Файл: Курсовая работа особенности воспитания детей в сельской местности Выполнил (а) студент (ка) курса группы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Что касается интеллекта, то здесь нарушения имеют легкий характер, но относятся к разным процессам. Важно обращать внимание на все моменты и при необходимости использовать разные методики для диагностики ЗПР. Ребенок воспринимает все окружающее не совсем точно, в замедленном темпе и фрагментами. Есть анализаторы, которые нормально функционируют, а вот в целом ребенок не может сформировать целый образ мира. Пациенты с ЗПР лучше воспринимают мир зрительно, а вот слуховая система хуже улавливает информацию, поэтому они плохо понимают ситуацию. Поэтому учебный материал таким детям лучше преподносить и одновременно демонстрировать.

Внимание у них поверхностное, неустойчиво и держится недолго. Если есть какие-либо помехи со стороны, то они сразу же отвлекают ребенка, в результате чего он переключается. Характеристика на ребенка с ЗПР отмечается тем, что детям сложно сконцентрироваться на чем-то одном. Если он слишком напряжен или переутомился, тогда может наблюдаться дефицит внимания, гиперактивность. Материал такими пациентами запоминается мозаично, больше преобладает наглядно-образная память. Когда нужно воспроизвести информацию, то мыслительная активность низкая.

Поскольку восприятие осуществляется не совсем точно, то нарушается образное мышление. Что касается абстрактно-логического мышления, то здесь обязательно понадобится помощь взрослого. Кроме того, детям с диагнозом ЗПР сложнее анализировать, сравнивать, обобщать. Они не могут расставить события по порядку, подытожить материал, сделать свои выводы.

Детки, у которых психическое развитие задержалось, искажают многие звуки, не имеют определенного словарного запаса, им сложно контролировать свою речь, ее грамматическое оформление, тяжело построить предложение. У них нарушается слуховая дифференциация, речевая инактивность. Чаще всего вместе с главным заболеванием также нарушена письменная речь, наблюдается полиморфная дислалия, задержка в плане речи. Если вы заметили такие нарушения, важно вовремя провести диагностику детей с задержкой психического развития.

Что касается личностного развития, то здесь стоит сказать, что пациенты с таким диагнозом лабильны в эмоциональном плане, у них легко меняется настроение, личность отличается своей незрелостью. Еще они безвольные, безынициативные, им легко внушить что-либо. Часто за ними отмечают высокую тревожность, конфликтность, агрессию, аффективные реакции. Такие личности довольно замкнуты, им больше нравится играть самим, они не хотят разговаривать, играть, общаться с другими детьми. Если присмотреться к играм детей, имеющим ЗПР, то они стереотипные и однообразные. Ребенок не пытается соблюдать правила игры, не может фантазировать, в игре при этом отсутствует сюжет. В вопросе моторики отмечают недостаточную координацию, неловкость движений. Возникают еще у пациентов тики, гиперкинезы. Задержка психического развития может компенсироваться, снижая нарушения. Но для этого необходимо осуществлять специальное обучение ребенка в центре для детей с ЗПР в Москве, а также воспитывать его.


К специалисту нужно идти, если вы заметили, что поведение и развитие вашего ребенка не соответствует его возрасту. Возможно, у него наблюдаются нарушения со стороны речи, восприятия. Все эти нюансы говорят о каком-то заболевании и могут быть признаками задержки психического развития. Поэтому при малейшем сомнении стоит посетить специалиста. Кто ставит диагноз ЗПР? В АО «Медицина» (клиника академика Роётберга) в центре Москвы комплексную диагностику ЗПР проводят многие специалисты, но изначально стоит посетить педиатра, при необходимости он направит к другим специалистам.

Диагностировать такой диагноз как ЗПР можно благодаря проведению разных обследований. Их проводит специальная комиссия, которая состоит из нескольких специалистов (психиатра, невролога, педиатра, дефектолога, логопеда, психолога). Во время диагностики ЗПР собирается и изучается анамнез, также внимательно просматривается документация. Важным этапом во время диагностики является разговор с самим пациентом. Это позволяет изучить его качества, интеллектуальные процессы.

Имея сведения о том, как развивается ребенок, специалисты делают заключение о том, есть ли задержки, касающиеся психического развития пациента. Кроме того, родители получают рекомендации, как воспитывать и обучать ребенка. Обучение должно проходить в отдельных образовательных учреждениях. Чтобы определить органический субстрат заболевания, нужно пройти обследование. Прежде всего стоит посетить детского невролога и педиатра. Когда речь идет об инструментальной диагностике ЗПР, то проводят МРТ головного мозга, КТ, ЭЭГ.

Коррекция аутизма у детей предполагает применение мультидисциплинарного подхода. Кроме того, в работе с такими пациентами должны принимать участие разные детские специалисты. Корректировать такое заболевание необходимо еще с дошкольного возраста. Длится коррекция довольно долго.

Дети, у которых диагностировали задержку психического развития, должны обучаться в специальных коррекционных классах или в специализированных ДОУ. Их обучение отличается от обычного, здесь важно использовать технологии, которые сохраняют здоровье, часто менять вид деятельности, повторять материал по несколько раз, акцентировать внимание на наглядности, дозировать учебный материал.

Следует развивать моторную, сенсорную, эмоциональную сферы, познавательные процессы. Для этого используют арттерапию, сказкотерапию, игровую терапию. Чтобы скорректировать речь, убрать ее нарушения, следует обратиться за помощью к логопеду и пройти обследование ЗПР. Занятия могут проводиться в группах либо индивидуально. Кроме преподавателей коррекцию проводят также соцпедагоги, психологи, дефектологи.



