Файл: Учебнометодическое пособие томск 2010 ббк 74. 37 С 32.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 368
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
коррекционно-образовательных путей.
Вопросы и задания
Литература
ТЕМА 2. МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
План
Объективная оценка моторной сферы должна основываться на знании норм развития моторных функций, поэтому необхо-
димо рассмотреть какие движения формируются у физически здорового малыша в определенном возрасте.
Т. Г. Визель в труде «Основы нейрофизиологии» приводит следующие данные развития моторной сферы детей раннего воз- раста и дошкольного:
0–1,5 мес. В функциональном отношении преобладает безус- ловно-рефлекторная сфера. Лежа на спине, ребенок беспорядоч- но движет руками, ногами. Эта способность является врожденной.
3–4,5 мес. В этот период включаются в работу различные двигательные системы мозга: пирамидные, стволовые, подкорко- вые. Ребенок, лежа на животе, высоко поднимает головку (почти на 90°), опираясь в это время на предплечья, играет со своими ру- ками, вытянутыми вперед, осматривает их. Все эти действия свиде- тельствуют том, что продолжается развитие ориентировочной дея- тельности. Сфера охвата окружающего пространства расширяется. 4,5–5 мес. Продолжается совершенствование функциониро- вания всех двигательных систем. Ребенок пытается сесть, когда его тянут за руки. Когда поддерживают поясницу – сидит и дер- жит головку прямо. Это чрезвычайно важные приобретения. Они говорят о том,
что появилась тенденция к принятию верти- кального положения. В это же время появляется способность извлекать звуки из погремушки, вложенной ему в руку. Данное действие также знаменательно. Оно – начало предметной дея-
тельности и, следовательно, созревания коры мозга.
5–5,5 мес. Появляется способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок. Так начинается освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появле- нию своего «Я». Активизируется созревание теменных структур мозга. Это означает, что продолжается развитие предметной дея- тельности, то есть предпринимаются попытки взять увиденный предмет, провести пальцем по поверхности игрушки.
5,5–6,5 мес. Созревают функции постцентральных и премо- торных зон мозга, на базе которых формируются отдельные по- зы тела и конечностей, а также их серии. Ориентировочная дея- тельность приобретает более сложный характер. Лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты. Грудь при этом поднята, а подбородок слегка опущен. Эта поза удобна для того, чтобы смотреть вперед. Еще удобнее это делать сидя. По этому появляется способность сидеть с опорой (когда поса- дят) и поворачивать в стороны голову. Кисти рук у ребенка часто
раскрыты, поза руки бывает предуготована соответственно пред- мету, который он берет. Это следует рассматривать как подготов- ку к более сложной, чем схватывание, предметной деятельности.
6,5–7,5 мес. Еще более активизируется теменная доля мозга. Это период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие. Имеется продвижение и
в перекладывании предмета из руки в руку. Появляется способность вращать кистью, в которой нахо- дится игрушка.
7,5-8,5 мес. Кинестетический (афферентный) и кинетиче- ский (афферентный) праксис и, соответственно, теменно- премоторные зоны мозга становятся более зрелыми. Предмет де- лается объектом спонтанного внимания ребенка: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. Усложняются двига- тельные координации: ребенок поднимает предмет двумя рука ми. Укрепляется также «вертикаль»: когда поставят на ножки, ре- бенок упирается на них и делает попытки пружинить.
8,5–9,5 мес. К двигательным системам мозга подключаются лобные доли, оказывающие регулирующее воздействие на все ус- ложняющиеся двигательные акты. В действиях ребенка появля- ется заметная произвольность и владение телом. Он переворачи- вается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются первые непредметные действия, а имен- но хлопки в ладоши. Это первые ростки жестовой коммуника- ции, которой позже ребенок будет активно пользоваться.
9,5–11 мес. Продолжается развитие широкой сенсомоторной зоны мозга. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем са- мостоятельно встает на четвереньки. Совершенствуется также пальцевый праксис. Предметная деятельность достигает в этот период достаточно сложных форм. Ребенок берет предмет двумя пальцами («пинцетный захват»);
11–12 мес. Иннервация мышц тела со стороны головного и спинного мозга достигает уровня, способного обеспечить его вертикальное положение. Ребенок настойчив в попытках встать, и к 11 месяцам встает, если за что-то держится. Правда, оставляет за собой право менять положение
и присаживается, держась
за опору. В предметной деятельности идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание. Он бросает предметы в игре, и иногда кидает все подряд, раду- ясь тому, что взрослые обращают на это внимание, иногда грозя пальцем: «Нельзя!» Ребенок воспринимает это как игру и про- должает бросать, хитро посматривая на окружающих.
