Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1139
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
49
И М Е Н А
Конфуций (от Кун Фу-цзы, то есть
«мудрый учитель Кун») — древнекитай- ский философ. Родился в 551 году до н. э. в аристократической, но обеднев- шей семье. Долго работал в царском книгохранилище в Чжоу, где, по леген- де, встречался и беседовал, с Лао-Цзы.
По возвращении на родину, в царство Лу открыл свою школу и стал первым про- фессиональным педагогом в истории Ки- тая. Со II в. до н.э. его стали чтить как Великого
Мудреца. Главным источником сведений об учении Конфу- ция являются «Лунь юй» («Суждения и беседы»), которые представляют собой записи его высказываний и бесед, сделанные его учениками и последователями. В 1957 го- ду в родном городе философа Цюйфу, где и сейчас живут его отдаленные родственники, возобновились ежегодные празднования в его храме.
В результате даосы внесли весомый вклад в развитие науки. Занятия алхимией привели к изобретению пороха, а геомантикой — компаса.
Во второй половине VI в. до н. э. в Китае настали смутные време- на: правящая династия Чжоу (ХI–III вв. до н.э.) постепенно вырожда- лась, политические перемены следовали одна за другой. В этот пери- од важное значение приобрела власть военных, и особое внимание уделялось искусству управления государством. Многие военные среднего класса стремились стать советниками по принятию государ- ственных решений при дворах древнекитайских князей. В течение
13 лет «путешествующим офицером» («ю ши») был Конфуций, кото- рый надеялся убедить правителей в необходимости соблюдения мо- ральных принципов. Но идеи Конфуция были слишком нравственны, чтобы быть принятыми правителями его времени. Лишь спустя не- сколько столетий они обрели поддержку у правителей династии Хань.
Во II в. до н. э. конфуцианство стало официальной государственной идеологией в Китае и сыграло исключительно важную роль в китай- ской культуре и социально-политической истории.
50
Конфуций разделял традиционное представление о Небе, как высшей силе, управляющей миром, и принимал веру в духов предков.
Современное ему общество он считал несоответствующим тому, что предначертано Небесами для всего сущего. Он идеализировал про- шлое и выступал за восстановление общинно-патриархальных отно- шений, при которых люди понимали мораль. Именно посредством моральных норм, а не природными силами, как утверждали даосы, должно, по его мнению, управляться общество. Следование морали, принципам долга было для Конфуция определяющим. Поэтому кон- фуцианская философия — это прежде всего учение о морали.
Все вопросы, в том числе, связанные с общественным управлени- ем, повседневно занимающимся аграрными, коммерческими и финан- совыми делами, рассматривались Конфуцием с этических позиций. В основу его учения легло представление об идеальном обществе, кото- рое соответствовало бы древним образцам. Свою задачу он видел в возрождении принципов общества, существовавшего в глубокой древности, ибо тогда на земле царствовали совершенномудрые прави- тели, владевшие Дао. Под Дао философ понимал путь нравственного совершенствования и правления на основе этических норм.
Конфуций призывал свято чтить предков, соблюдать старинные обычаи и церемонии, во время которых император — Сын Неба — играл роль посредника между бесконечностью космоса и конечно- стью земного существования. В неуклонном следовании обычаям старины Конфуций видел панацею от всех бед, а себя самого считал носителем забытой древней мудрости.
В конфуцианстве была разработана целая система сложных ри- туалов на все случаи жизни. О том, сколь неукоснительно конфуци- анцы соблюдали установленный порядок, свидетельствует дошедшая до нас поговорка о Конфуции: «Если циновка лежит неровно, Учи-
тель не сядет на нее».
В идеальном обществе принцип нравственного совершенствова- ния должен гармонично сочетаться с деятельностью, направленной на упорядочение государства. «Если в сердце есть добродетельность, —
говорил Конфуций, — то в характере будет красота. Если в харак-
тере есть красота, то в доме будет гармония. Если в доме будет
51
гармония, то в стране будет порядок. Если в стране будет порядок,
то на земле будет мир»
13
Конфуций разработал концепцию благородного мужа (цзюнь-
цзы). Благородный муж, или идеальный человек, — тот, кто умеет со- четать бескорыстие и чуткость в личной жизни с учтивостью в обще- ственной жизни. В своих желаниях он не алчен и в отличие от «ма-
ленького человека» думает не о выгоде, а о долге. Человек не рождается благородным, а становится им благодаря воспитанию в се- бе высших нравственных качеств.
