Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1140
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
550
скольку затрагивает актуальные проблемы, связанные с отношением человека к окружающему миру, с существованием самого общества.
Природа — это та часть материального мира, которая не создана человеком и существует независимо от него. Она является естествен- ным условием существования человека, и человеческое общество есть продукт длительного развития природы. Однако общество как обосо- бившаяся часть природного мира развивается по своим собственным законам. Специфика общественного развития заключается в том, что все существующее в обществе представляет собой то или иное прояв- ление практической человеческой деятельности.
По мере расширения общественной производственной деятельно- сти менялось отношение человека к природе. В древности человек не отделял себя от природы, он переносил на нее свои свойства, пред- ставлял ее одушевленной. Гармония человека и природы обосновыва- лась античными мыслителями. Так, например, стоики, утверждая ор- ганическую связь человека с природой, благой и счастливой считали жизнь в согласии с природой и ее законами.
В Средние века утвердилась идея возвышения над природой. При- рода трактовалась как воплощение изменчивого и преходящего мате- риального начала и противопоставлялась сотворившему ее вечному и неизменному Духу — Богу, к которому и должны быть устремлены все помыслы человека.
В эпоху Возрождения была осуществлена реставрация античного мировосприятия природы как воплощения гармонии и совершенства.
В философии нового времени, ориентированной на науку, природа стала объектом научного исследования. Тогда же сложилось пред- ставление о природе как о раз и навсегда самодействующей машине, выступающей объектом производственной эксплуатации. Опреде- ляющей стала идея господства человека над природой.
Только в современную эпоху произошел переход от идеи абсолют- ного господства общества над природой к идее гармонизации их от- ношений. Идея гармонизации предполагает ответственное отношение к природе, постоянное соизмерение нужд общества и возможностей природы, учет того, что человек является частью природы, связан с ней непосредственными узами, зависит от нее.
551
В этот процесс взаимодействия природы и общества включена не вся природа, а лишь та ее часть, которая определяется познаватель- ными и технологическими возможностями человека и которая обо- значается понятием «естественная среда». Однако естественная сре- да является необходимым, но не единственным условием существования человеческого общества. Преобразовывая и изменяя естественную среду своего обитания, оно создает «искусственную
среду». Это орудия труда, дороги, транспорт, жилища, заводы, города и т. д. Таким образом, развитие общества происходит в сложных ма- териальных условиях, включающих как естественную, так и искусст- венную среду обитания. Соотношение естественной и искусственной среды обозначается понятием «окружающая среда».
Совокупность всех естественноисторических условий, в которых существует общество, называют географической средой. Географиче- скую среду образуют такие природные элементы, как рельеф, климат, почва, богатства земных недр, флора, фауна, естественные пути со- общения. Общество во многом зависит от географической среды.
Особенно это характерно для ранних ступеней общественного разви- тия, когда люди успешнее развивались в регионах с более мягким климатом, богатым растительным и животным миром.
С совершенствованием орудий труда, технических средств зави- симость человечества от географической среды уменьшается, обитае- мыми становятся области с суровым климатом и малоплодородными почвами. Однако многие мыслители прошлого определяющим факто- ром общественного развития считали именно географическую среду.
Такие представления получили название географического детерми-
низма. Один из основоположников географического детерминизма французский философ и историк Ш.Л. Монтескьё (1689–1755) ут- верждал, что географические условия определяют не только психоло- гию, нравы, обычаи людей, но и строй общественной жизни, законы го- сударства. Тем самым он отрицал специфику общественного развития.
Многие философы признают, что географическая среда как одно из важнейших материальных условий жизнедеятельности общества, безусловно, влияет на его развитие. В частности, Маркс обратил вни- мание на то, что родиной капитала стал умеренный пояс. Но ни
Маркс, ни большинство других мыслителей не абсолютизируют роль
552
географической среды, отмечая, что характер ее влияния на общество зависит от социальных факторов, от уровня производительных сил.
По мере развития общества возрастает роль искусственной среды его обитания. В настоящее время значительную часть своих матери- альных и духовных потребностей человечество удовлетворяет за счет искусственной среды. Основу развития искусственной среды состав- ляет научно-технический прогресс. Он позволил создать искусствен- ную реальность, равномощную природной реальности. Мир, в кото- ром живет современный человек, нередко называют техносферой.
Она поглощает естественную природу, вызывает деградацию природ- ного начала. С одной стороны, техносфера расширяет возможности человека, обеспечивая благоприятные условия и способы его жизне- деятельности, а, с другой стороны, увеличивает пропасть между чело- веком и природой.
В связи с тем, что восстановление естественной среды происходит медленнее, чем ее нынешнее потребление человеком, возникает эко- логический кризис. Человечество и раньше сталкивалось с различны- ми экологическими кризисами (наводнения, землетрясения, эпидемии и т. д.), но они были вызваны стихийными силами природы, носили локальный характер и не угрожали существованию человечества в целом.