1–1,5 года. Совершенствуются функции сенсомоторной зоны мозга. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Предметы также занимают его. Он пытается манипулировать ими, внима- тельно смотря на них (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку). Большие успехи отмечаются в координации движе- ний, а, следовательно, в созревании подкорковых структур мозга, мозжечка. Ребенок встает с пола самостоятельно, самостоятельно ходит, причем руки у него свободны и расслаблены. В предмет- ной деятельности намечается тяга к образу: появляются попытки ри- совать, водя карандашом «как попало» (каракули). Становится дос- тупной элементарная конструктивная деятельность: ребенок ставит на кубик еще 1–2 кубика. Разворачивает завернутый предмет.
1,5–2 года. Движения корпуса характеризуются освоением рельефа, а, следовательно, выработкой ассоциативных связей ме- жду теменно-премоторными зонами и затылочными (зрение). Ребенок осваивает не только ровный, но и неровный рельеф: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, дер- жась за перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.
2–3 года. Этот возраст характеризуется особенно активным развитием подкорковой (экстрапирамидной)
Вопросы и задания
-
Дайте определение принципам диагностики и коррекции речи, укажите авторов, которые занимались их разработкой. -
Объясните, как реализуется комплексный подход при об- следовании моторных функций и речи. -
Перечислите виды принципов, укажите, какие из них, по Вашему мнению, наиболее значимы при обследовании мотор- ной сферы как части логопедического обследования.
Литература
-
Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования / О. Е. Грибова. – М. : АРКТИ, 2005. -
Кирьянова, Р. А. Комплексная диагностика и её использо- вание учителем – логопедом в коррекционной работе с детьми 5–6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р. А. Кирьянова.
-
СПб. : Феникс, 2006.
-
Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учре- ждениях для детей с нарушениями речи ; под ред. Ю. Ф. Гарку- ши. – М. : ТЦ «Сфера», 2007. -
Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева.
-
Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.
ТЕМА 2. МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
План
-
Возрастные особенности развития общей моторики в ран- нем и дошкольном возрасте. -
Особенности развития тонкой моторики рук. -
Праксис и виды апраксии (нейропсихологический ас- пект проблемы развития моторной сферы и её нарушений)
-
Возрастные особенности развития общей моторики в раннем и дошкольном возрасте
Объективная оценка моторной сферы должна основываться на знании норм развития моторных функций, поэтому необхо-
димо рассмотреть какие движения формируются у физически здорового малыша в определенном возрасте.
Т. Г. Визель в труде «Основы нейрофизиологии» приводит следующие данные развития моторной сферы детей раннего воз- раста и дошкольного:
0–1,5 мес. В функциональном отношении преобладает безус- ловно-рефлекторная сфера. Лежа на спине, ребенок беспорядоч- но движет руками, ногами. Эта способность является врожденной.
-
мес. На этот возраст приходится начало ориентировочной деятельности ребенка и соответственно включения в работу эле- ментарных уровней коры мозга. Ребенок может приподнимать головку, когда лежит на спине, подносить руки ко рту, схваты- вать предметы, которые прикасаются к рукам, осматривает дви- жения своих рук.
3–4,5 мес. В этот период включаются в работу различные двигательные системы мозга: пирамидные, стволовые, подкорко- вые. Ребенок, лежа на животе, высоко поднимает головку (почти на 90°), опираясь в это время на предплечья, играет со своими ру- ками, вытянутыми вперед, осматривает их. Все эти действия свиде- тельствуют том, что продолжается развитие ориентировочной дея- тельности. Сфера охвата окружающего пространства расширяется. 4,5–5 мес. Продолжается совершенствование функциониро- вания всех двигательных систем. Ребенок пытается сесть, когда его тянут за руки. Когда поддерживают поясницу – сидит и дер- жит головку прямо. Это чрезвычайно важные приобретения. Они говорят о том,
что появилась тенденция к принятию верти- кального положения. В это же время появляется способность извлекать звуки из погремушки, вложенной ему в руку. Данное действие также знаменательно. Оно – начало предметной дея-
тельности и, следовательно, созревания коры мозга.
