ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 6076
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53
«Кластер 3» (среднее значение = 12,879), минимальное значение в группе
«Кластер 1» (среднее значение = 9,346).
В группе кластера 3 уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации достаточно высок, что говорит о негативном восприятии ситуации. С учетом высокого позитивного отношения к ситуации данной группы мы можем говорить о некотором внутреннем конфликте.
Крайние низкие значения показывает группа кластера 1, там наиболее низкие показатели негативного эмоционального отношения субъекта к наличной ситуации. Группа кластера 2 набирает срединные значения.
Рисунок №10 - Различия по шкале «ТДЭМ» между исследуемыми группами
Индекс тревожно-депрессивных эмоций (ТДЭМ) – отражает уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно- депрессивного комплекса эмоций, опосредующих субъективное отношение к наличной ситуации. Подсчитывается как сумма баллов по трем последним блокам базовых эмоций.
54
Существуют значимые различия по шкале «ТДЭМ» между исследуемыми группами (F=19,258, p <0,001). Максимальное значение наблюдается в группе
«Кластер 3» (среднее значение = 42,723), минимальное значение в группе
«Кластер 2» (среднее значение = 28,889).
В группе кластера 3 уровень устойчивых индивидуальных переживаний тревожно-депрессивного комплекса эмоций. Крайние низкие значения показывает группа кластера 1 и 2, там наиболее низкие показатели устойчивых индивидуальных переживаний тревожно-депрессивного комплекса эмоций.
Рисунок №11 - Различия по шкале «Истощение» между исследуемыми группами
Показатель этой шкалы характеризует неспецифический фактор истощения, который указывает на общую порю жизненной энергии потребность человека в помощи.
Существуют значимые различия по шкале «Истощение» между исследуемыми группами (F=19,258, p <0,001). Максимальное значение
55 наблюдается в группе «Кластер 3» (среднее значение = 42,723), минимальное значение в группе «Кластер 2» (среднее значение = 28,889).
В группе кластера 3 уровень неспецифический фактор истощения достаточно высок, любопытно что данная группа в целом переживает бурные крайние появления как негативных так и позитивных шкал.
Крайние низкие значения показывает группа кластера 2, там наиболее низкие показатели неспецифического фактора истощения.
Группа кластера 1 набирает срединные значения.
Рисунок № 12 - Различия по шкале «Желудочные жалобы» между исследуемыми группами
Шкала отражает синдром нервных (психосоматических) желудочных недомоганий (эпигастральный синдром).
Между группами существуют значимые различия по шкале «Желудочные жалобы» (F=11,397, p <0,001). Максимальное значение наблюдается в группе
56
«Кластер 3» (среднее значение = 33,191), минимальное значение в группе
«Кластер 1» (среднее значение = 28,404).
В группе кластера 3 уровень неспецифический фактор нервных
(психосоматических) желудочных недомоганий, респонденты данной группы подвержены высокому уровню желудочных психосоматических переживаний ситуации.
Крайние низкие значения показывает группа кластера 1, там наиболее низкие показатели нервных (психосоматических) желудочных недомоганий.
Группа кластера 2 набирает срединные значения.
Рисунок № 13 - Различия по шкале «Ревматический фактор» между исследуемыми группами
«Боли в различных частях тела» или «ревматический фактор». Шкала выражает субъективные страдания пациента, носящие алгический или спастический характер.
57
Существуют значимые различия по шкале «Ревматический фактор» между исследуемыми группами (F=3,789, p <0,05). Максимальное значение наблюдается в группе «Кластер 3» (среднее значение = 18,511), минимальное значение в группе «Кластер 2» (среднее значение = 15).
В группе кластера 1 уровень субъективные страдания пациента, носящие алгический или спастический характер набрали достаточно высокие показатели, по сравнению с респондентами кластера 3 и 2.
Крайние низкие значения показывает группа кластера 2, там наиболее низкие показатели субъективных страданий пациента, носящие алгический или спастический характер.