Для современной эпохи характерен всепланетарный охват приро- ды: человеческая деятельность затронула и ближайший космос, и мир элементарных частиц. Значительно разнообразились связи между странами. Вследствие стремительной интернационализации хозяйст- венной деятельности взаимодействие природы и общества приобрело черты единой целостной системы, а экологические проблемы стали глобальными.
Задача, стоящая перед человечеством, — найти выход из экологи- ческого кризиса. Ученые предлагают радикально-негативное, ради- кально-позитивное и радикально-умеренное решения этой задачи.
Суть радикально-негативной позиции состоит в отказе от дости- жений научно-технического прогресса и возврате к натуральному хо- зяйству. Утопичность такого решения экологической проблемы оче- видна, поскольку натуральное хозяйство не в состоянии обеспечить
553
необходимые потребности людей, число которых возросло много- кратно.
Сторонники радикально-позитивной концепции выход из экологи- ческого кризиса видят в полной замене биосферы техносферой. Одна- ко такая замена может привести к разрушению человеческой телес- ности и духовности, которые неразрывно связаны с функ- ционированием биосферы.
В радикально-умеренной концепции делается попытка преодолеть крайности первых двух подходов к решению экологических проблем.
В этой концепции акцентируется внимание на гармонизации взаимо- действия научно-технического прогресса и биосферы. По утвержде- нию сторонников данной позиции, должны внедряться только те тех- нологии, которые совместимы с функционированием биосферы.
Особую актуальность в современных условиях приобретает уче-
ние о ноосфере. Термин «ноосфера» (от греч. noos — ум, разум) был введен в 20-е годы ХХ в. французским философом Э. Леруа. Пред- ставление о ноосфере развивал другой французский мыслитель и уче- ный Тейяр де Шарден. Под ноосферой он понимал идеальную мыс- лящую оболочку, которая облекает земной шар с тех пор, как на нем появился человек.
С естественнонаучных позиций рассматривал ноосферу россий- ский академик В.И. Вернадский. Созданная им теория биосферы при- вела его к идее ноосферы. Ученый пришел в выводу, что появление жизни означало переход от геологической и геохимической эволюции
Земли к биосферному ее существованию. Жизнь стала регулирующим и конструирующим центром круговорота веществ и энергии на Земле.
Человек, «…как и все живое, может мыслить и действовать в планет-
ном аспекте только в области жизни — в биосфере, в определенной
земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти
из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет
ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно изменяет»
100
. Впер- вые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты. Разум человека, устрем-
100
Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление.
Книга 2. М., 1977. С. 24.
554
ленная и организованная воля его, как существа общественного, есть космическая сила, способная изменить биосферу Земли в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это изме- няющее Землю воздействие человека, который руководствуется при этом своим разумом, Вернадский назвал ноосферой.
Ноосфера — это сознательно создаваемое человеком состояние природной среды. Она включает постоянное проявление естествен- ных процессов природы, но эти процессы контролируются и регули- руются человеком в соответствии с данными науки. Ноосфера не ог- раничивается рамками нашей планеты. Ее пределы постоянно расширяются и определяются каждый раз пределами проникновения в природу человеческого разума.
Вернадский обращал внимание на то, что материально- техническая деятельность людей по изменению природной среды должна сопровождаться коренными социальными изменениями, про- цессом экономического и социального объединения человечества в единую мировую ассоциацию.
Необходимой составной частью экологической проблематики яв- ляются вопросы развития нравственности и экологического воспита- ния. Современный российский ученый Н. Моисеев, рассуждая о пу- тях перехода в эпоху ноосферы, писал: «Умение искать
компромиссы, уважение к чужим жизненным стандартам, умение
ценить природу, подавлять собственную агрессию, …обретение чув-
ства общепланетной общности — это те атрибуты нравственно-
сти, которые необходимы уже в самом ближайшем будущем»
101
Основная задача экологического воспитания состоит в том, чтобы сформировать у человека новое экологическое мышление, для кото- рого высшей нравственной ценностью будут экологические приори- теты: выживание человечества и коэволюция, то есть взаимосогласо- ванное развитие человека и природы.
Экологическое воспитание основывается на экологической этике.
Одним из основоположников экологической этики считается немец- ко-французский философ, богослов, музыкант, врач и писатель Аль-
берт Швейцер (1875–1965), который посвятил свою жизнь непосред-
101
Моисеев Н. Человек и ноосфера. М., 1990. С.270–271.
