ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1147
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В современных информационных технологиях существует огромное количество различных определений понятия «информационная система». Как правило, каждая прикладная отрасль информационных технологий определяет информационную систему в узком смысле, как объект своего исследования. Рассмотрим несколько вариантов.
Информационная система:
– это наиболее рационально алгоритмизированная совокупность методов и средств работы с информацией [1].
– это большие массивы данных вместе с программно-аппаратными средствами для их обработки [2].
– это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели [3].
Таким образом, проанализировав предложенные варианты, остановимся на следующем: информационная система – это совокупность структурированных данных, которая реализует такие информационные процессы, как сбор, хранение, обработка и передача информации.
Отсюда вытекает, что основной целью информационной системы является организация хранения, обработки и передачи итоговой информации, необходимой для принятия решения. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации.
Исполнение функций информационной системы невозможно без знания ориентированной на нее информационной технологии.
Рассмотрим основные понятия ИС, знание которых необходимы для более полного понимания их сути.
Система – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение.
Подсистема – это система, элементы которой, состоят из простых взаимосвязанных элементов.
Если общую структуру ИС рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения, то в этом случае подсистемы называют обеспечивающими.
2. Понятие автоматизированной информационной системы
С развитием компьютерной техники все большее значение приобретает такая разновидность информационных систем, как автоматизированные информационные системы (АИС), которые применяются фактически во всех областях человеческой деятельности, в том числе и профессиональной. Под АИС в дальнейшем мы будем понимать организацию ИС с помощью современных информационных технологий и компьютерной техники. Зачастую понятия АИС и ИС неразличимы для пользователей и объединены в одно понятие современная информационная система, т.е. набор информационных технологий, направленных на поддержку жизненного цикла информации и включающих три основные составляющие процесса: обработку данных, управление, управление информацией и управление знаниями.
Информация, используемая в органах внутренних дел, содержит сведения о состоянии преступности и общественном порядке на обслуживаемой территории, о самих органах и подразделениях, их силах и средствах. В дежурных частях, у оперативных работников, участковых инспекторов полиции, следователей, сотрудников экспертно-криминалистических подразделений, паспортно-визовых аппаратов, других подразделений на документах первичного учета, в учетных журналах и на других носителях накапливаются массивы данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения, в которых содержатся сведения: о правонарушителях и преступниках; о владельцах автомототранспортных средств; о владельцах огнестрельного оружия; о событиях и фактах криминального характера, правонарушениях; о похищенных и изъятых вещах, предметах антиквариата; а также другая информация, подлежащая хранению.
Перечисленные выше сведения используются при организации работы подразделений МВД и принятии практических мер по борьбе с преступностью и правонарушениями.
Требования к оперативной работе с большими массивами информации вызывают необходимость внедрения в практику правоохранительных органов автоматизированных информационных систем.
Автоматизированная информационная система (AИС) – это совокупность программных и аппаратных средств, предназначенных для хранения и (или) управления данными и информацией, а также для производства вычислений [12]. Основная цель АИС – хранение, обеспечение эффективного поиска и передачи информации по соответствующим запросам для наиболее полного удовлетворения информационных запросов большого числа пользователей с применением компьютерных технологий.
Автоматизация информационных процессов позволяет повысить производительность и эффективность труда работников, улучшить качество информационной продукции и услуг, повысить сервис и оперативность обслуживания пользователей. С ее помощью ликвидируются рутинные процедуры, сокращается время выполнения заданий, преобразуются, а порой и полностью изменяются технологические процессы, предоставляются пользователям новые виды информационных услуг и продуктов. Автоматизация позволяет преобразовать и видоизменить отдельные технологические процессы, а порой – все основные традиционно используемые технологии. Она предоставляет пользователям новые, ранее неведомые, возможности работы с информацией и одновременно создает новые проблемы, решить которые можно лишь используя общенаучные методы и более новые информационные технологии (ИТ).
3. Этапы развития информационных систем
Развитие информационных систем можно рассматривать с двух точек зрения [13].
1. С позиций развития самой техники, появления новой технической базы, порождающей новые информационные потребности (рис. 2).
2. С точки зрения совершенствования самих автоматизированных информационных систем (АИС).
Первый аспект предполагает два этапа: один – до появления ЭВМ, связанный с именами изобретателей первых вычислительных устройств, таких как Б. Паскаль, П.Л. Чебышев, Ч. Беббидж и др.; второй – с развитием ЭВМ.