Группа кластера 2 набирает срединные значения.
Рисунок № 14 - Различия по шкале «Сердечные жалобы» между исследуемыми группами
«Сердечные жалобы». Шкала указывает на локализацию недомоганий преимущественно – в сосудистой сфере.
58
Существуют значимые различия по шкале «Сердечные жалобы» между исследуемыми группами (F=19,928, p <0,001). Максимальное значение наблюдается в группе «Кластер 3» (среднее значение = 95,383), минимальное значение в группе «Кластер 2» (среднее значение = 73,667).
В группе кластера 3 уровень локализации недомоганий в сосудистой сфере набрали достаточно высокие показатели, по сравнению с респондентами кластера 3 и 2.
Крайние низкие значения показывает группа кластера 2, там наиболее низкие показатели эмоциональных психосоматический переживаний – в сосудистой сфере. Группа кластера 2 набирает срединные значения.
Рисунок № 15 - Различия по шкале «Давление жалоб» между исследуемыми группами
«Давление (интенсивность) жалоб». Эта шкала включает все 24 приведенные выше жалобы представляет собой интегральную оценку 4-х предыдущих шкал. Суммарная оценка интенсивности эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического состояния образует
59 самостоятельный и весьма значимый фактор, определяющий психический статус личности.
Выявлены различия по шкале «Давление жалоб» между исследуемыми группами (H=64,95, p <0,001). Максимальное значение наблюдается в группе
«Кластер 3» (среднее значение = 25,426), минимальное значение в группе
«Кластер 1» (среднее значение = 15,553).
В группе кластера 3 уровень наиболее высокий уровень интенсивности эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического состояния, по сравнению с респондентами кластера 3 и 2. Крайние низкие значения показывает группа кластера 1, группа кластера 2 набирает срединные значения.
Рисунок № 16 - Различия по шкале «Депрессия» между исследуемыми группами
Между группами существуют значимые различия по шкале «Депрессия»
(F=16,67, p <0,001).
60
Максимальное значение наблюдается в группе «Кластер 3» (среднее значение = 36,809), минимальное значение в группе «Кластер 1» (среднее значение = 30,915).
В группе кластера 3 уровень наиболее высокий уровень депрессии, по сравнению с респондентами кластера 3 и 2.
Крайние низкие значения показывает группа кластера 1, группа кластера
2 набирает срединные значения.
Согласно результатам кластерного анализа, статистически достоверно были выделены три группы, основным признаком их распределения стал уровень стресса. Таким образом, в результате кластерного анализа испытуемых мы выделили 3 кластера:
В третий кластер вошли люди с высоким уровнем стресса вошли респонденты с тяжелыми депрессивными состояниями, наиболее тягостными симптомами, беспокоившими почти каждый день, были чувство усталости, нарушение сна и подавленность, индекс тревожно-депрессивных эмоций высок.
Респонденты очень остро переживают страх, стыд, вину, впадают в депрессию.
Для респондентов с высоким уровнем стресса характерно переживание выраженных психосоматических жалоб, таких как желудочные жалобы, отражает синдром нервных (психосоматических) желудочных недомоганий
(эпигастральный синдром), ревматический фактор выражает субъективные страдания пациента, носящие алгический или спастический характер. Давление жалоб, отражающее общую интенсивность жалоб, «ипохондричность» жалоб соответственно высокое.
Во второй кластер вошли люди со средним уровнем стресса, для респондентов характерно отсутствие заинтересованности и проблемы с концентрацией внимания.
Получены очень низкие результаты по индексу положительных эмоций.
Индекс острых негативных эмоций, включающий подшкалы «Горе», «Гнев»,
«Отвращение», «Презрение», оказался менее выражен.
61
Для респондентов характерны сердечные жалобы - указывает, что пациент локализует свои недомогания преимущественно в сердечно-сосудистой сфере.
