Файл: Методические рекомендации Коррекция письменной речи учащихся пятых классов в условиях школьного логопункта. Учительлогопед мбоу сош с уиоп 58 г. Кирова, Вылегжанина Лариса Васильевна Оглавление.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 250
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Методика выявления дизорфографии у учащихся общеобразовательной школы
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ
3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
5. ИССЛЕДОВАНИЕ УДАРЕНИЯ В СЛОГАХ И СЛОВАХ
6. ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
8. РАЗЛИЧЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ГЛАГОЛОВ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
9. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
10. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
11. ИССЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА И ЕГО СВЯЗИ С ФОРМАЛЬНЫМИ ПРИЗНАКАМИ
12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВ
13. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ТЕКСТА
Оценка результатов:
высокий уровень - точное и быстрое выполнение задания;
уровень выше среднего - неправильное указание 2-х - 3-х "опасных" мест (слов) исправляется после наводящего вопроса экспериментатора или в ходе самопроверки;
средний уровень - систематические ошибки нахождения определенной сочетаемости в половине предложенных слов;
уровень ниже среднего - стойкие ошибки в определении заданных сочетаний букв, интенсивная помощь экспериментатора помогает найти отдельные из них;
низкий уровень - не выполняется большинство заданий, ни при уточнении, ни при интенсивной помощи экспериментатора.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
4.1. Особенности имитации слога с меняющимся ударением
А. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением. Речевой материал - слоги:
Да - да | да -да |
ро - ро | Ро - ро |
лу - лу | лу - лу |
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.
Оценка результатов:
высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога;
уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;
средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;
уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;
низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.
Б. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
Речевой материал - слоги:
МА - да | ма - да |
ро - со | Ро - со |
Гу - лу | гу - лу |
Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п.4.1 .А.
В. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов ( с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением
Речевой материал - слоги:
та - да | та - да, |
по - бо | по - бо |
ку - гу | ку - гу |
Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.
Оценка результатов:
высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового рада с выделением ударного слога;
уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;
средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;
уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;
низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.
Г. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
Речевой материал - слоги:
Ва - су | Ва – су |
го - сы | Го - сы |
ту - ма | ту - ма |
Процедура и инструкция,.оценка результатов - см. и.4.1.А. Д. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением. Речевой материал - слоги:
ва ва ва | ва ва ва | ва ва ва |
ло ло ло | ло ло ло | ло ло ло, |
шу шу шу | шу шу шу | шу шу шу |
Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п.4.1. А.
Е. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.
Речевой материал - слоги:
Га - да - са | Га – да - са | га - да - са, |
Ру - ву - ку | Ру - ву - ку | ру - ву - ку |
фа - ла - за | фа - ла - за | Фа-ла-за |
Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п.4.1 .А.
Ж. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.
Материалом для исследования служили слоги:
шу-ла-гы | шу-ла-гы | шу-ла-гы |
мо-фа-ры | Мо-фа-ры | мо-фа-ры |
ча-зу-до | ча-зу-до | ча-зу-до |
Процедура и инструкция, оценка результатов - см. и.4.1.А.
4.2. Исследование фонематического восприятия
Речевой материал - картинки на слова-квазиомонимы: зовет-завод, выть-вить, мышка-мишка, мыло-Мила, ел-ель, лук-люк, Юля-юла, галка-галька, угол-уголь, Лешка-ложка, сова-софа, класс-глаз, картина-гардина, кот-год, колос-голос, почка-бочка, пашня-башня, Паня-баня, пой-бой, топор-табор, порт-борт, тушь-душ, катушка-кадушка, уточка-удочка, том-дом, трава-дрова, тачка-дачка, тоска-доска, затор-задор, сайка-зайка, косы-козы, суп-зуб, вышить-выжить, Саша-сажа, крушить-кружить, рама-яма, марка-майка, рот-йод, рожки-ложки, бурки-булки, гроза-глаза, рукавица-луковица, прорыв-пролив, барон-баллон, корона-колонна, Марина-малина, жарит-жалит, усы-уши, мишка-миска, сук-жук, сыр-жир, косы-кожи, челка-щелка, читает-считает, дочь-дождь, плач-плащ, горячий-горящий, точить-тащить, Петька-печка, редька-речка, плачет-платит, телка-челка, катается-качается, светик-цветик, лиса-лица, весы-вещи, лес-лещ, чашки-шашки, нож-ночь, честь-шесть, печка-пешка, мочка-мошка.
Процедура и инструкция. Перед учеником поочередно раскладываются картинки на слова - квазиомонимы. По указанию экспериментатора он показывает то или иное изображение. В случае затруднения при выполнении задания испытуемый получает дополнительные вопросы.
Оценка результатов: высокий уровень - правильное, быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, указания экспериментатора приводят к исправлению выбора изображений; средний уровень - выраженные трудности в дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно
; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок; низкий уровень - неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.