5–5,5 мес. Появляется способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок. Так начинается освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появле- нию своего «Я». Активизируется созревание теменных структур мозга. Это означает, что продолжается развитие предметной дея- тельности, то есть предпринимаются попытки взять увиденный предмет, провести пальцем по поверхности игрушки.
5,5–6,5 мес. Созревают функции постцентральных и премо- торных зон мозга, на базе которых формируются отдельные по- зы тела и конечностей, а также их серии. Ориентировочная дея- тельность приобретает более сложный характер. Лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты. Грудь при этом поднята, а подбородок слегка опущен. Эта поза удобна для того, чтобы смотреть вперед. Еще удобнее это делать сидя. По этому появляется способность сидеть с опорой (когда поса- дят) и поворачивать в стороны голову. Кисти рук у ребенка часто
раскрыты, поза руки бывает предуготована соответственно пред- мету, который он берет. Это следует рассматривать как подготов- ку к более сложной, чем схватывание, предметной деятельности.
6,5–7,5 мес. Еще более активизируется теменная доля мозга. Это период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие. Имеется продвижение и
в перекладывании предмета из руки в руку. Появляется способность вращать кистью, в которой нахо- дится игрушка.
7,5-8,5 мес. Кинестетический (афферентный) и кинетиче- ский (афферентный) праксис и, соответственно, теменно- премоторные зоны мозга становятся более зрелыми. Предмет де- лается объектом спонтанного внимания ребенка: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. Усложняются двига- тельные координации: ребенок поднимает предмет двумя рука ми. Укрепляется также «вертикаль»: когда поставят на ножки, ре- бенок упирается на них и делает попытки пружинить.
8,5–9,5 мес. К двигательным системам мозга подключаются лобные доли, оказывающие регулирующее воздействие на все ус- ложняющиеся двигательные акты. В действиях ребенка появля- ется заметная произвольность и владение телом. Он переворачи- вается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются первые непредметные действия, а имен- но хлопки в ладоши. Это первые ростки жестовой коммуника- ции, которой позже ребенок будет активно пользоваться.
9,5–11 мес. Продолжается развитие широкой сенсомоторной зоны мозга. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем са- мостоятельно встает на четвереньки. Совершенствуется также пальцевый праксис. Предметная деятельность достигает в этот период достаточно сложных форм. Ребенок берет предмет двумя пальцами («пинцетный захват»);
11–12 мес. Иннервация мышц тела со стороны головного и спинного мозга достигает уровня, способного обеспечить его вертикальное положение. Ребенок настойчив в попытках встать, и к 11 месяцам встает, если за что-то держится. Правда, оставляет за собой право менять положение
и присаживается, держась
за опору. В предметной деятельности идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание. Он бросает предметы в игре, и иногда кидает все подряд, раду- ясь тому, что взрослые обращают на это внимание, иногда грозя пальцем: «Нельзя!» Ребенок воспринимает это как игру и про- должает бросать, хитро посматривая на окружающих.
1–1,5 года. Совершенствуются функции сенсомоторной зоны мозга. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Предметы также занимают его. Он пытается манипулировать ими, внима- тельно смотря на них (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку). Большие успехи отмечаются в координации движе- ний, а, следовательно, в созревании подкорковых структур мозга, мозжечка. Ребенок встает с пола самостоятельно, самостоятельно ходит, причем руки у него свободны и расслаблены. В предмет- ной деятельности намечается тяга к образу: появляются попытки ри- совать, водя карандашом «как попало» (каракули). Становится дос- тупной элементарная конструктивная деятельность: ребенок ставит на кубик еще 1–2 кубика. Разворачивает завернутый предмет.
1,5–2 года. Движения корпуса характеризуются освоением рельефа, а, следовательно, выработкой ассоциативных связей ме- жду теменно-премоторными зонами и затылочными (зрение). Ребенок осваивает не только ровный, но и неровный рельеф: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, дер- жась за перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие.
2–3 года. Этот возраст характеризуется особенно активным развитием подкорковой (экстрапирамидной)