Файл: Курсовая работа особенности воспитания детей в сельской местности Выполнил (а) студент (ка) курса группы.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 298
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания в сельской школе
1.1. Общее понятие воспитательной системы школы
1.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Описание констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика формирующего эксперимента
2.3. Анализ и обобщение результатов
социальные. Здесь также не стоит исключать возможности, что имеется органическая основа заболевания. Обычно таких детей слишком опекают либо же, наоборот, оставляют без присмотра. Еще причиной задержки психического развития может стать авторитарное воспитание, дефицит общения, депривация социального типа.
Когда речь идет о детях, у которых психическое развитие задерживается, то здесь формируется неоднородная группа. Психология предлагает разные классификации заболевания. Стоит рассмотреть этиопатогенетическую классификацию ЗПР:
конституционального генеза. Здесь болезнь развивается из-за того, что ЦНС созревает очень медленно. На данном этапе характерен инфантилизм (психофизический, психический). В первом случае у ребенка страдает физическое развитие, сфера воли и эмоций. Во втором (психический инфантилизм) поведение ребенка не соответствует его возрасту. Такие детки не могут хорошо запоминать, акцентировать свое внимание на чем-то одном, они непосредственные и лабильны в эмоциональном плане. Когда они находятся уже в школьном возрасте, то все равно у них больше проявляются игровые интересы;
соматогенного генеза. Такая задержка развития у детей возникает в результате соматических болезней, которые отмечались в раннем возрасте и были довольно длительными, тяжелыми. Они спровоцировали тот момент, что задержалось созревание центральной нервной системы, ее развитие. Можно часто встретить детей с задержкой психического развития, у которых раньше была пневмония, недостаточность почек, диспепсия в хронической форме, бронхиальная астма. В большинстве случаев детки лечатся в стационарных условиях долго, поэтому у них дополнительно отмечают сенсорную депривацию. Какая характеристика на ребенка с ЗПР такого вида? Ребенок заторможенный либо гиперактивный в случае переутомления, у него плохо сформировались навыки деятельности, внимание поверхностное, память отличается меньшим объемом, работоспособность ребенка довольно низкая, а также присутствует астенический синдром;
психогенного генеза. Здесь уже повлияли социальные условия, которые являются неблагоприятными. С ребенком могли жестко обращаться, слишком опекать либо, наоборот, оставляли без присмотра. Поскольку ему не хватало внимания, у него формируется неустойчивость в психическом плане. Кроме того, он отстает интеллектуально и становится слишком импульсивным. Если детей слишком опекать, то они вырастают безвольными, эгоцентричными, не имеют никакой целеустремленности и инициативы;
при изучении классификации ЗПР задержки психического развития следует упомянуть о церебрально-органическом генезе. Такой вид задержки можно чаще встретить. Она спровоцирована тем, что был органически поражен головной мозг. Нарушения могут проявляться в разных сферах мозаично либо затронуть определенные отделы. Такая болезнь характеризуется тем, что не сформировалась надлежащим образом познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера. Ребенок не имеет хорошо развитого воображения, ему легко можно внушить что-либо, у него эмоции какие-то однотонные, они не отличаются яркостью и живостью.
Что касается интеллекта, то здесь нарушения имеют легкий характер, но относятся к разным процессам. Важно обращать внимание на все моменты и при необходимости использовать разные методики для диагностики ЗПР. Ребенок воспринимает все окружающее не совсем точно, в замедленном темпе и фрагментами. Есть анализаторы, которые нормально функционируют, а вот в целом ребенок не может сформировать целый образ мира. Пациенты с ЗПР лучше воспринимают мир зрительно, а вот слуховая система хуже улавливает информацию, поэтому они плохо понимают ситуацию. Поэтому учебный материал таким детям лучше преподносить и одновременно демонстрировать.
Внимание у них поверхностное, неустойчиво и держится недолго. Если есть какие-либо помехи со стороны, то они сразу же отвлекают ребенка, в результате чего он переключается. Характеристика на ребенка с ЗПР отмечается тем, что детям сложно сконцентрироваться на чем-то одном. Если он слишком напряжен или переутомился, тогда может наблюдаться дефицит внимания, гиперактивность. Материал такими пациентами запоминается мозаично, больше преобладает наглядно-образная память. Когда нужно воспроизвести информацию, то мыслительная активность низкая.
Поскольку восприятие осуществляется не совсем точно, то нарушается образное мышление. Что касается абстрактно-логического мышления, то здесь обязательно понадобится помощь взрослого. Кроме того, детям с диагнозом ЗПР сложнее анализировать, сравнивать, обобщать. Они не могут расставить события по порядку, подытожить материал, сделать свои выводы.
