Файл: Влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 6075

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

74 предложение попробовать изобразить Я-реальное и Я-идеальное, Мария А. отказалась, сказав, что она хочет просто побыть с осознанием.
Упражнение «Мои ценностные приоритеты» направлено на осмысление своих ценностей и убеждений. В списке предложенных респондентам ценностей не было ничего связано с интернетом, но группа не обратила на это внимание и была вовлечена в процесс.
Во время проведения групповой консультации участники группы говорили о стрессовых ситуациях, с которыми они встречались в повседневной жизни.
Следующим этапом в цикле психологических встреч стал этап
«Идентификация альтернатив».
Цель данного этапа заключается в выяснении и обсуждении возможных альтернатив решения проблем. На данном этапе использовался аналитический метод
(беседа) и трансформирующий (упражнения: «Я тревожусь в ситуациях, когда ...», «Образ будущего», «Я чувствую себя…»).
В начале данного этапа проводилось упражнение «Я тревожусь в ситуациях, когда…». Данное упражнение направленно на выявление настоящих, актуальных проблем, обсуждения полученных результатов и отработки возможных вариантов решения стрессогенных ситуаций.
После выполнения задания было предложено поделиться по желанию своими мыслями и чувствами с группой.
По выполнению упражнения респонденты давали краткие ответы: «Я тревожусь в ситуациях, когда меня не понимают », «Я тревожусь в ситуациях, когда меня о чем-то просят или требуют с меня», «Я тревожусь в ситуациях, когда мне отказывают». Группе было предложено обсудить возможные варианты как можно справиться с стрессом и как участники группы обычно поступают в подобных ситуациях.
Алина Д. предложила поработать с ее случаем. Респондентка продолжила фразу «Я тревожусь в ситуациях, когда меня о чем-то просят или требуют с меня».

75
Алина Д.: «Я была удобным ребенком. Не говорила с ними, не дралась в школе. Ни с кем не встречалась. Идеал. Когда я поступила в университет, моя успеваемость желала лучшего, так как я стала больше сидеть в интернете и даже на занятиях сидела в соц. сетях. Начались ссоры и скандалы на почве учебы с родителями. Для меня это тяжело. После этих скандалов я что-то начинаю делать, но из-за нервозности, чтобы себя успокоить, я просто сижу в интернете». На вопрос о том, что может она предпринять, чтобы справиться со стрессом, который периодически появляется от взаимодействия с родителями.
Она ответила, что проще сделать, что они хотят, но ей это не нравится. На вопрос ведущего чтобы ей хотелось, Алина Д. долго молчала, а потом со слезами сказала, что хочет уйти с работы».
Ведущий и группа поддержали Алину Д. и вместе обсудили как можно выйти из ее ситуации. Что ей ближе всего и чем бы хотелось заниматься. На что
Алина Д. не могла дать точного ответа, но поблагодарила группу за возможность задуматься об этом.
Далее с группой проводилось упражнение «Образ будущего».
Упражнение направлено на выявление страхов на тему будущего и на формирование у участников его образа. У участников первоначально было сопротивление на отказ от образа себя, это выражалось пессимистическим взглядом на будущее, которое выражалось в фразах: «В следующее пять лет я буду сидеть за компом и меня отчислят», «Наверно, я буду пялить в монитор, а уже жена будет меня пилить», «У меня будет котик и интернет». При возможности высказываний приятных возможных событий группа оживилась.
Дмитрий С. подметил, что можно представить что-то хорошее и даже реальное. Алина Д., продолжая тему своей ситуации, обозначила явное желание увольнения.
Далее группе было предложено представить негативные возможные события, из-за ресурсности положительных представлений, группа не вернулась в подавленное состояние в начале упражнения. Высказывания, связанных с интернетом почти отсутствовали, и были связанны с


76 межличностным аспектом и личностным. В завершении упражнения были высказаны характеристика будущего, ка «светлого», «возможного», «не такого уж и мрачноватое». Под конец упражнения группа с удовольствием делилась между собой впечатлениями и будущими планами.
Для завершение данного этапа консультативной работы, группе было предложено повести упражнение «Я чувствую себя…». Цель данного упражнения расслабление группы.
Этап «Информационно-коррекционный». Цель данного этапа развитие продуктивных стратегий по решению проблем. Использовался аналитический метод (беседа) и развивающий (упражнения: «Преувеличение или полное изменение поведения», «Волшебная лавка»; «Письмо в прошлое»). На данном этапе проводилось тестирование для определения динамики Интерне- зависимости у респондентов.
Под конец консультативного этапа проводилось упражнение «Письмо из
Будущего». Упражнение направлено на закрепление позитивного влияния консультативной работы, на позитивную установку работы с собой.
Последующий этап консультативной работы в группе был
«Трансформирующий». Цель данного этапа состоял в самостоятельной реализации продуктивных стратегий решений проблем респондентом.
Респондентам было предложено вести дневник самонаблюдений. Цель дневника самонаблюдений заключается в отслеживании и дифференцировании чувств, мыслей, ощущений. Определяет желаемое состояние, помогает достичь поставленных целей по схеме: «Хочу - Могу - Делаю».
Заключительный этап «Этап оценки и обратная связь». Цель данного этапа заключается в оценке уровня достижения цели тренинга и обобщение достигнутого результата. Для реализации этого этапа были использована методы беседы, наблюдения и тестирования для выявления успехов консультативной работы; обобщались достигнутые результаты; при необходимости уточнялся план решения проблемы.