555
ственному служению людям. По его мнению, этика должна исходить из следующего всеобъемлющего факта сознания: «Я есть жизнь, ко-
торая хочет жить, я есть жизнь среди других жизней, которые хо-
тят жить»
102
. Основным принципом нравственности он считал
«…равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле
к жизни, так и по отношению к любой другой»
103
Признание принципа «благоговения перед жизнью» требует от че- ловека любви, преданности, сопереживания, сопричастности с други- ми живыми существами, бережного отношения ко всему живому. Со- гласно Швейцеру, ценность одной жизни перевешивает все иные ценности цивилизации.
В отличие от традиционной этики, которая занимается нашим от- ношением к людям, предметом экологической этики являются наши отношения ко всему сущему. Поэтому именно с помощью экологиче- ской этики люди смогут достичь духовной связи со вселенной.
Экологическая этика предлагает императивы, призванные обеспе- чить гармонизацию взаимодействия человека и природы при условии, что они будут практически пронизывать все сферы человеческой дея- тельности: не только воспитание, но и науку, и материальное произ- водство, и политику, и т. д. Во-первых, необходимо отказываться от любых действий, которые могут снизить возможность существования будущих поколений. Во-вторых, мера ответственности перед потом- ками должна быть приоритетной при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния окружающей природной среды.
В-третьих, недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.
Эволюция взаимодействия природы и общества идет в направле- нии неуклонного возрастания мощности, охвата и глубины воздейст- вия общества на природную среду в ходе его развития и расширения ноосферы.
102
Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 306.
103
Там же. С. 307.
556
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 41
§ 3. Основные сферы общественной жизни
Основным способом совместной жизни людей является общест- венное производство,которое позволяет наследовать историю и тво- рить ее.Понятие «общественное производство» использовалось уже
Д. Локком и А. Смитом и обозначало процесс целенаправленной дея- тельности людей, который в то же время приводит к непредсказуе- мым результатам. К. Маркс трактовал это понятие как способ совме- стной жизнедеятельности людей, продуктом и результатом которого является общество. По его утверждению, форма общества складыва- ется в процессе совместного производства людьми своей обществен- ной жизни.
Производство называется общественным потому, что оно выпол- няет жизненно важные социальные функции: воспроизводство мате- риальных условий существования людей; производство самих людей как общественных индивидов; производство социальных связей и от- ношений; производство идей и духовных ценностей.
Познавательно-методологический потенциал понятия обществен- ного производства состоит в том, что оно приложимо как к матери- альным, так и нематериальным видам деятельности.
В процессе общественного производства формируются основные, взаимосвязанные друг с другом сферы жизни общества — экономиче- ская, социальная, политическая и духовная.
В экономической сфере жизни общества воспроизводятся мате- риальные условия существования людей, создаются материальные блага, направленные на удовлетворение человеческих потребностей.
Содержание экономической сферы составляет материальное произ- водство.
Многие философы поддерживают идею о ведущей роли матери- ального производства. Маркс выразил эту идею в качестве основного закона социальной философии следующим образом: «Способ произ-
водства материальной жизни обусловливает социальный, политиче-
ский и духовный процессы жизни общества». Под влиянием марксиз- ма традиция считать материально-производственную деятельность основой общественного производства стала ведущей в отечественной философии. Однако в силу того, что в развитых странах в последние
557
десятилетия сложилась устойчивая тенденция к снижению доли мате- риального производства, которое уступает место сфере услуг, мощ- ной индустрии развлечений, меняются представления о характере связи общества и материального производства. И сегодня философы обращают внимание на то, что, хотя материальное производство оста- ется основой общественных изменений, в качестве важнейшего ис- точника этих изменений все чаще выступает нематериальное произ- водство.
Материальное производство — это трудовая деятельность чело- века по преобразованию природы, направленная на создание матери- альных благ, которые служат удовлетворению человеческих потреб- ностей и интересов. В процессе материального производства происходит взаимодействие двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Материальное производство как не- разрывное единство этих двух сторон в современной философии при- нято обозначать понятием «способ производства».
Активной стороной способа производства являются производи- тельные силы. Производительные силы — это все то, посредством чего осуществляется производственная деятельность. Они включают в себя орудия и средства труда, а также людей, обладающих необхо- димыми для трудовой деятельности навыками, знаниями и опытом.
Орудиями труда называют специальные инструменты, созданные человеком с целью воздействия на природный мир и преобразования его в своих интересах.
Средства трудапредставляют собойсовокупность объектов, ко- торые составляют так называемую«сосудистую систему» общества: природные коммуникации, транспорт, хранилища, склады и пр. ин- фраструктуру. Уже первобытный человек использовал реки и водо- емы для того, чтобы куда-то добраться или что-то перевезти. А зна- менитый путь «из варяг в греки» способствовал созданию общерусского государства. Умение хранить, консервировать, запасать и накапливать продукты стало величайшим достижением человечест- ва и сегодня является важной составляющей материально- производственной деятельности.
Все то, на что направлена трудовая деятельность человека, опре- деляется как предмет труда. Предметы труда могут быть как при-