Файл: Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 6073

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23 и эмоциональное истощение, абсолютная потеря мотивации, утрата ответственности среди коллектива.
Андреева Н.Ю. считалf, что выгорание является следствием
«перегруженности проблемами окружающих» [3]
На протяжении длительного времени предполагали, что лишь медицинские работники, педагоги и психологи могут быть подвержены выгоранию.
Cтоит рассмотреть вариант корректировки методов управления персоналом взамен избавления от профессионально деформированных респондентов.
Длительные постоянные стрессы становятся фактором профессиональной деформации работников. Когда сотрудники не находят способ для избавления от негативных эмоций, появляется большая вероятность того, что спустя определенное время этот внутренний «груз» может повлечь неприятные последствия в виде потери интереса ко всему вокруг происходящему.
Зачастую профессиональная деформация приводит к тому, что работник перестает воспринимать себя и свои достижения на высоком уровне, он становится резким, ранимым и вспыльчивым, также появляется ощущение полной некомпетентности. Организационные стрессы, можно условно подразделить на 3 вида:
1.Рабочий стресс. Источником его возникновения могут стать условия труда, рабочее место, и прочие факторы, связанные с работой.
2.Профессиональный стресс. Порождается особенностями трудовых функций, видом деятельности.
3.Организационный стресс. Он появляется в том случае, когда особенности организации и ее культуры, а также морально-психологический климат в коллективе перестает устраивать сотрудника [1].
С большой уверенностью можно сказать, что вследствие профессиональной деформации респондентов предприятие может получить

24 неприятные последствия в виде снижения прибыли и производительности труда.
В психологической литературе существует описание трех стадий проявления стресса. Первая стадия представляет собой стадию тревоги, чувство, которое возникает неосознанно. Вторая стадия представляет собой сопротивление, когда организм человека сопротивляется негативному воздействию извне. Третья стадия – это стадия истощения. Истощение наступает в том случае, когда организм не справляется с негативными влияниями и запускается процесс «выгорания».
Стоит отметить, что проблема стресса до сих пор является весьма актуальной и в настоящее время исследуется на нескольких уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Реакция на стресс зависит от личностных особенностей человека. У каждого есть индивидуальный временной предел стресса.
У каждого человека есть порог чувствительности к стрессу – это индивидуальный уровень напряженности, достигнув который конструктивный стресс, переходит в деструктивный.
Кроме индивидуальной чувствительности к стрессу у каждой личности есть индивидуальный сценарий стрессового поведения, т.е. модель поведения человека при стрессе. Как правило, эта модель приобретается еще в детстве от самых близких людей. Этот сценарий обладает индивидуальной формой и частотой воспроизведения, а также направленностью, внутрь (на себя) или наружу (окружение).
Независимо на высокий порог чувствительности к стрессу и грамотно выбранный индивидуальный сценарий, слишком долгий стресс в любом случае может привести к синдрому эмоционального выгорания.
Также есть понятие, как индивидуальный временной предел стресса. Это промежуток времени, в течение которого человек может испытывать стресс без негативных последствий.


25
1.3 Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека
На вопрос о том, как стресс влияет на здоровье, невозможно дать однозначный ответ. Данное состояние повышает риск развития болезней сердца, ухудшает психологический настрой и может спровоцировать появление депрессии. Однако стресс является естественным защитным механизмом, который помогает быстро мобилизовать силы для преодоления препятствий, поэтому присутствуют и положительные последствия. Влияние стресса на иммунитет В стрессовых ситуациях иммунная система работает хуже.
Зачастую различные факторы оказывают негативное воздействие на здоровье людей опасных профессий.
Такие факторы называют экстремальными, а реакции организма на них расценивают как
«профессиональный стресс».
Наиболее выражены расстройства центральной нервной системы, связанные с психологическими травмами. Среди них преобладают посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР). Чаще всего они перетекают в бессонницу, раздражительность и тревожность, а последние могут повлечь за собой и патологические нарушения. Частыми нарушениями также являются гностические и сенсорные расстройства.
У более 30% участников активных боевых действий развиваются ПТСР, появляются трудности социальной адаптации в мирной жизни, необходимой становится психологическая помощь. Оказывается влияние и на сердечно- сосудистую систему: в военное время значительно увеличивается число людей, страдающих гипертонической болезнью. Нарушения дыхательной системы включают изменение частоты дыхания (замедление или учащение ЧД) относительно частоты сердечных сокращений (ЧСС). Лица различных силовых ведомств страдают патологией пищеварительной системы: дискинезией желчевыводящих путей, образованием хлопьев желчи с последующим холелитиазом.

