Файл: Методические рекомендации Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта. Учительлогопед мбоу сош с уиоп 58 г. Кирова, Вылегжанина Лариса Васильевна Оглавление.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 256
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Методика выявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
5. ИССЛЕДОВАНИЕ УДАРЕНИЯ В СЛОГАХ И СЛОВАХ
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
8. РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
9. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
10. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
11. ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ
12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ
13. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА
Оценка результатов: высокий уровень - четкое и верное проговаривание слов по слогам, темп работы - быстрый; уровень выше среднего — выполнение задания вызывает трудности, наличие отдельных ошибок, уточнение деления отдельных слов на слоги приводит к исправлению ошибок; средний уровень - деление слов на слоги вызывает многочисленные ошибки, выполнение задания в письменном виде их не уменьшает, а в ряде случаев - увеличивает, самопроверка ошибок не выявляет; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в большинстве слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает довести работу до конца; низкий уровень - с заданием не справляется, отказ от выполнения задания.
6.3. Исследование фонематического анализа, синтеза, представлений
А. Выделение звука на фоне слова.
Речевой материал - слова: окно, крыша, дом, кора, шарфик, телевизор, робот, львенок; карточки-сигналы.
Процедура и инструкция. Экспериментатор просит испытуемого поднять сигнал при наличии условленных звуков.
Оценка результатов: высокий уровень - быстрое и безошибочное выполнение задания; уровень выше среднего — единичные ошибки, указание на них экспериментатором приводит к их исправлению; средний уровень - наличие ошибок в наиболее сложных по звуко-слоговой структуре словах, выполнение требует активной помощи экспериментатора; уровень ниже среднего - стойкие ошибки, которые не замечаются и не исправляются учеником; низкий уровень - неправильные ответы в большинстве слов, отказ от выполнения задания.
Б. Определение первого и последнего звука в словах.
Речевой материал - слова: пар, крыса, пригорок, принесло, белила, красивый.
Процедура и инструкция. Перед началом выполнения задания ученик получает инструкцию внимательно прослушать слова и назвать первый и последний звук в произнесенном слове.
Оценка результатов - см. п.б.З.А.
В. Определение количества звуков в словах.
Речевой материал - слова: рак, шуба, крыша, степи, журавли, паркет, снеговик.
Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать слово и определить в нем количество звуков.
Оценка результатов - см. п.б.З.А.
Г. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.
Речевой материал - слова: кошка, каток, точка, завтрак, подснежник.
Процедура и инструкция. Перед произнесением каждого слова логопед называет испытуемому определенный звук, затем дает задание определить место данного звука в слове. Например: "Какой по счету звук Ш в слове КОШКА? и т.д.
Оценка результатов - см. п.б.З.А.
Д. Отбор картинок, в названии которых есть определенный звук.
Материал - набор картинок с изображением сыра, куста, коровы, молотка, ложки, лимона, цыпленка, сита, халата, носков, кольца, крыши, карандаша и т.д.
Процедура и инструкция. Перед началом эксперимента ученику предлагается внимательно рассмотреть картинки, а затем отобрать те, в названии которых есть звуки С, Р, Л и т.д.
Оценка результатов: высокий уровень - подбор слов с определенным количеством звуков не вызывает затруднений; уровень выше-среднего - правильное выполнение задания с активной помощью логопеда в виде наводящих вопросов, самостоятельное исправление ошибочного ответа после уточнения задания; средний уровень - неправильный подбор слов, состоящих из 6-ти и более звуков; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в большинстве названных слов; низкий уровень — единичные правильные ответы, подобранные слова элементарны по звуковой структуре и составляют часть обиходного словаря.
Е. Придумывание слов, состоящих из определенного количества звуков (исследование фонематических представлений).
Материал - карточки с цифрами 3, 4, 5, 6, 7 и схемы слов с обозначением количества звуков.
Процедура и инструкция. Учащемуся предлагается придумать слово, состоящее из того количества звуков, которое указывается на карточке или схеме.
Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - единичные ошибки исправляются самостоятельно или после подсказки логопеда; средний уровень - половина предъявленных слов, не соответствуют содержанию задания; уровень ниже среднего - названия изображений на картинках в большинстве случаев ошибочны, самопроверка или подсказка экспериментатора не приводят к правильному решению; низкий уровень - предъявление картинок ошибочно, нет аргументации при отборе того или иного изображения.
6.4. Определение характера звука в словах
А. Исследование умения дифференцировать гласные и согласные звуки в словах.
Речевой материал - слова: карта, прыжок, малина, учебник, октябрь.
