ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1154
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В функционально-прикладном аспекте подобные тенденции характеризуются расширением сфер применения новых инструментально-программных средств, таких, как сетевые средства, системы управления базами данных, экспертные системы и др. Существенно меняется как содержимое, так и состав функциональной структуры автоматизированной информационной системы предприятия на всех уровнях.
На верхнем уровне обеспечивается более интенсивное решение таких важных для предприятия задач, как прогнозирование, автоматизация планирования деятельности предприятия, автоматизация проектирования новых технологий и изделий, автоматизация управления производственно-хозяйственной деятельностью, основным и вспомогательным производством, автоматизация управления материально-техническим снабжением, сбытом, трудовыми ресурсами.
4. Принципы проектирования АИС
Важнейшие элементы проектирования информационных систем приведены на схеме, изображенной на рис. 3 [14]:
Рис. 3. Элементы проектирования АИС
В основе проектирование АИС лежат такие основополагающие принципы, как эффективность, контроль, совместимость, гибкость, системность, развитие, стандартизация и унификация.
Принцип эффективности – достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевым эффектом, получаемым при ее функционировании. Это означает, что выгода от новой автоматизированной системы должна быть равной или больше расходов на нее.
Принцип безопасности означает обеспечение сохранности информации, регламентация работы с системой, использование специального оборудования и шифров.
Принцип совместимости предполагает, что проект системы будет учитывать организационные и человеческие факторы предприятия. Иными словами, система должна учитывать организационную структуру предприятия, а также интересы, квалификацию и отношение людей, выполняющих различные функции. Система должна быть простой, удобной для освоения и использования (меню, подсказки, система исправления ошибок и др.).
Принцип гибкости требует от системы возможности расширения без проведения больших изменений.
Принципы системности позволяют исследовать объект как единое целое во взаимосвязи всех его элементов.
Принцип развития заключается в непрерывном обновлении функциональных и обеспечивающих составляющих системы.
Принцип стандартизации и унификации предполагает использование уже накопленного опыта в проектировании и внедрении АИС посредством программирования типовых элементов, что позволяет сократить затраты на создание АИС.
5. Этапы проектирования информационных систем
I этап – предпроектный (обследование, составление отчета, технико-экономического обоснования и технического задания);
II этап – проектный (составление технического и рабочего проектов);
III этап – внедрение (подготовка к внедрению, проведение опытных испытаний и сдача в программную эксплуатацию);
IV этап – анализ функционирования (выявление проблем, внесение изменений в проектные решения и существующие АИС).
На рис. 4 показана последовательность и взаимосвязь этапов проектирования АИС [15].
Рис. 4. Этапы проектирования АИС
6. Структура автоматизированных информационных систем
В основе современных АИС лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, которые реализуют информационные процессы [7].
База данных представляет собой совокупность взаимосвязанных структурированных данных [4]. В последнее время популярностью пользуются реляционные базы данных, в которых информация хранится в одной или нескольких таблицах, связанных посредством значений одного или нескольких совпадающих полей.
Базы знаний– это форма представления информации в экспертных системах, являющимися представителями класса систем искусственного интеллекта. Базу знаний можно определить как совокупность структурированной согласно выбранной модели информации о предметной области, полученной от экспертов, и правил, описывающих преобразование данных в предметной области [7].
Информационная система состоит из двух компонентов: программного обеспечения и электронного информационного хранилища. Схематично структуру информационной системы можно представить следующим образом (рис. 5) [16]:
Рис. 5. Структурные компоненты информационных систем
Так как информационная система предназначена для использования в какой-либо профессиональной области, то любая ИС рассчитана на взаимодействие, с какими - либо пользователями. Причем под пользователями в общем случае следует понимать не только людей, но и другие информационные системы, с которыми данная ИС обменивается информацией. Как видно из схемы (рис. 5), интерфейс между пользователем и данными реализуется посредством программного обеспечения. Напомним, что под интерфейсом понимают совокупность унифицированных технических и программных средств и правил (описаний, соглашений, протоколов), обеспечивающих взаимодействие устройств и/или программ в вычислительной системе или сопряжение между системами. Сущность понятия интерфейс можно раскрыть на примерах, не относящихся к информационным технологиям. Вожжи – главный элемент интерфейса между лошадью и кучером, или же, – интерфейс системы «лошадь – кучер»; руль, педали газа и тормоза, ручка КПП – интерфейс (управления) автомобиля или же интерфейс системы «водитель – автомобиль»; электрические вилка и розетка являются интерфейсом энергоснабжения большинства бытовых приборов; элементы электронного аппарата (автомагнитолы, часов и т.д.) – дисплей, набор кнопок и переключателей для настройки, плюс правила управления [17].