Благородный муж должен обладать жэнь и следовать в своем по- ведении ли. Понятия «жэнь» и «ли» являются важнейшими в филосо- фии конфуцианства. Жэнь (буквально: «человеколюбие») — это за- кон, который определяет этические взаимоотношения людей, дает установку на любовь к людям. Он формулируется следующим обра- зом: «Чего не желаешь себе, того не делай другим». Впоследствии это правило в истории философии выражалось различными способа- ми и получило название «золотое правило нравственности». Прояв- лениями жэнь являются справедливость, верность, искренность, ми- лостивость и т. п.
Ли (церемониал, церемонии) означает этико-ритуальную благо- пристойность и представляет собой широкий круг правил, регламен- тирующих поведение людей в различных жизненных ситуациях. Без
ли невозможен общественный порядок и, следовательно, процветание государства. Именно благодаря ли существуют различия между госу- дарем и подданными. Правильно организованное государство, со- гласно Конфуцию, состоит из верхов и низов: из тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется.
Главное средство упорядочения отношений между членами обще- ства Конфуций видел в выпрямлении (исправлении) имен, которое было направлено на то, чтобы все в обществе оставалось неизменным.
Имена — это обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц в иерархической системе общества и госу- дарства. Каждый должен иметь соответствующее ему имя, чтобы го- сударь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын —
13
См.:Оливер М. История философии. Минск, 1999. С. 39.
52
сыном, подданный — подданным. При всех отклонениях от нормы следует к ней возвращаться. Таким образом, смысл учения Конфуция о выпрямлении имен состоял в том, что каждый человек должен со- ответствовать своему назначению, социальному статусу в государст- венной иерархии.
Итак, каждому члену общества Конфуций определил то или иное место в социальной иерархии, в соответствии с которым и надлежало поступать и вести дела. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и богатство, а способности, добродетели, знания и труд. Философ был убежден в том, что экономическое процветание и стабильность как общества, так и отдельного человека в значительной мере зависят от тяжелого повседневного труда и от напряжения способностей и стараний каж- дого гражданина.
Основой государства Конфуций считал сплоченную и хорошо ор- ганизованную семью, и само государство понималось им как большая семья. Поэтому особое место в его философии занимает концепция
«Cяо» (сыновья почтительность), определяющая отношения между отцом и ребенком, мужем и женой, старшим братом и младшим бра- том, старшим другом и младшим другом, правителем и подданными.
Суть сяо состоит в утверждении того, что слепое подчинение воле, слову, желанию старшего является элементарной нормой для млад- ших в рамках семьи и подданных в рамках государства.
Согласно конфуцианскому учению, любой человек в Древнем Ки- тае мог рассчитывать на социальную помощь и минимум социальных благ при условии строгого соблюдения признанных в государстве этических норм, сохранения порядка, почитания и повиновения авто- ритету старших и подчинения правителям.
Конфуцианство определило образ жизни и социальный уклад ки- тайцев, и по сей день оно остается живой интеллектуальной и духов- ной традицией Китая.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности древнеиндийской философии?
2. Что представляют собой Веды?
53 3. Чем отличаются ортодоксальные школы древнеиндийской философии от неортодоксальных?
4. Каковы основные идеи веданты?
5. Чем отличается миманса от веданты?
6. Что составляет специфику философской школы санкхья?
7. Как связаны между собой теория и практика йоги?
8. Чем отличается философия чарваков от философии всех дру- гих древнеиндийских философских школ?
9. Что такое «сансара», «карма», «нирвана» в философии буд- дизма?
10. Каково содержание Четырех Благородных Истин?
11. Каковы характерные черты древнекитайской философии?
12. Что такое «Дао» в древнекитайской философии?
13. В чем смысл даосского принципа «недеяния»?
14. Какова суть философского учения Конфуция?
15. Каков смысл конфуцианского выпрямления имен?
16. Что такое принцип «Сяо» в конфуцианстве?
Основная литература
Введение в философию : учеб. пособие для вузов. / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
Спиркин А.Г. Философия. — М., 2006.
Философия : учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова,
А.В. Разина. — М., 2009.
Дополнительная литература
Антология мировой философии. Т. 1. — Ч. 1. — М., 1969.