26
Наблюдаются и абдоминальные боли, дискомфорт и вздутие живота.
Комбатанты страдают нарушением обмена веществ, не связанным с дисфункцией органов и систем. Показатели липидного и углеводного обменов отклонены от нормы, наблюдается гипокалиемия, приводящая к изменению вязкости крови и дальнейшему изменению формы эритроцитов. В период боевых действий в напряжении находится и иммунная система, клетки которой вынуждены работать и восстанавливаться гораздо быстрее, нежели в привычном режиме. Такое состояние сохраняется в течение полугода по возвращении к нормальной жизни.
Гормональные сбои, связанные с постоянным нахождением человека в опасных для жизни и здоровья ситуациях, приводят к нарушению выработки и функций гормонов, ответственных за устойчивость к стрессу, что приводит к отклонениям от нормы эндокринной системы с последующим изменением гомеостаза всего организма. В половой системе также наблюдаются изменения.
Помимо низкой мотивации к созданию семьи и низкой осведомленности об ИППП, у лиц военного профиля чаще наблюдается ранняя импотенция, эректильные расстройства. Смена среды обитания с последующей адаптацией организма – важнейший негативный фактор, так как в условиях войны зачастую бывает необходимо передвигаться быстро на значительные расстояния в зоны с непривычными климатогеографическими особенностями, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на биоритмах. Все эти нарушения в различных системах органов респондентов силовых ведомств требуют незамедлительного медицинского вмешательства и постоянного наблюдения со стороны медицинских служб.
Специфика системного объекта не исчерпывается особенностями составляющих его компонентов. По мнению В.Н. Садовского, во многом она определяется характером связей и отношений «система – среда» [Садовский
В.Н., 1974]. В связи с этим мы проанализировали присущие исследуемой нами системе внутренние и внешние отношения и связи, выделили внутренние


27
(психологические) и внешние (социальные) факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье человека.
Согласно теории А.Н. Леонтьева о ведущем типе деятельности [Леонтьев
А.Н., 1981], получившей свое развитие в работах Д.Б. Эльконина о возрастной периодизации [Эльконин Д.Б., 1997], наиболее значимые изменения в психическом развитии происходят внутри ведущего типа деятельности, соответствующего психологическому возрасту ребенка.
Неблагоприятной считается ситуация устранения отца от общения с ребенком по причине отсутствия единогласия родителей и частых конфликтных столкновений по вопросам воспитания.
Подобные нарушения подрывают базовое доверие к родителям, к окружающим людям и к миру в целом [Эриксон Э., 1996], повышают уровень тревожности [Захаров А.И., 1995], формируют невротическое стремление постоянно получать повышенное внимание к себе и одобрение со стороны окружающих [Хорни К., 2008], что не является чертами психологически здоровой личности.
Позднее нарушения эмоционального развития в младенчестве могут проявиться проблемами в школьном обучении и общении со сверстниками.
Получается так, что психологическое здоровье фактически с момента рождения ребенка на свет может быть подвергнуто воздействию неблагоприятных в психолого-педагогическом плане факторов.
Чрезмерная родительская требовательность, сопровождающаяся множеством ограничений и запретов, подавление детской инициативы и самостоятельности, пренебрежение истинными потребностями личности ребенка сковывают его личностное развитие и разрушают психологическое здоровье.
Попустительский стиль воспитания, характеризующийся требованием родителей соблюдать внешние обряды без объяснения дошкольнику их значения и смысла, вынуждает последнего стать внешне послушным и покладистым, приспосабливаться к социальной среде, подавляя свои желания.