77
Группа делилась своими впечатлениями. Они отметили, что некоторые упражнения, что проводились в консультативной работе, можно использовать в жизни. Атмосфера в группе была им приятной.
Алина Д. отметила, что стресса стало меньше и что для нее важнее найти себя. Валерия Б. поделилась, что она приобрела здесь новых друзей.
Константин П. сказал, что он стал испытывать меньше стресса, но пока не может однозначно сказать.
В завершении работы мы благодарим респондентов за участие в работе, хвалим их за достижения, проявленные в ходе работы, высказываем напутствие о дальнейшей самостоятельной работы испытуемых в дальнейшем направлении, предлагаем свою помощь в случае необходимости.
Спустя два месяца после проведения процесса проведения группового консультирования нами было проведено итоговое диагностическое исследование для проявления уровни динамики стресса.
1   2   3   4   5

Выводы по третьей главе
У 40% респондентов продемонстрировали низкий уровень стресса, оценив свое состояние за последние 5 дней. 60% респондентов показали средний уровень стресса. У 28% из общего числа респондентов был выявлен высокий уровень сопротивляемости стрессу. Респонденты очень остро переживают страх, стыд, вину, впадают в депрессию.
Также в данной группе получены очень низкие результаты по индексу положительных эмоций. Индекс острых негативных эмоций, включающий подшкалы «Горе», «Гнев», «Отвращение», «Презрение», оказался менее выражен.
Выборка набрала по шкале истощение 20 баллов, что является достаточно высоким результатом. Необходимо подчеркнуть, что данная шкала характеризует неспецифический фактор истощения, который указывает на общую потерю жизненной энергии и потребность пациента в помощи.

78
Респонденты чаще всего испытывают ощущение потери жизненной энергии, и чувствуют потребность в помощи со стороны окружающих, им свойственна некоторая иппохондричность.
47% обследованных респондентов набрали ≥ 15 баллов по PHQ-9 и были включены в клиническую часть наблюдения. Средний исходный показатель в группе, вошедшей в клиническую часть, составил 19 баллов по PHQ-9.
Между шкалой «Уровень стресса» и шкалой «Сердечные жалобы» существуют значимые сильные положительные взаимосвязи (r=0,842***, p<0,001). Между шкалой «Желудочные жалобы» и шкалой «Сердечные жалобы» существуют значимые сильные положительные взаимосвязи
(r=0,837***, p<0,001). Существуют значимые средние положительные взаимосвязи между шкалой «Сердечные жалобы» и шкалой «Давление жалоб»
(r=0,737***, p<0,001). Были выявлены значимые сильные положительные взаимосвязи между шкалой «Желудочные жалобы» и шкалой «Депрессия»
(r=0,82***, p<0,001). Были выявлены значимые умеренные отрицательные взаимосвязи между шкалой «Желудочные жалобы» и шкалой «Депрессия» (r=-
0,722*, p<0,05). Были выявлены значимые средние положительные взаимосвязи между шкалой «Сердечные жалобы» и шкалой «Общий показатель самоорганизации» (r=0,775***, p<0,001).
С целью подтверждения результатов анализа и выявления связи стрессовых ситуаций на здоровье человека, мы провели кластерный анализ с целью разбиения респондентов на однородные группы. В результате можно выделить 3 кластера.
В результате кластерного анализа испытуемых мы выделили 3 кластера:
В первый кластер вошли люди с высоким уровнем стресса вошли респонденты с тяжелыми депрессивными состояниями, наиболее тягостными симптомами, беспокоившими почти каждый день, были чувство усталости, нарушение сна и подавленность, индекс тревожно-депрессивных эмоций высок.
Во второй кластер вошли люди со средним уровнем стресса, для респондентов характерно отсутствие заинтересованности и проблемы с


79 концентрацией внимания. Для респондентов характерны сердечные жалобы - указывает, что пациент локализует свои недомогания преимущественно в сердечно-сосудистой сфере.
В третий кластер вошли люди низким уровнем стресса, респонденты переживают легкую депрессию, так же у них был выявлен высокий уровень сопротивляемости стрессу, получены очень низкие результаты по индексу положительных эмоций. Респонденты чаще переживают позитивные эмоции. В целом давление жалоб низкое.
На основании полученных данных, в ходе теоретического анализа литературы и проведенного эмпирического исследования была разработана антистрессовая программа психологического сопровождения респондентов.
Таким образом, для того, чтобы снизить уровень стресса у респондентов целесообразно проводить работу, направленную на коррекцию стрессового состояния респондентов.