Процедура и инструкция. В начале исследования экспериментатор дает ученику инструкцию внимательно послушать последовательно произнесенные им слова и назвать находящиеся в них сначала гласные, а затем - согласные звуки, объяснить свой выбор.
Оценка результатов: высокий уровень - заданные звуки классифицируются правильно, уверенно; уровень выше среднего - в ходе выполнения задания допускаются отдельные ошибки, которые исправляются по подсказке экспериментатора; средний уровень - выраженные трудности при классификации смыслоразличительных признаков звуков в словах, обучающая инструкция логопеда приводит к правильным ответам в большинстве случаев; уровень ниже среднего -значительные трудности в усвоении и применении терминологии, стойкие ошибки в дифференциации звуков, задание выполняется только с помощью логопеда, темп работы - медленный; низкий уровень - задание не выполняется, помощь экспериментатора неэффективна.
Б. Определение согласных звуков по признаку звонкости - глухости.
Речевой материал - слова: дочка, подушка, квадрат, браконьер, правило.
Процедура и инструкция. Учащийся получает инструкцию определить принадлежность согласных к звонким или глухим звукам в произнесенных экспериментатором словах по вопросам: "Какие в этом слове согласные глухие? Какие звонкие?".
Оценка результатов - см. П.6.4.А.
В. Исследование имеющихся знаний и умений о способах обозначения мягкости согласных на письме,
Материалом исследования служат имеющиеся у ученика знания.
Процедура и инструкция. Экспериментатор просит учащегося вспомнить и назвать способы обозначения мягкости согласных на письме, привести примеры, а также примеры тех согласных, которые являются всегда твердыми или всегда мягкими согласными звуками.
Оценка результатов: высокий уровень - правильное и аргументированное выполнение задания; уровень выше среднего - знания основных способов обозначения мягкости на письме, отдельные недочеты в назывании всегда твердых и всегда мягких согласных звуков; средний уровень - обнаруживаемые знания фрагментарны, ответы не аргументированы, преобладают штампы; уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные правильные ответы; низкий уровень - уровень знаний не соответствуют программным требованиям, отказ от выполнения задания.
7. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ
7.1. Исследование объема и качества номинативного словаря в процессе беседы по предметам окружающей обстановки и по темам: "Дни недели", "Времена года", "Месяцы", "Части тела", "Фрукты", "Овощи", "Ягоды", "Звери", "Домашние животные", "Птицы", "Школьные принадлежности", "Одежда", "Обувь", "Мебель", "Посуда", "Транспорт", "Профессия", "Армия", "Грибы", "Инструменты".
Оценка результатов: высокий уровень - объем экспрессивного и импрессив-ного словаря соответствуют возрасту, высокий уровень обобщения, словарный запас богат родовидовыми понятиями, энграммы автоматизированы; уровень выше среднего — словарный запас соответствует возрасту, неточности понимания лексических значений слов, обозначающих различные родо-видовые признаки, отмечается диссоциация между объемом активного и пассивного словаря, темп работы медленный; средний уровень - недостаточно развиты процессы классификации, обобщения, трудности актуализации нужных слов, работа выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего -- низкий и бедный уровень обобщения, сформированы отдельные родовидовые понятия, медленный темп работы; низкий уровень - объем активного словаря в пределах обихода, не сформированы процессы классификации, обобщения, имеются лишь ,отдельные правильные ответы, задания выполняются при организующей помощи экспериментатора.
7.2. Исследование умения называть действия по предъявленному предмету
Материал - картинки с изображением: а) рыбы, кузнечика, птицы, змеи, велосипедиста, скалолаза, бегуна; б) мальчика, читающего книгу, маляра, повара, каменщика, швеи, певца, столяра, пианиста, врача, учителя, художника, скульптора.
Процедура и инструкция. Экспериментатор поочередно предъявляет испытуемому вышеуказанные картинки, просит внимательно их рассмотреть, сказать, кто как передвигается, а также назвать действия людей.
Оценка результатов: высокий уровень -. правильный и быстрый подбор слов во всех заданиях; уровень выше среднего - допущены отдельные ошибки в виде не совсем точно подобранных слов, которые заменяются на более подходящие после указания экспериментатора; средний уровень - подобранные слова не очень точно характеризуют лексическую окраску данных слов, задание выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего - имеются лишь отдельные слова, точно отражающие лексическое значение заданных словоформ, задание выполняется лишь с помощью логопеда; низкий уровень - подбор слов ученик проводит путем словоизменения данных словоформ или характеризует предметы только по одному признаку.