Блок ПО (программное обеспечение) включает три части: ИП - интерфейс пользователя, ИД – интерфейс с данными, БЛ – бизнес логика. Конечно, данное деление в общем случае является условным, и не означает, что в реальном программном обеспечении можно явно выделить все три части. Структура хранения данных практически никогда не совпадает со структурой данных, представляемых пользователю. Следовательно, в программном обеспечении должно быть предусмотрено преобразование информации из одного формата к другому и обратно. Вот эта часть программного обеспечения, которую мы выделили чисто логически и принято называть бизнес логикой.
7. Обеспечение АИС
Элементами обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий являются программное, техническое, организационное и правовое обеспечение, используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию (рис. 6).
Рис. 6. Виды обеспечение информационных систем
Программное обеспечение представляет инструментальную среду программистов, прикладные программы для соответствующих ЭВМ и установленные на них операционные системы. Это языки программирования, операционные системы, сетевое программное обеспечение, редакторы (текстовые, связей, табличные и др.), библиотеки программ, трансляторы, утилиты и др. Главными среди них являются программные комплексы АИС – системы управления базами данных (СУБД). Их оболочки – это автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС) широкого применения.
Техническое обеспечение АИС включает средства ввода, обработки, хранения, поиска и передачи/приема информации. Ввод, обработка и хранение данных – стандартные составляющие ЭВМ. Поиск информации осуществляется на основе использования специального ПО.
В состав организационного обеспечения АИС входят структурные подразделения организации, ее использующей, осуществляющие управление технологическими процессами и поддержку работоспособности системы, а также документация для обеспечения эксплуатации и развития системы.
Правовое обеспечение включает нормативные документы, регламентирующие деятельность АИС.
Информационное обеспечение – совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в
АИС при ее функционировании (из п. 2.8 ГОСТ 34.003-90) [18].
Иногда в отдельную группу выделяют математическое и лингвистическое обеспечение, однако данные виды обеспечения по своей сущности являются разновидностями ПО.
Математическое обеспечение включает в себя средства моделирования процессов управления, методы решения типовых задач управления и методы их оптимизации.
Лингвистическое обеспечение содержит совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения пользователя со средствами вычислительной техники.
Тема 15. Документальные информационные системы в профессиональной деятельности
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Классификации информационных систем
2. Характерные особенности документальных информационных систем (ДИС).
3. Использование документальных информационных систем (ДИС) в профессиональной деятельности сотрудника ОВД.
1. Классификации информационных систем
Классифицировать информационные системы достаточно сложно из-за их разнообразия и постоянного развития структур и функций.
В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.
По территориальному признаку автоматизированная информационная система (АИС) классифицируются на геоинформационные, международные, общегосударственные, областные, республиканские, окружные, городские, районные и т.д.
По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.
В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании. Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация достаточно условна, так как одни и те же АИС могут использоваться в различных видах правовой деятельности.
Один из основных подходов к классификации АИС в правовой сфере связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.
Так можно выделить АИС, основанные на системе нормативных правовых актов. Например, информационно-поисковые по законодательству и справочные правовые системы. Для этих систем проблемы систематизации информации связаны с вопросами классификации и систематизации нормативных правовых актов.
С другой стороны, можно выделить системы, аккумулирующие и обрабатывающие разнообразную социально-правовую информацию ненормативного характера: криминологическую, криминалистическую, судебно-экспертную, оперативно-розыскную, научную правовую и др.
Всю документированную правовую информацию можно разбить на официальную и неофициальную.
К официальной правовой информации относятся сведения и данные о праве или о законодательстве в широком смысле слова, т.е. обо всех действующих и уже прекративших действие нормативных актах. В автоматизированных системах, основанных на официальной правовой информации, большую роль играет ее классификация по источникам права: законы Российской Федерации, нормативные акты правительства страны и правительств республик, министерств и ведомств страны и республик и местных органов государственной власти и государственного управления, общественных организаций и др.
В качестве неофициальной правовой информации, лежащей в основе функционирования АИС, рассматриваются все сведения и данные о праве и связанных с ним явлениях, которые отражены в юридической научной литературе, не являющейся официальной (юридических монографиях, учебниках, статьях, обзорах, докладах, справочниках и других материалах), и сведения, содержащиеся в материалах, полученных от предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других источников.
Большое значение, с точки зрения создания и функционирования АИС, имеет классификация информации по степени доступа на общедоступную и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.
Кроме того, автоматизированные системы правовой информации можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей: для специалистов или для широкого круга пользователей.
С точки зрения опыта практического применения АИС целесообразно классифицировать по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе можно выделить следующие виды АИС:
-
автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС); -
автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС); -
экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений; -
автоматизированные рабочие места (АРМ); -
автоматизированные системы управления (АСУ); -
автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО).