Файл: Курсовая работа особенности воспитания детей в сельской местности Выполнил (а) студент (ка) курса группы.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 304
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания в сельской школе
1.1. Общее понятие воспитательной системы школы
1.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Описание констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика формирующего эксперимента
2.3. Анализ и обобщение результатов
Из чего же складывается характеристика муниципальной образовательной системы? Для этого анализируется доступность образовательных услуг, их конкретный состав. Изучается наличие дополнительных образовательных услуг на платной основе, осуществляется мониторинг качества оказываемых услуг.
Базовые принципы для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах – это разнообразие, релевантность, качество, доступность. На них и ориентирована деятельность управления муниципальной образовательной системы.
Важно отметить, что ресурсы муниципальной образовательной системы ограничены, в том числе и финансово. Это особенность работы. Именно поэтому органы управления всегда поставлены перед выбором приоритетов своей деятельности, целью которой является развитие образовательной системы.
Отдельным вопросом всегда остаётся финансирование. В основе деятельности муниципальных образовательных организаций заложен принцип общедоступности и бесплатности, а это накладывает на органы муниципального управления обязанности по обеспечению высокого уровня финансирования для гарантии качества образовательного процесса.
Муниципальная система образования, её структура, особенности и возможности подразумевают наличие специализированного органа управления в каждом муниципальном образовании РФ. Этот орган должен осуществлять руководство и контроль всех ступеней образовательного процесса в подведомственных организациях.
В полномочия муниципального органа управления образовательной деятельностью на территории муниципального образования включена возможность давать указания подведомственным учреждениям, осуществлять контроль и мониторинг в соответствии с законодательством.
Важнейшей задачей управления муниципальной системой образования учреждений является формирование ее структуры настолько оптимально, чтобы это соответствовало интересам гражданского населения нашего государства.
Для этого важно организовать качественное прогнозирование нужд муниципальной системы образования, которое позволит определить, сколько мест необходимо создать в учреждениях, сколько и каких кадров не хватает для обеспечения качества преподавания.
Система прогнозирования очень важна для развития системы образования, так как помогает обеспечить реальные потребности населения в образовательных услугах.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Описание констатирующего эксперимента
Опытно-экспериментальная работа по воспитанию младших школьников рассмотрена на примере системы мероприятий по формированию ценностного отношения к своей малой родине.
Экспериментальная работа проходила в три этапа констатирующий, формирующий, контрольный.
На первом этапе была проведена диагностика уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась основной общеобразовательной школе с. Икково. В школе обучается 109 человек.
В исследовании участвовали 2 группы учащихся 3 классов (экспериментальная группа - 12 человек, контрольная группа - 11 человек).
На первом этапе работы были выявлены уровни сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников.
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников.
Для выявления уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников, были выбраны методики, диагностирующие уровень сформированности каждого показателя в отдельности.
Методика № 1: Тест «Моя малая родина». Данная методика представлена в Приложении 1. Она разработана нами с учетом возрастных особенностей младших школьников и представляет собой 20 открытых вопросов, содержащих факты о с. Икково. Испытуемые дополняют предложения, демонстрируя свои знания о селе. Каждый полный правильный ответ оценивается в два балла. Если ответ правильный, но не полный или частично правильный, то выставляется 1 балл. За неверный ответ выставляется 0 баллов. Максимальное количество - 40 б.
В зависимости от набранных баллов определяется уровень сформированности знаний представлений о своей малой родине у обучающихся (когнитивный компонент):
- 30 - 40 б.- высокий уровень: знает основные факты и историю своей малой родины, ориентируется в ней;
- 15 - 29 б. - средний уровень: на среднем уровне знает основные факты и историю своей малой родины, слабо в ней ориентируется;
- 0 - 14 б. - низкий уровень: не знает основные факты и историю своей малой родины, не ориентируется в ней.
Результаты диагностики обучающихся представлены в Приложении 2. Анализ результатов позволил распределить всех участников эксперимента на три группы: высокий уровень владения информацией о своей малой родине, средний и низкий уровень (Таблица 1).
Таблица 1 - Результаты диагностики уровня владения информацией о своей малой родине у младших школьников на констатирующем этапе
Группы | Экспериментальная | Контрольная | ||
| группа | группа | ||
| Общее | | Общее | |
Уровни | число | % | число | % |
Высокий | 1 | 8 | 2 | 18 |
Средний | 5 | 42 | 3 | 27 |
Низкий | 6 | 50 | 6 | 55 |
Из таблицы видно, что высокий уровень владения информацией о своей малой родине в экспериментальной группе выявлен у одного человека (8%), а в контрольной группе - у 2 человек (18%). Средний уровень выявлен у 5 человек в экспериментальной группе (42%) и у трех человек в контрольной (27%). У наибольшего количества испытуемых в контрольной и экспериментальной группе выявлен низкий уровень владения информацией о своей малой родине - 6 человек: 55% и 50% соответственно.
При анализе результатов были выявлены следующие особенности: младшие школьники с высоким уровнем сформированности когнитивного компонента ценностного отношения к своей малой родине имеют элементарные представления об истории села, о его местонахождении и связи с другими географическими объектами, но затрудняются в определении конкретных исторических фактов, связанных с историей возникновения села и его бытностью в различные исторические периоды, также дети данной категории осведомлены о достопримечательностях и особенностях села; школьники, имеющие средний уровень сформированности представлений и знаний о свое малой родине не ориентируются в истории села, хотя и знают основные факты, связанные с его жизнедеятельностью
, так же дети неплохо осведомлены о символике села и о его взаимосвязи с другими географическими объектами; ребята с низким уровнем сформированности представлений и знаний о своей малой родине затрудняются даже с написанием правильного названия своего села, не знают о его принадлежности к районному центру и области, имеют слабые представления о достопримечательностях и истории села, однако, большинство испытуемых в обеих группах не знают историю основания села, имеют слабые представления о животном и растительном мире малой родины, не осведомлены о достопримечательностях и географических особенностях села.
Следующим шагом констатирующего этапа исследования стало выявление уровня сформированности положительного отношения к имеющимся знаниям о своей малой родине и потребности расширять кругозор в данной сфере (эмоционально-мотивационный компонент).
Методика № 2 «Незаконченное предложение» является модификацией методики Сакса-Леви и направлена на выявление эмоционального отношения школьников к своей малой родине. Методика представлена в Приложении 3.
Методика состоит из 20 незаконченных предложений, которые младшие школьники в ходе исследования должны завершить. Предложения оцениваются с точки зрения эмоциональной окраски системы отношений к малой родине: положительное, отрицательное или безразличное отношение. Например, продолжая предложение «Если в нашем селе объявят субботник, то…», дети могут написать следующее: «… я буду рад, обязательно пойду» (2б.), «… я пойду, когда заставят» (1б), «… я расстроюсь, не пойду» (0б.). Ответы, выражающие положительное эмоциональное отношение, оцениваются в 2 балла, нейтральное - в 1балл, отрицательное - 0 баллов.
Результаты подсчитываются и суммируются. По сумме баллов определяется уровень проявления положительных эмоций и чувств младших школьников по отношению к малой родине:
- 30 - 40 б. - высокий уровень: ярко проявляет гордость за малую родину и позитивное отношение к ней;
- 15 - 29 б. - средний уровень: проявляет гордость за свою малую родину и позитивное отношение к ней;
- 0 - 14 б. - низкий уровень: не проявляет гордость за свою малую родину и позитивное отношение к ней.
Результаты диагностики представлены в Приложении 4.
Проанализировав ответы испытуемых, составим сводную таблицу результатов по эмоционально - мотивационному компоненту. Результаты представлены в таблице 2.
ЗПР – это заболевание, когда ребенок отстает в психическом развитии, он остается незрелым в плане эмоций. Преодолеть эти нарушения можно, но для этого следует обеспечить пациенту специальное воспитание, обучение. Задержка психического развития характеризуется такими моментами: ребенок не успевает в школе, его эмоции отличаются нестойким характером, они примитивны, у него недостаточно развито мышление, память, речь, моторика. Что касается диагностики задержки психического развития, то здесь работает специальная комиссия из нескольких детских специалистов.
Развитие ребенка в эмоциональном, интеллектуальном плане может задерживаться в результате определенных факторов:
биологические. Они могут спровоцировать нарушения, которые не позволяют головному мозгу и его отделам нормально созреть, а это уже негативно влияет на деятельность, психическое развитие ребенка. К причинам, имеющим биологический характер, относят патологии беременности (гипоксия плода, токсикозы тяжелой формы), инфекции, которые появились внутри утробы, родовые травмы черепа, фетальный алкогольный синдром, желтуху младенца (ядерная), недоношенность. Они способны спровоцировать перинатальную энцефалопатию. Также существуют причины задержки, которые возникли после рождения и в раннем возрасте ребенка. Речь идет об энцефалопатии (эпилептическая), эпилепсии, травмах головы, частых соматических заболеваниях. В некоторых ситуациях ЗПР может переходить по наследству. Очень важно вовремя провести диагностику и коррекцию задержки психического развития;
социальные. Здесь также не стоит исключать возможности, что имеется органическая основа заболевания. Обычно таких детей слишком опекают либо же, наоборот, оставляют без присмотра. Еще причиной задержки психического развития может стать авторитарное воспитание, дефицит общения, депривация социального типа.
Когда речь идет о детях, у которых психическое развитие задерживается, то здесь формируется неоднородная группа. Психология предлагает разные классификации заболевания. Стоит рассмотреть этиопатогенетическую классификацию ЗПР:
конституционального генеза. Здесь болезнь развивается из-за того, что ЦНС созревает очень медленно. На данном этапе характерен инфантилизм (психофизический, психический). В первом случае у ребенка страдает физическое развитие, сфера воли и эмоций. Во втором (психический инфантилизм) поведение ребенка не соответствует его возрасту. Такие детки не могут хорошо запоминать, акцентировать свое внимание на чем-то одном, они непосредственные и лабильны в эмоциональном плане. Когда они находятся уже в школьном возрасте, то все равно у них больше проявляются игровые интересы;
соматогенного генеза. Такая задержка развития у детей возникает в результате соматических болезней, которые отмечались в раннем возрасте и были довольно длительными