
Во время проведения групповой консультации на данном этапе было выявление ситуаций, являющиеся для участников группы стрессогенными, осознание субъективности и оценивая уровня стресогенности в различных ситуациях.
Целью беседы было установление доверительной атмосферы и сотрудничества. В процессе беседы обсуждались проблемы респондентов, которые их волновали, проблемы повседневной жизни. Респондентом
73 разъяснялось, что от их личной активности и заинтересованности будет зависеть итог консультативной работы.
Во время проведения упражнения «Стресс в моей жизни» респондент
Андрей В. рассказал, что у него настолько плохое настроение, из-за этого, что он особо не хочет ни с кем взаимодействовать, а сюда он пришёл. Несколько участников предложили обсудить проблему Андрея В. и пообщаться с ним после консультативной работы.
Упражнение «Я-реальное и Я-идеальное» имело задачи выявить проблемы восприятия себя и помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Большей части группы тяжелей давалось упражнение направленное на работу с Я-реальным. Некоторые отвлекались на гаджеты или на пространство вокруг себя. Константин П. нарисовал на листе, где должно быть отображено
Я-идеальное, точку. На вопрос почему он так себя изобразил, он ответил, что он просто не успел, так как он вошел в ступор как себя изобразить на листе Я- реальное и еле-еле успел себя изобразить. На предложение группы хочет ли он обсудить результат, он отказался. Консультант предположил, что его отказ связан с незаконченной работой над Я-идеальным. На что Константин П. дал положительный ответ. Ведущий предложил закончить рисунок, когда ему будет удобно и по желанию обсудить с консультантом либо с группой.
Респондентка Мария А. под конец задания предоставила пустые листы, аргументируя тем, что она не знает, что из себя представляет. Группе было предложено высказать, что они видят в Марии А. Были озвучены особенности внешнего вида респондентки, ее личные качества. Из всех высказываний Мария
А. отметила, что ей всего ближе ассоциация со скромным кустом, так как она очень любит растения и не любит сильно выделяться в обществе. Также респондентка отметила, что ее неожиданно смутило высказывание о том, что она выглядит как учительница. Она отметила, что когда-то в детстве мечтало стать ею, и уточнила, что это для нее не актуально, так как выбрала другое направление, но хотела бы иметь качества как у хорошего учителя. На