Детки, у которых психическое развитие задержалось, искажают многие звуки, не имеют
2.3. Анализ и обобщение результатов
После того, как была проделана педагогическая работа по формированию ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников, мы еще раз провели диагностическую работу, по аналогии с той, что проводилась в самом начале экспериментальной части.
Цель проведения контрольного эксперимента: выявление динамики уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.
Показатели когнитивного критерия мы диагностировали при помощи анкеты «Моя малая родина». Результаты повторной диагностики представлены в Приложении 9 и отражены в таблице 6.
В результате проведения методики «Моя малая родина» на контрольном этапе мы сделали следующие выводы: в экспериментальной группе 4 учащихся обладают высоким уровнем сформированности знаний и представлений о своей малой родине, что на 25 % больше, чем на констатирующем этапе и на 25% больше, чем в контрольной группе; средним уровнем обладают 6 обучающихся, что на 14 % больше, чем в контрольной группе, а низкий уровень сформированности когнитивного компонента выявлен всего у двух обучающихся экспериментальной группы, что на 29% меньше, чем в экспериментальной. В экспериментальной группе выявлено увеличение количества обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности знаний и представлений о своей малой родине и снижение количества обучающихся с низким уровнем. В контрольной группе выявлена незначительная динамика.
Таблица 6 - Результаты диагностики уровня владения информацией о своей малой родине у младших школьников на контрольном этапе
Группы Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Общее число | % | Динамика, % | Общее число | % | Динамика, % | |
Высокий | 4 | 33 | +25 | 2 | 18 | 0 |
Средний | 6 | 50 | +8 | 4 | 36 | +9 |
Низкий | 2 | 17 | -33 | 5 | 46 | -9 |
Повторная диагностика по методике №2 «Незаконченное предложение» позволила выявить динамику уровня сформированности эмоционального компонента на контрольном этапе. Результаты повторной диагностики представлены в Приложении 10 и отражены в таблице 7.
Данные диагностики дают основание утверждать, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким и средним уровнем проявления положительных чувств и эмоций к своей малой родине выше, чем в контрольной группе на 15% и на 23% соответственно, а с низким уровнем - меньше на 38%. Так же важно отметить, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности уровня проявления положительных чувств и эмоций по отношению к своей малой родине увеличилось на 25% и на 9% соответственно, а количество обучающихся с низким уровнем - уменьшилось на 34%. В контрольной группе на 9% увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем, и на 9% уменьшилось количество обучающихся с низким уровнем сформированности проявления положительных чувств и эмоций по отношению к своей малой родине.
Таблица 7 - Результаты диагностики уровня проявления положительных чувств и эмоций у младших школьников по отношению к малой родине на контрольном этапе
Группы | Экспериментальная группа | Контрольная | группа | |||
Уровни | Общее число | % | Динамика, % | Общее число | % | Динамика, % |
Высокий | 4 | 33 | +25 | 2 | 18 | +9 |
Средний | 7 | 59 | +9 | 4 | 36 | 0 |
Низкий | 1 | 8 | -34 | 5 | 46 | -9 |
В таблице 8 представлены результаты методики №3 «Я патриот» (для выявления уровня проявления интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности). Результаты повторной диагностики представлены в Приложении 11.
Таблица 8 - Результаты диагностики уровня проявления интереса к истории своей малой родины и устремлений к патриотической деятельности на контрольном этапе
Группы | Экспериментальная группа | Контрольная | группа | |||
Уровни | Общее число | % | Динамика, % | Общее число | % | Динамика, % |
Высокий | 5 | 42 | +34 | 2 | 18 | +9 |
Средний | 5 | 42 | -8 | 7 | 64 | +9 |
Низкий | 2 | 16 | -26 | 2 | 18 | -18 |
Данные диагностики позволяют отметить, что высокий уровень сформированности интереса к истории малой родины и проявления устремлений к патриотической деятельности в экспериментальной группе выявлен у 42 % обучающихся, что на 24% больше, чем в контрольной группе. Результаты дают возможность сделать вывод, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким уровнем больше, чем в контрольной. Это подкреплено и более высокой положительной динамикой. Количество обучающихся с низким уровнем в экспериментальной группе стало меньше на 26%, а в контрольной - на 18%.
При повторной диагностике по методике «Юный краевед» на выявление умений и навыков патриотического поведения получены следующие результаты. Результаты диагностики отражены в протоколе (Приложение 12) и представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Результаты диагностики уровня сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи на контрольном этапе
Группы | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Уровни | Общее число | % | Динамика, % | Общее число | % | Динамика, % |
Высокий | 4 | 33 | +26 | 1 | 9 | +9 |
Средний | 6 | 50 | +17 | 5 | 45 | -9 |
Низкий | 2 | 17 | -33 | 5 | 45 | 0 |