Файл: Педагогический институт факультет психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


деятельности, которая в свою очередь, способствует дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию, становлению личности.

Подводя итоги (формулировка первой задачи из введения) мы можем констатировать, что психологическая готовность к профессиональной деятельности определяется как психическое новообразование, которое характеризуется наличием внутренних сил студента, его направленностью на значимую деятельность, что должно обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Психологу необходимо обладать развитыми эмпатическими способностями, рефлексивностью мышления, психолог должен обладать развитым умением идентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами; стремиться к самовоспитанию, самосовершенствованию, должен быть доброжелателен, обладать тактичностью и дипломатичностью в ведении процесса психотерапии. Крайне важным условием успешности профессионального становления специалиста - психолога является сформированная психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности, формирование которой должно стать отдельной задачей высшего профессионального образования и должно включать в себя как теоретическую, так и практическую части.

Стоит также отметить, что феномен самореализации личности рассматривался многими отечественными и зарубежными авторами и определяется как тотальная реализация возможностей личности, стремление к наиболее полному и всестороннему выявлению и развитию личностью собственных способностей и возможностей, а также стремление человека стать той личностью, которой он хочет стать.

Таким образом, стоит упомянуть тот факт, что вузовское образование должно обеспечивать условия для процесса самореализации личности студента в образовательной системе, а также способствовать росту ресурсов и возможностей обучаемого как субъекта вузовской подготовки. Обучение в вузе подразумевает под собой сложный процесс саморазвития личности, постижения культуры и профессии, а также формирование готовности к профессиональной деятельности после окончания вуза.

В связи с вышеизложенным, в рамках учебного процесса необходимо организовать включение студентов-психологов в реальную деятельность практикующего специалиста, решить проблему согласования и совмещения форм практической и учебной деятельности с целью оптимизации учебного процесса и повышения уровня готовности молодых специалистов- психологов с разными уровнями самореализации в обучении к профессиональной деятельности.


Глава II. Эмпирическое исследование готовности к профессиональной
деятельности у студентов - психологов с разным уровнем
самореализации личности


2.1. Организация и методы исследования

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что формирование готовности к профессиональной деятельности у студентов старших курсов является актуальной задачей высшего образования. Понимание психологической готовности через ценностно-смысловой и мотивационно-волевой аспекты профессиональной деятельности приводит к необходимости формирования этих аспектов в сознании будущих специалистов. Самореализация личности является одной из таких личностных особенностей, которая взаимосвязана с успешностью и благополучным «проживанием» себя в профессии.. Поскольку у студентов ведущей является учебно-профессиональная деятельность, то особенности их самореализации на данном этапе связаны с успешностью её развития, которая во многом определяет готовность к профессиональной деятельности в дальнейшем.

Проблема исследования: каковы особенности готовности к

профессиональной деятельности у студентов - психологов с разным уровнем самореализации в обучении.

Объект: готовность к профессиональной деятельности студентов- психологов.

Предмет: готовность к профессиональной деятельности студентов- психологов с разным уровнем самореализации в обучении.

Гипотеза: готовность к профессиональной деятельности у студентов- психологов тесно связана с уровнем самореализации в обучении, а именно, чем больше они личностно включены, готовность к профессиональной деятельности у студентов-психологов тесно связана с уровнем их 32

самореализации в обучении, а именно, чем больше они личностно включены в учебный процесс, реализуют в нем свои способности и социально интегрированы, тем ярче выражены такие показатели профессиональной готовности, как: автономность, информированность, принятие решений, планирование, эмоциональное отношение.

Задачи:

  1. Определить выраженность показателей готовности к профессиональной деятельности студентов - психологов.

  2. Выявить уровень и вид самореализации личности студентов- психологов.

  3. Исследовать уровень самореализации студентов в обучении по следующим компонентам: «личностная включенность в процесс обучения»; «реализация способностей в процессе обучения в вузе»; «социальная интегрированность в процессе вузовской подготовки».

  4. Выявить различия особенностей готовности к профессиональной деятельности у студентов - психологов с разным уровнем самореализации в обучении.

  5. Разработать коррекционно - развивающую программу по обеспечению условий для самореализации в обучении студентов-психологов, с целью формирования готовности к профессиональной деятельности.

  6. Проследить динамику показателей готовности к профессиональной деятельности у студентов - психологов с разным уровнем самореализации в обучении.


Этапы выполнения данной работы следующие:

  1. Определение проблемы, задач и гипотезы исследования;

  2. Подбор диагностического инструментария и проведение исследования;

  3. Анализ полученных данных и интерпретация результатов;

  4. Разработка коррекционно-развивающей программы;

  5. Повторная диагностика.