В первый кластер вошли люди низким уровнем стресса, респонденты переживают легкую депрессию, так же у них был выявлен высокий уровень сопротивляемости стрессу, получены очень низкие результаты по индексу положительных эмоций.
Респонденты чаще переживают позитивные эмоции. В целом давление жалоб низкое.
1 2 3 4 5
3.2 Рекомендации по развитию навыков снижения стресса и
профилактике профессионального стресса
На основании полученных данных, в ходе теоретического анализа литературы и проведенного эмпирического исследования была разработана антистрессовая программа психологического сопровождения респондентов.
Таким образом, для того, чтобы снизить уровень стресса у респондентов целесообразно проводить работу, направленную на коррекцию стрессового состояния респондентов.
Цель программы: снижение уровня стресса у респондентов целесообразно проводить работу, направленную на коррекцию стрессового состояния респондентов.
Задачи:
- способствовать сплочению коллектива.
- актуализировать личностный потенциал участников для самосовершенствования, саморазвития; показать пути личностного роста.
- развить представления о способах совладающего поведения.
Программу необходимо реализовать в течение одного месяца с периодичностью проведения занятий один раз в неделю.
62
В работе с респондентами первоочередное внимание должно уделяться развитию представлений о личностном потенциале и его связанностью с профессиональным развитием.
Программа предполагала две формы работы. Для расширения и обогащения представлений о самоорганизованности и личностном потенциале.
Оно было организовано в форме трехчасового брифинга.
Для развития эмоционально-оценочной и регулятивной функций и формирования адекватного совладающего поведения был организован тренинг с применением различных упражнений.
Программа развития личностного потенциала у респондентов предполагает включение 4 блока по пять часов.
На рисунке представлена краткая схема направлений работы в ходе программы развития личностного потенциала.
Рисунок № 16 - Направления работы в ходе программы развития личностного потенциала
Программа развития личностного потенциала
Дискуссионный блок
Блок развития
Блок интеграции
Резюмирующий блок
Расширение представлений о личностном потенциале реакциях
Приобретение нового опыта, закрепление новых представлений и способов поведения
Установление связи между новыми навыками и реальной жизнью
Обобщение, подведение итогов работы, рефлексия
63
Далее, в таблице нами представлена структура занятий в рамках программы снижения стресса у респондентов, в которой отражены основные этапы программы развития их назначение и краткое содержание.
Рекомендуемые сроки проведения: 1 месяц.
Таблица № 6 - Структура занятий программы
Этап
Назначение этапа
Содержание этапа
Ритуал
«входа»
Создать у респондентов настрой на работу
Коллективное упражнение.
Например, «Мы ценим… за …»
Обсуж дение
Обсудить результаты диагностического исследования.
Услышать мнение о результатах.
Психолог рассказывает в общем о результатах диагностики, рассказывает, о чем она сообщает.
Далее простит участников поделиться своим опытом стрессовых ситуаций, как выходили из них?
Чему научились?
Участники делятся своими наблюдениями.
Расши рение
Расширить представления о стрессе, стрессоустойчивости, возможных стрессовых реакциях и способах адаптивного поведения.
Психолог предлагает презентацию с информационным материалом по теме.
Каждому участнику предлагается раздаточный материал для ознакомления с достижениями практической психологии преодоление стресса. В раздаточном материале присутствует рекомендуемая к прочтению литература.
Закреп ление
Приобрести новый опыт: закрепить новые представления и способы поведения
На этом этапе реализуются специальные упражнения, направленные на развитие потенциала через ее составляющие.
Интегр ация
Связать новые представления и полученные навыки.
Психолог обсуждает совместно с участниками, в каких ситуациях они могут использовать полученные знания и навыки.
Резюми рование
Обобщить новые представления, связать их с уже имеющимися.
Получить обратную связь от участников тренинга.
Участники делятся полученным опытом, готовностью применения полученных знаний в профессиональной деятельности.