80
Заключение
Влияние стресса на здоровье неопределенно, и, естественно, негативных последствий значительно больше, нежели позитивных. Поэтому вам следует быть настроенным на позитив и стараться не принимать все достаточно близко к сердцу, старайтесь правильно и полноценно отдыхать и воздерживайтесь от стрессовых ситуаций во всяких его проявлениях.
Реализация эмпирического исследования предполагала исследование влияния стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:

теоретические методы
(анализ, сравнение, систематизация психологических сведений по теме исследования);

эмпирические методы
У 40% респондентов продемонстрировали низкий уровень стресса, оценив свое состояние за последние 5 дней. 60% респондентов показали средний уровень стресса. У 28% из общего числа респондентов был выявлен высокий уровень сопротивляемости стрессу. В данной группе получены очень низкие результаты по индексу положительных эмоций. Выборка набрала по шкале истощение 20 баллов, что является достаточно высоким результатом.
Респонденты чаще всего испытывают ощущение потери жизненной энергии, и чувствуют потребность в помощи со стороны окружающих, им свойственна некоторая иппохондричность. 47% обследованных респондентов были включены в клиническую часть наблюдения.
В результате кластерного анализа испытуемых мы выделили 3 кластера:
В первый кластер вошли люди с высоким уровнем стресса вошли респонденты с тяжелыми депрессивными состояниями, наиболее тягостными симптомами, беспокоившими почти каждый день, были чувство усталости, нарушение сна и подавленность, индекс тревожно-депрессивных эмоций высок.


81
Во второй кластер вошли люди со средним уровнем стресса. Для респондентов характерны сердечные жалобы - указывает, что пациент локализует свои недомогания преимущественно в сердечно-сосудистой сфере. В третий кластер вошли люди низким уровнем стресса. Респонденты чаще переживают позитивные эмоции. В целом давление жалоб низкое.
На основании полученных данных, в ходе теоретического анализа литературы и проведенного эмпирического исследования была разработана антистрессовая программа психологического сопровождения респондентов.

82
Список используемой литературы
1. Асриев С. А. Сущность и специфика педагогической деятельности преподавателя // Новая наука как результат инновационного развития общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2017. С. 6-11.
2. Бергис Т. А., Азизова Л. Р. Факторы стрессоустойчивости респондентов в условиях уровня стресса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2008. № 4. С.
80–86.
3. Бодров В. А. Профессиональное утомление: Фундаментальные и прикладные проблемы. М.: Институт психологии РАН, 2009. 251 с.
4. Бодров В. А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2014. 382 с.
5. Болотова А. К. Настольная книга практикующего психолога: практ. пособие. М.: Издательство Юрайт, 2017. 375 с.
6. Брехман И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л. : Наука,
1987. 234 с.
7. Бурчакова М. А., Сарданян А. Р. Стресс в организации: управление в контексте социально-ориентированной экономики
//
Российское предпринимательство. 2012. Т. 13. № 20. С. 79 – 84.
8. Вассерман Л. И. Опыт использования теста интеллектуального потенциала у здоровых детей и детей с задержкой психического развития //
Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В. М. Бехтерева. 1996. № 3-4. С.
122-125.
9. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2006. 251 с.
10.
Гильяшева, И. H. Интеллект и личность при неврозах //
Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. 2007. № 1. С.
80–86.

83 11.
Голмен Д. Многообразие медитационного опыта. Киев: Юнити,
2016. 461 с.
12.
Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять // СПб.: Труд и его субъект в изменяющейся России. 2008. 96 с.
13.
Гроф С. За пределами мозга. М. : Мысль, 2014. 403 с.
14.
Гусева А. С. Развитие аутопсихологических способностей личности. Методы и технологии. М. РАГС, 2000. 296 с.
15.
Деркач А. А. Оптимизация устойчивости психического здоровья государственных служащих к экстремальным ситуациям // Сев.-Кавказ. акад. гос. службы. Ростов н/Д ; Пятигорск, 2008. 220 с.
16.
Зелинченко А. И. Психология духовности. М., 1996. 234 с.
17.
Иваненко А. В. Влияние физических упражнений на когнитивные способности студентов гут им. М.А. Бонч-Бруевича // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 106- 109.
18.
Иваненко
А.
В.
Интерактивные технологии подготовки спортсменов-стрелков // Перспективы науки. 2017. № 10 (97). С. 70-74.
19.
Иваненко Т. А. Взаимосвязь педагогической культуры и педагогического мастерства // Глобальный научный потенциал. 2017. № 10 (79).
С. 12-15.
20.
Казаков
Ю.
H.
Санапсихология самости преодоления фрустрирующих состояний и соматической интеграции феномена «акме» безопасности в здоровьеориентированной медицинской педагогике. М.: РАСН,
2011. 446 с.
21.
Казаков Ю. H. Теория личностного здоровья: санационного мышления превентивной безопасности. М.: МПГУ, 2013. 543 с.
22.
Казаков Ю. Н. Ресурсы стимуляции психологических резервов превентивной безопасности личностного здоровья. М.: РАСН, 2014. 83 с.
23.
Казаков Ю. Н. Медицинская акмеология. М.: Парламентский центр
«Комплексная безопасность отечества», 2016. 268 с.