Файл: Оценка влияния организационных рисков на успех и неудачи проектов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 402

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так как данная вся информация, получаемая на каждом из этапов, разрешает корректировать не только методы воздействия на управленческий риск, но и переосмысливать цели, ставящиеся перед каждым предприятием.

Поскольку основная задача предпринимателя- это рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы, следует выделять допустимый, критический и катастрофический управленческий риск [9, C. 18].

К методам оценки управленческого риска отнесены: производственные финансовые, производственные, правовые, технологические и кадровые показатели.

Анализ оценки управленческого риска, служат исходной информацией для проведения количественного анализа.

Предприятиям следует не избегать риска, а уметь управлять им.

Анализ управленческого риска это начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах предприятия и имеющихся рисках. Собранной информации должно быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на последующих стадиях. Анализ оценки управленческих рисков подразделяют и на качественный и на количественный.

Качественная оценка (выявление) ориентировано на идентификацию факторов, областей и видов рисков. Количественный анализ риска (оценка) позволяет определить размеры отдельных рисков.

Для анализа оценки риска, кроме статистических, используются также расчетно-аналитические и экспертные оценки, повышающие точность прогнозов [3, С.32].

Суть статистического метода заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, устанавливаются величина и частотность получения того или иного экономического результата и составляется наиболее вероятный прогноз на будущее. Этот метод требует наличия значительного массива данных, которые не всегда имеются в распоряжении предпринимателя. Сбор и обработка данных могут обойтись весьма дорого. Поэтому часто при недостатке информации приходится прибегать к другим методам.

Суть экспертного метода заключается в получении количественных оценок риска на основании обработки мнений опытных предпринимателей или специалистов. Применение этого метода особенно эффективно при решении сложных, не формализуемых проблемных ситуаций, когда неполнота и недостоверность информации не позволяют использовать статистический или другие формализованные методы для количественной оценки риска.


Сценарный метод применяется для анализа редких и уникальных событий, не имеющих репрезентативной статистики. При этом используется теоретический анализ системы, имеющий целью выявить возможный ход развития событий и определить их последствия. К недостаткам этого метода относится отсутствие гарантий достоверности полученных оценок, а также трудности в проведении опроса экспертов и обработке полученных данных. Если второй недостаток относится к преодолимым трудностям, то первый имеет принципиальное значение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: оценка управленческого риска одна из главной составляющей общей системы рисков.

1.3. Преодоление управленческих рисков



После оценки рисков наступает этап выбора метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем.

Из перечисленных методов снижения управленческого риска, можно сформировать ряд правил, которые рекомендуется соблюдать:

1) Риск нужно не избегать, а предвидеть и стремиться снизить его до более низкого уровня;

2) Необходимо оценивать, какие виды убытков вероятны;

3) Необходимо образовать резервный фонд самострахования;

4) Страхование риска есть наилучший способ его уменьшения;

5) Риск следует разделить между всеми участниками операции;

6) Необходимо избегать такой риск, потери от которого предприниматель не в силах возместить.

При оценке управленческого риска необходимо обнаружить его источники и причины.

По причине возникновения выделяют риски, являющиеся следствием: неопределенности будущего, непредсказуемости поведения партнера, недостатка информации [17, С. 39].

Заключительным этапом оценки и анализа факторов управленческого риска предприятия считается разработка и принятие управленческих решений, направленных на возможное снижение степени риска.

Как правило, большинство мероприятий, направленных на снижение степени управленческого риска [5, С.18], можно сгруппировать следующим образом, представлено на рисунке 1.



Рис. 1 - Механизмы нейтрализации управленческих рисков

Избежание управленческого риска это один из консервативных способов нейтрализации рисков, подразумевающий отказ от действий, которые могут повлечь существенный риск.

Удержание риска заключается в принятии риска и самостраховании, то есть в создании резервов на покрытие убытка. Сумма резерва обычно равна сумме, необходимой для полного покрытия возможного ущерба. В практике предпринимательства брать риск на себя целесообразно в следующих случаях:

- когда потенциальная потеря слишком незначительна, чтобы о ней беспокоиться;


- когда эффективный менеджмент может снизить риск (этот сниженный риск можно уже принять на свою ответственность);

- когда затраты на страхование непомерно велики; когда никаких других возможностей защиты от риска нет.