Васильев Л.С. История религий Востока. — М., 1983.
Древнекитайская философия : сборник текстов : в 2-х т. — М., 1972.
Законы Ману. — М., 1960.
Лукьянов А.Е. Лао-цзы (философия раннего даосизма). — М., 1991.
54
Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. — М., 1989.
Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская фило- софия. — М., 1994.
Немировская Л.З. Философия. — М., 1996.
Оливер М. История философии. — Минск, 1999.
Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. — М., 1993.
Торчинов Е.А. Даосизм. — М., 1993.
Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. — М., 1994.
Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. — М., 2009.
Новая философская энциклопедия : в 4-х т. — М., 2000–2001.
Философия : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Иви- на. — М., 2009.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. — М., 1981.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образова- тельных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
55
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 41
ГЛАВА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Античная философия — это философия Древней Греции и Древ- него Рима. Она сыграла огромную роль в развитии философской культуры и стала фундаментом западноевропейской философии. В античности были поставлены и рассмотрены важнейшие мировоз- зренческие проблемы, получили оформление основные философские направления, образовалось множество философских школ, в которых проявились почти все позднейшие типы мировоззрений. Идеи антич- ных философов и по сей день не утратили свой актуальности, поэтому каждое новое поколение людей обращается к наследию античной фи- лософии как неиссякаемой сокровищнице человеческой мысли.
§ 1. Генезис и периодизация античной философии
Античная философия возникла в VI в. до н. э. в городах-полисах, основанных грекамив Ионии (западное побережье Малой Азии), на юге Италии и в Сицилии. А завершилось тысячелетнее развитие ан- тичной философии декретом римского императора Юстиниана (529 г. н. э.) о закрытии последней греческой философской школы — плато- новской Академии.
Для генезиса (становления) античной философии характерно то, что она развивалась под влиянием, с одной стороны, мифологии, а, с другой стороны, науки.
Разнообразные связи древнегреческих городов-полисов с Перси- ей, Египтом, Индией и другими странами Древнего Востока способ- ствовали усвоению и переработке греками накопленного народами этих государств знания. Овладение восточным знанием, прежде всего, математикой и астрономией, подвело греков к широким философским обобщениям. Оно убедило их в том, что есть некоторые общие зако- ны, повторяемость в небесных и вообще природных явлениях.
На генезис философии античности оказала влияние и древневос- точная мифология. Это влияние осуществлялось через древнегрече-
56
скую мифологию, образы которой широко использовались первыми западными философами. Подобно тому, как древнеиндийские боги подчинялись закону сансары, боги Олимпа находились во власти судьбы — мойры. В мифологии Гомера
14
судьба выступала как без- личная сила, как объективная необходимость. Такое понимание судь- бы явилось прообразом закона, управляющего мирозданием, поиск которого стал одной из важнейших задач античной философии. Кро- ме того, как полагает А.Н. Чанышев, образ бога Океана, олицетво- ряющего собой текущую воду и предстающего у Гомера в качестве первоначала, был заимствован из речных цивилизаций Вавилонии и
Египта.
Гомер предварил попытки первых древнегреческих философов объяснить явления мира из одного первоначала. С учения о первона- чале всего сущего и начинается западноевропейская философия.
Под первоначалом понимали постоянную основу всех вещей, на- глядное представление о которой давали выделенные еще мифологи- ческим сознанием такие физические стихии, как вода, земля, огонь или воздух. При этом физические стихии рассматривались древними философами в качестве не только первоначала, но и принципа жизни.
Они не проводили четкого различия между материальным и идеаль- ным, телесным и психическим. Все явления природы они наделяли психическими свойствами, утверждая тем самым всеобщую одушев- ленность природного мира.
Учение о всеобщей одушевленности называют гилозоизмом. Ги- лозоизм отрицает границу между живым и неживым и приписывает чувствительность, способность ощущать и мыслить не только орга- низмам, но и неорганическим телам.
Итак, присущий раннегреческим мыслителям синкретизм обу- словил такую характерную для генезиса античной философии осо- бенность, как гилозоизм.
Еще одной важнейшей особенностью античной философии был
космоцентризм. Сама постановка вопроса о первоначале мира сви-
14
Гомер (VIII в. до н.э.) — древнегреческий поэт, автор поэм «Илиада» и «Одиссея», в ко- торых нашла свое выражение предфилософская мифология Древней Греции.