28
Негативное влияние на психологическое состояние дошкольника может оказать предупредительный стиль воспитания, когда ребенок занимает центральное положение в семье и интересы взрослых членов семьи ставятся в зависимость от его интересов.
Зачастую такой подход к воспитанию приводит к трудностям социальной адаптации детей в ДОУ [Минияров В.М., 2000]. Условия современной жизни таковы, что родители вынуждены одновременно решать множество различных проблем (социальноэкономических, профессиональных, бытовых и др.), вызывающих психоэмоциональное напря жение.
Следствием чрезмерной загруженности, недостаточной осведомленности о способах совладания с трудными ситуациями жизнедеятельности становится невротизация личности. Подобная личностная дисгармония родителей приводит к дисгармонии семейных отношений и непременно оказывает негативное влияние на детское психическое и психологическое здоровье.
В мировоззренческой структуре личности ценности здоровья, по убеждению Л.С. Драгунской, могут быть «знаемыми» ценностями, признаваемыми ценностями и принятыми к исполнению [Драгунская Л.С.,
1989]. С этой точки зрения, для того чтобы стать субъектом собственного здоровья, недостаточно знать правила сохранения и техники его укрепления.
Осознание ценностной сущности здоровья, признание норм и правил здоровьесберегающей жизнедеятельности в качестве руководящего принципа жизни является необходимым условием формирования способности контролировать свое здоровье и нести ответственность за него.
Ответственное отношение к своему здоровью и, как следствие, ответственное отношение к здоровью других людей формируются в системе определенных мировоззренческих установок, волевых качеств, позитивноэмоциональных стремлений к активным действиям по сохранению и укреплению здоровья.


29
Необходимость сохранять и укреплять психологическое здоровье обусловлена его большой ролью в достижении достаточного для полноценной жизнедеятельности уровня социальной адаптивности личности.
Это может звучать весьма странно, но все же стрессовое напряжение способно положительным образом влиять на ваше здоровье. Во время выброса достаточного количества адреналина ваш организм поможет справиться с непростыми и сложными ситуациями, тем самым находя из них выход, а преодолев их, вы становитесь работоспособнее и выносливее.
Стресс помогает наладить взаимоотношения с близкими людьми, поскольку в крови повышается уровень окситоцина, который часто называют гормоном привязанности. Также кратковременное стрессовое напряжение способно рационализировать рабочую память, которой вы пользуетесь для разрешения всевозможных задач.
Выводы по первой главе
Таким образом, многоплановый анализ феномена «здоровье» объективно требует, чтобы одним из ведущих принципов моделирования структуры понятия «психологическое здоровье человека» стал системный подход.
Методология системного анализа позволяет рассмотреть феномен
«психологическое здоровье» со стороны его структурных компонентов, а также со стороны функциональных связей и отношений. Психологическое здоровье
— это умение человека с внутренним спокойствием непрерывно поддерживать динамический баланс с окружающей средой для дальнейшего позитивного личностного развития.
Длительные постоянные стрессы становятся фактором профессиональной деформации работников. Когда сотрудники не находят способ для избавления от негативных эмоций, появляется большая вероятность того, что спустя определенное время этот внутренний «груз» может повлечь неприятные последствия в виде потери интереса ко всему вокруг происходящему.

30
В психологической литературе существует описание трех стадий проявления стресса. Первая стадия представляет собой стадию тревоги, чувство, которое возникает неосознанно. Вторая стадия представляет собой сопротивление, когда организм человека сопротивляется негативному воздействию извне. Третья стадия – это стадия истощения. Истощение наступает в том случае, когда организм не справляется с негативными влияниями и запускается процесс «выгорания».
Осознание ценностной сущности здоровья, признание норм и правил здоровье-сберегающей жизнедеятельности в качестве руководящего принципа жизни является необходимым условием формирования способности контролировать свое здоровье и нести ответственность за него. Ответственное отношение к своему здоровью и, как следствие, ответственное отношение к здоровью других людей формируются в системе определенных мировоззренческих установок, волевых качеств, позитивно-эмоциональных стремлений к активным действиям по сохранению и укреплению здоровья.


31