Исследование проводилось на базе факультета психологии педагогического института НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие 50 студентов - психологов, учащихся 4 и 5 курсов.

Базовыми методами нашего исследования на этапе сбора данных были: сравнительный - для организации исследования; психодиагностический (тестирование) - для сбора данных; количественный, качественный анализ, описательная статистика.

В качестве основных методов исследования использовались такие и методики как:

  1. Для определения выраженности показателей готовности к профессиональной деятельности студентов - психологов нами была использована методика «Профессиональная готовность» А.П. Чернявской, направленная на изучение нескольких параметров профессиональной готовности:

  • автономность, подразумевает вычленение себя из окружающих людей, наличие глубоких знаний и навыков в профессии, накопления своего опыта, способность прогнозировать профессиональный рост, проявление инициативности и изобретательности в реализации своих возможностей;

  • информированность, указывает на полноту представлений об источниках поучения информации;

  • принятие решений, свидетельствует об умении видеть ситуацию как требующую принятие решений и об умении использовать известный алгоритм;

  • планирование, является наметками основных вех становления себя как профессионала;

  • эмоциональное отношение включает в себя как отношение к множественным вариантам работы в профессии, так и отношение к планированию жизненного пути, а также оказывает значительное влияние на принятие решений.

  1. Для определения уровня и вида самореализации личности, мы использовали «Многомерный опросник самореализации личности «С.И. Кудинова, позволяющий выявить специфику самореализации субъекта. Методика позволяет определить уровень самореализации:


  • Интенсивный. У таких людей развито стремление к самовыражению. Они обычно заняты мыслями о своем самосовершенствовании, о достижении высочайших результатов в любом виде деятельности. Для них значительным является быть всегда в центре внимания других людей, занимать только ведущие позиции в коллективе и социуме.

  • Гармоничный. Люди имеют хорошее представление о своих стремлениях, но и знают, как их реализовывать. Они полны оптимизма и здравого рационализма. Для них в большей степени свойственно гармоничное развитие, так как они умеют распределять собственные ресурсы.

  • Адаптивный. Для людей свойственна умеренность во всем. Если они сталкиваются с большими трудностями, в каком либо деле, то предпочитают отказаться от него и не тратить долго время на решение проблемы. Личностное, профессиональное и социальное совершенство не является архиважной целью и смыслом всей их жизни.

  • Инертный. Люди данного типа не проявляют особой активности, чтобы изменить себя, расширить свой кругозор, развить эрудицию и другие интеллектуальные, личностные и морально-нравственные качества. Профессия для них выступает лишь как необходимость с которой приходится мириться, поэтому они не испытываете особого желания повышать свое мастерство, делают это лишь тогда когда вынуждены.

  • Иррациональный. Для людей вообще не свойственно проявление личной инициативы и активности, как в деятельности, так и в самосовершенствовании.

2. Для изучения самореализации в обучении мы использовали

«методику исследования самореализации в вузовском обучении» авторы Е.Н. Шутенко и А.И. Шутенко. Опросник направлен на выявление субъективного отношения студентов к вузовскому обучению и их позиции в плане возможностей собственного развития как успешной и достойной личности.

Основной составляющей процесса самореализации в вузе выступает шкала личностной включенности в процесс обучения, раскрывающая самореализацию как деятельность студентов, отражающая интенсивность их труда и увлеченность учёбой, а также степень значимости, осмысленности и ценности обучения.

Вторая шкала - уровень реализации способностей в процессе обучения, направлена на оценку полноты раскрытия и развития личностных качеств студентов в вузовском обучении и отражает личностный аспект самореализации в образовательном процессе;


Уровень социальной интегрированности в процессе вузовской подготовки, оценивается третьей шкалой методики, в ней заложен социальный аспект самореализации в вузовском обучении.

Качественный анализ полученных результатов по трем диагностическим методикам проводился по следующим параметрам:

  • особенности готовности к профессиональной деятельности студентов

  • психологов;

  • особенности уровня самореализации в обучении студентов - психологов;

  • особенности видов и уровней самореализации личности у студентов - психологов;

  • особенности готовности к профессиональной деятельности студентов

  • психологов с разным уровнем самореализации в обучении.

Количественный анализ проводился путём выделения групп студентов - психологов с разным уровнем самореализации в обучении. Вычисление коэффициента корреляции Спирмена и средних значений проводилось с использованием табличного процессора Microsoft Excel, достоверность различий между группами испытуемых с разным уровнем самореализации определялась по критерию Краскела - Уоллиса и