Развитие ЭВМ
Первое поколение ЭВМ(1950-е гг.) было построено на базе электронных ламп и представлено моделями: ЭНИАК, "МЭСМ”, "БЭСМ-1”, "М-20”, "Урал-1”, "Минск-1”. Все эти машины имели большие размеры, потребляли большое количество электроэнергии, имели малое быстродействие, малый объем памяти и невысокую надежность. В экономических расчетах они не использовались.
Второе поколение ЭВМ(1960-е гг.) было на основе полупроводников и транзисторов: "БЭСМ-6”, "Урал-14”, "Минск-32”. Использование транзисторных элементов в качестве элементной базы позволило сократить потребление электроэнергии, уменьшить размеры отдельных элементов ЭВМ и всей машины, вырос объем памяти, появились первые дисплеи и др. Эти ЭВМ уже использовались для решения экономических задач.
Третье поколение ЭВМ (1970-е гг.) было на малых интегральных схемах. Его представители – IBM 360 (США), ряд ЭВМ единой системы (ЕС ЭВМ), машины семейства малых с СМ I по СМ IV. С помощью интегральных схем удалось уменьшить размеры ЭВМ, повысить их надежность и быстродействие.
Четвертое поколение ЭВМ(1980-е гг.) было на больших интегральных схемах (БИС) и было представлено IBM 370 (США), ЕС-1045, ЕС-1065 и пр. Они представляли собой ряд программно-совместимых машин на единой элементной базе, единой конструкторско-технической основе, с единой структурой, единой системой программного обеспечения, единым унифицированным набором универсальных устройств. Широкое распространение получили персональные (ПЭВМ), которые начали появляться с 1976 г. в США (Apple). Они не требовали специальных помещений, установки систем программирования, использовали языки высокого уровня и общались с пользователем в диалоговом режиме.
В настоящее время строятся ЭВМ на основе сверхбольших интегральных схем (СБИС). Они обладают огромными вычислительными мощностями и имеют относительно низкую стоимость. Их можно представить не как одну машину, а как вычислительную систему, связывающую ядро системы, которое представлено в виде супер-ЭВМ, и ПЭВМ на периферии.
Это позволяет существенно сократить затраты человеческого труда и эффективно использовать труд машины. Главной тенденцией развития АИСявляется постоянное стремление к улучшению. Оно достигается благодаря совершенствованию технических и программных средств, что порождает новые информационные потребности и ведет к совершенствованию информационных систем.
Поколения информационных систем
Первое поколение АИС (1960 1970 гг.) строилось на базе вычислительных центров по принципу «одно предприятие – один центр обработки».
Второе поколение АИС (1970-1980 гг.) характеризуется переходом к децентрализации ИС. Информационные технологии проникают в отделы, службы предприятия. Появились пакеты и децентрализованные базы данных, стали внедряться двух, трехуровневые модели организации систем обработки данных.
Третье поколение АИС (1980 - начало 1990 гг.): характерен массовый переход к распределенной сетевой обработке на базе персональных компьютеров с объединением разрозненных рабочих мест в единую ИС.
Четвертое поколение АИС (1990 гг. – до настоящего времени) характеризуется сочетанием централизованной обработки на верхнем уровне с распределенной обработкой на нижнем. Наблюдается тенденция к возврату на крупных и средних предприятиях к использованию в ИС мощных ЭВМ в качестве центрального узла системы и дешевых сетевых терминалов (рабочих станций).
Современные информационные системы на предприятиях создаются на основе локальных и распределенных сетей ЭВМ, новых технологий принятия управленческих решений, новых методов решения профессиональных задач конечных пользователей и т.д.
Конечной целью, как разработчиков, так и пользователей при этом является создание целостных технологических систем, полностью охватывающих информационное производство со всеми основными и вспомогательными процессами на всех уровнях управления.
В функционально-прикладном аспекте подобные тенденции характеризуются расширением сфер применения новых инструментально-программных средств, таких, как сетевые средства, системы управления базами данных, экспертные системы и др. Существенно меняется как содержимое, так и состав функциональной структуры автоматизированной информационной системы предприятия на всех уровнях.
На верхнем уровне обеспечивается более интенсивное решение таких важных для предприятия задач, как прогнозирование, автоматизация планирования деятельности предприятия, автоматизация проектирования новых технологий и изделий, автоматизация управления производственно-хозяйственной деятельностью, основным и вспомогательным производством, автоматизация управления материально-техническим снабжением, сбытом, трудовыми ресурсами.