Еще детям, у которых наблюдают задержку психического развития, назначают медикаментозную терапию. Все зависит от нарушений, их особенностей. Также могут быть назначены в качестве медицинской помощи водолечение, массаж, ЛФК, физиотерапия.
Таблица 2 - Ответы испытуемых по эмоционально - мотивационному компоненту

Группы

Экспериментальная

Контрольная




группа

группа

Уровни

Общее




Общее







число

%

число

%

Высокий

1

8

1

9

Средний

6

50

4

36

Низкий

5

42

6

54


Результаты диагностики уровня проявления положительных чувств и эмоций у младших школьников по отношению к малой родине на констатирующем этапе

Диагностика «Незаконченное предложение» дала следующие результаты: в экспериментальной группе большинство - (6 человек) -50 % обладают средним уровнем сформированности положительных чувств и положительных эмоций по отношению к малой родине, 5 человек с низким уровнем, что составило 42%, 1 человек (8%) с высоким уровнем. В контрольной группе высокий уровень сформированности положительных чувств и эмоций по отношению к своей малой родине выявлен так же у одного ребенка (9 %), средний уровень у 4 человек (36%), низкий уровень имеют 6 испытуемых (54 %). При сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп, мы видим, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень сформированности патриотических чувств и к своей малой родине, а в контрольной - низкий. Большинство ребят контрольной группы в своих высказываниях нейтрально отзывались о своем селе, некоторые высказывания содержали негативные эмоции, например, предложение «Если бы мне предложили уехать из моего села, то…» двое ребят продолжили так: «…я бы с удовольствием уехал и больше не приезжал», «я бы очень обрадовалась».

Методика №3 «Я - Патриот» (Приложение 5) - разработана Н. В. Савельевой. Цель: выявление уровня проявления интереса младших школьников к своей малой родине и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности, а также выявление уровня овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о своей малой родине.


Методика состоит из двадцати вопросов. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет», «не уверен».

Инструкция: «Перед вами вопросы и три ответа на них. Вам нужно выбрать один из ответов на вопрос и отметить его галочкой».

За каждый из вариантов ответа начисляется определенное количество баллов: «да» - 2 балла; «нет»- 1 балл; «не уверен» - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 40. 49

Результаты подсчитываются, и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Сумма набранных ребенком баллов дает возможность судить об уровне проявления интереса к своей малой родине и частоте устремлений младших школьников к патриотической деятельности по отношению к малой родине:

- 30 - 40 б. - высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, выражает желание заботиться о других людях, ярко проявляет стремление к патриотической деятельности: интересуется историей своей малой родины;

- 15 - 29 б. - средний уровень: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, выражает желание заботиться о других людях;

- 0 - 14 б. - низкий уровень: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, отсутствует желание заботиться о других людях, при выполнении патриотической деятельности демонстрирует свое нежелание принимать участие, не интересуется историей своей малой родины.

Результаты проведения методики представлены в Приложении 6.

Результаты уровня проявления интереса младших школьников к Родине, ее истории, стремления к патриотической деятельности представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты диагностики уровня проявления интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности на констатирующем этапе

Группы

Экспериментальная

Контрольная




группа

группа

Уровни

Общее




Общее







число

%

число

%

Высокий

1

8

1

9

Средний

6

50

6

54

Низкий

5

42

4

36



По данным, полученным в результате исследования, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе большинство (6 человек) - 50% имеют средний уровень сформированности интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности, 5 учащихся (42%) имеют низкий уровень и только 1 - высокий (8%). В контрольной группе были выявлены следующие результаты: средний уровень сформированности интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности выявлен у 6 человек (54%), низкий - у 4 человек (36 %) и высокий так же, только у одного человека (9%) высокий уровень.

Методика № 4: «Юный краевед». Для выявления практических умений и навыков патриотического поведения с младшими школьниками была проведена методика Е. Б. Бычковой и В. В. Поляковой «Юный краевед». Цель: выявить умения применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи.

Ребятам предлагается ситуация: «Представь, что тебе представилась возможность принять гостей из других городов. Что бы ты хотел рассказать гостям о своей малой родине? Тебе предлагается выбрать из предложенных видов деятельности наиболее интересный на твой взгляд и подготовиться к встрече гостей. Варианты деятельности: - оформить информационный буклет в подарок; подготовить сообщение в форме заочной экскурсии; подготовить открытку на память.

В процессе методики ребята старались выбрать доступный для себя вид деятельности. По окончанию работы испытуемые должны были аргументировать свой выбор. Наблюдая за испытуемыми и их действиями, учитель заносил данные в протокол (Приложение 7).

Результаты методики оценивались по следующим показателям: активность в работе; самостоятельность при отборе материала; применение дополнительных источников информации; стремление улучшить результат работы; стремление заинтересовать результатом работы; доведение работы до конца; творческий подход к работе; проявление инициативы в работе; увлеченность ходом работы; заинтересованность при презентации результата.

Если показатель проявляется в полной мере, то выставляется 4 балла, если проявляется частично - 3 балла, если показатель проявляется в деятельности ребенка по требованию взрослого - 2 балла, если показатель частично проявляется по требованию взрослого - 1 балл, если показатель не проявляется - 0 баллов. Количество баллов суммируется и по сумме определяется уровень сформированности деятельностного компонента отношения младших школьников к малой родине - умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи.