Файл: Методические рекомендации Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта. Учительлогопед мбоу сош с уиоп 58 г. Кирова, Вылегжанина Лариса Васильевна Оглавление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 254

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Литература:

Приложение 2

Методика выявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы

1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ

3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

5. ИССЛЕДОВАНИЕ УДАРЕНИЯ В СЛОГАХ И СЛОВАХ

6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

7. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ

8. РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

9. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

10. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

11. ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ

12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ

13. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА

14. СОСТОЯНИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ

15. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕСЛУХОВОЙ ПАМЯТИ



В. Исследование умения согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Материал - картинки с изображением синей футболки, синего ремня, синего ведра, синих баклажанов; красного свитера, красных туфель, красной вазы, красного платья.

Процедура и инструкция. Экспериментатор поочередно показывает картинки, просит ученика внимательно их рассмотреть и назвать изображенные предметы, указав их цвет.

Оценка результатов - см. П.9.Л.

Г. Исследование умения дифференцировать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени.

Материал — картинки с изображением девочки, катающейся на коньках, девочек - фигуристок; кошки, лакающей молоко и кошек, лакающих молоко и т.д.

Процедура и инструкция. Ученику предлагается поочередно рассмотреть картинки и назвать, что на них нарисовано (что происходит).

Оценка результатов: высокий уровень - дифференциация не вызывает затруднений; уровень выше среднего - выполнение задания согласно заданному алгоритму действия, отдельные ошибки находятся и исправляются самостоятельно или после замечаний логопеда; средний уровень - систематические ошибки на уровне понимания внутри указанных дифференцируемых категорий; уровень ниже среднего - в большинстве случаев не соблюдается заданная программа действия, систематические ошибки, интенсивная помощь логопеда позволяет выполнить работу до конца; низкий уровень - неправильное выполнение всех заданий или отказ от их выполнения.

Д. Исследование умения дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Материал - парные картинки: девочка одевается, девочка оделась; мальчик строит пирамидку, мальчик построил пирамидку; девочка собирает цветы, девочка собрала цветы.

Процедура и инструкция. Экспериментатор поочередно демонстрирует пары картинок и просит ученика назвать, что изображено на одной, а затем - на другой картинке.

Оценка результатов - см. п.9.Г.

Е. Исследование умения дифференцировать глаголы прошедшего времени по родам.

Материал - картинки, изображающие упавшую девочку, упавшего мальчика, упавшее яблоко, разбитую вазу, разбитый стакан, разбитое блюдце.

Процедура и инструкция. Детям дается инструкция внимательно рассмотреть картинки и сказать, что на них изображено.

Оценка результатов - см. П.9.Г.


10. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ


10.1. Исследование, умения образовывать притяжательные прилагательные

Материал - картинки с изображениями: хвоста рыбы, головы лисицы, крыла птицы, лапы медведя, дупла белки, гнезда вороны, яйца утки, логова волка.

Процедура и инструкция. Перед учеником раскладывают картинки, предлагают внимательно их рассмотреть и назвать изображения с помощью вопросов: "Чье это ...? Чья это ...?" или "Чей это ...?". (Например, рыбий хвост, лисья голова, птичье крыло и т.д.).

Оценка результатов: высокий уровень - правильное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - правильное выполнение задания с определенной

помощью логопеда в виде уточнения отдельных ответов; средний уровень - систематические ошибки в образовании слов, большинство которых исправляется после замечаний экспериментатора; уровень ниже среднего - выполнение задания только по образцу позволяет правильно образовать лишь отдельные словоформы; низкий уровень - умение образовывать новые словоформы не сформировано.

10.2. Исследование умения образовывать названия детенышей животных

Материал - парные картинки с изображениями домашних животных и диких зверей, домашних птиц, рыб и их детенышей (корова - теленок, лошадь — жеребенок, коза - козленок, овца - ягненок, лягушка - лягушонок, рыба - малек, верблюд - верблюженок, свинья - поросенок, медведь - медвежонок, волк — вол-ченок, утка - утенок).

Процедура и инструкция. Экспериментатор предъявляет пары картинок и дает инструкцию ученику: "Внимательно рассмотри картинку и назови взрослое животное, а затем его детеныша, взрослую птицу и птенца".Оценка результатов - см. п.1 0.1.

11. ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ


11.1. Определение рода существительного по конечной части слова

Речевой материал - слова с пропущенными буквами:

... тон

... та

... но

... во

... ген

... по

Процедура и инструкция. Детям предлагается подставить слова (он, она, оно) к словам, в которых пропущены первые буквы.


Оценка результатов: высокий уровень - правильное и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего - единичные ошибки исправляются в ходе самопроверки или после подсказки логопеда; средний уровень — систематические ошибки в определении частной категории рода, помощь экспериментатора позволяет их исправить; уровень ниже среднего — нечеткая сформированность связи между грамматическим значением слова и его конечной частью; низкий уровень - неверное определение рода существительного во всех случаях.

11.2. Понимание грамматического значения суффиксов (по методике. Д.Н.Богоявленского)

Речевой материал - слова с известными суффиксами, образованные от незнакомых слов: лар (зверь), ларенок, ларище; лафит (сладкий квас), лафитница; кашемир (красивая материя), кашемиршик.

Процедура и инструкция. Детям объясняется, что в волшебной стране живет зверь, которого зовут ЛАР. Затем задаются следующие вопросы: "А кто такой ларище? Какая разница между ними? Кто больше - лар или ларище? А кто такой ларенок? Какая между ними разница? Кто больше?". "Кашемир - это материя. Кашемирщик - это кто или что? Что он делает?". "Лафит - это сладкий квас. А что такое лафитница?".

Оценка результатов: высокий уровень - правильное и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего - в целом задание выполняется верно, однако допускаются неточности в объяснении грамматических значений отдельных суффиксов; средний уровень - систематические ошибки свидетельствующие о непонимании значений отдельных суффиксов; уровень ниже среднего - понимание грамматического значения единичных суффиксов; низкий уровень - понимание грамматического значения суффиксов на материале малознакомых слов недоступно, помощь неэффективна.

12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ


12. 1. Исследование умения подбирать родственные слова

Речевой материал - слова: лес, рыба, зима, морской, домашний, грибной, красить, солить, бегать.

Процедура и инструкция. Ученик получает инструкцию внимательно прочесть напечатанные на карточке слова, подобрать к ним родственные слова и записать их.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное выполнение задания с подбором
большого количества родственных слов; уровень выше среднего - правильное выполнение задания, однако подбор родственных слов в ряде случаев заменяется словоизменением данных словоформ; средний уровень - нарушение программ действия, стойкие ошибки в изменении заданных слов пс числам и родам, подсказка экспериментатора позволяет их исправить; уровень ниже среднего -стойкие ошибки, описанные ранее, выражены в значительной степени, не исправляются ни самостоятельно ни с помощью экспериментатора; низкий уровень — неправильное выполнение задания или механическое усвоение подбора родственных слов.

12.2. Исследование умения отбирать из группы слов родственные

Речевой материал - слова: лес, лесник, перелесок, лиса; пришел, ушел, подошел, шелк, шел и т.д.

Процедура и инструкция. В начале экспериментатор дает инструкцию: "Сейчас я буду читать слова, а ты внимательно слушай и постарайся определить, какие из этих слов являются родственными. Объясни, почему ты так решил?"

Оценка результатов: высокий уровень - безошибочный и аргументированный отбор родственных слов; уровень выше среднего — правильное, но недостаточно аргументированное выполнение задания, единичные ошибки ученик находит и исправляет самостоятельно; средний уровень -в половине предложенных заданий допускаются ошибки, которые исправляются после наводящих вопросов экспериментатора; уровень ниже среднего - отбор родственных слов ведется по звуковому сходству, наводящие вопросы логопеда помогают найти и исправить лишь часть ошибок; низкий уровень - задание выполнено неправильно, неаргументированно, помощь неэффективна.

12.3. Определение лишнего слова

Речевой материал - слова: конь, конница, коньки, коневодство; родители, родной, ротик, родственники.

Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает ученику инструкцию: "Сейчас я назову несколько слов, ты внимательно их прослушай и определи, какое слово не относится ко всем остальным".

Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - единичные ошибки исправляются в ходе самопроверки