Решение о размере собственного удержания зависит от целого ряда факторов, в том числе от размера оплаченного капитала, ликвидности активов и т. д.

Снижение риска. Опасно вести предпринимательскую деятельность в условиях постоянного повышенного риска. Риск можно снизить использованием различных превентивных мер, направленных на предупреждение непредсказуемых разрушительных событий с целью снижения вероятности и величины ущерба [8, C. 69].

Поскольку предупредить ущерб обычно дешевле, чем возместить убытки, каждый предприниматель заинтересован прежде всего в предупредительной деятельности. Однако это не всегда возможно как по техническим, так и по экономическим причинам. Например, невозможно или трудно предотвратить стихийные бедствия.

Одним из распространенных и надежных методов снижения риска является самострахование, которое осуществляется путем создания в организации специальных резервных фондов (страховых запасов). Так, в организации создают страховые запасы товаров, продукции.

В бизнес-плане разрабатываются также меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть. Эти меры могут быть организационного характера, предусматривающие, например, смену поставщиков оборудования, способов доставки сырья в перерабатывающих организациях или предусматривать программу страхования от рисков.

Передача риска - самый распространенный метод в предпринимательской деятельности [26, C. 33]. В предпринимательстве чаще всего передача риска происходит путем страхования.

Страхование позволяет уменьшить зависимость товаропроизводителя от непредвиденных неблагоприятных условий. В связи с этим оно является основным методом компенсации ущерба. Однако страхование компенсирует возможный ущерб (полностью или частично) в денежной форме, но не возмещает утраченные товарно- материальные ценности.

Организации системы страхования заключают два вида договоров: основной и дополнительный. По основному договору страхованию подлежит имущество, принадлежащее хозяйству (здания, сооружения, машины и оборудование, и т. д.), по дополнительному может быть застраховано имущество, полученное им по договору имущественного найма или принятое от других организаций и населения для переработки, ремонта, хранения.


Диверсификация - процесс распределения инвестируемых средств между различными не связанными между собой объектами. Основной принцип процесса диверсификации можно выразить весьма известным изречением: «Нельзя складывать яйца в одну корзину» [8, C .39].

На принципе диверсификации базируется деятельность инвестиционных фондов, которые продают клиентам свои акции, а полученные средства вкладывают в различные ценные бумаги, покупаемые на фондовом рынке и приносящие устойчивый средний доход. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Так, приобретение инвестором акций разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода и соответственно снижает степень риска.

Диверсификация - наиболее обоснованный и относительно менее затратоёмкий способ снижения финансового риска.

Лимитирование- это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. лимитирование является важным средство снижения степени риска и применяется хозяйствующим субъектом - при продаже товаров в кредит, по дорожным чекам и еврочекам, инвестором - при определении сумм вложения капитала и. т.п [15, C. 20].

Но чаще всего организация не ставит перед собой глобальных проблем по снижению риска, она стремится хотя бы сохранить его уровень.

При управлении риском предприниматель должен руководствоваться следующими общими правилами: не рискуй больше, чем можешь себе позволить; думай о последствиях; не рискуй многим ради малого.

Первое правило управления рисками указывает, какой из рисков требует первоочередного разрешения.

Важнейшим критерием при этом является максимально возможный убыток по данному риску, что позволяет предпринимателю принять решение, может ли этот риск быть оставлен на собственном удержании без возможности банкротства. В практической деятельности предпринимателя, в том числе занятого предприятия, это правило нередко конкретизируется следующим образом: никогда не вкладывай в новое дело больше 10% своего капитала.

Второе правило означает, что при решении вопроса об управлении риском обычно более важным для предпринимателя является вопрос о размере возможного риска, а не его вероятности. При небольшом размере убытка и невысокой его вероятности лучший способ разрешения риска - его удержание. Страхование, наоборот, целесообразно в том случае, если вероятность страхового события мала, а вероятный убыток достаточно велик.