Файл: Курсовая работа особенности воспитания детей в сельской местности Выполнил (а) студент (ка) курса группы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Максимальное количество баллов - 40. Сумма набранных ребенком баллов дает возможность судить об уровне сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи:

- 30 - 40 б. - высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, выражает желание заботиться о других людях, ярко проявляет стремление к патриотической деятельности: интересуется историей своей малой родины;

- 15 -29 б. - средний уровень: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, выражает желание заботиться о других людях;

- 0 - 14 б. - низкий уровень: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе, отсутствует желание заботиться о других людях, при выполнении патриотической деятельности демонстрирует свое нежелание принимать участие, не интересуется историей своей малой родины. Соотношение результатов данной методики в контрольной и экспериментальной группах представлено в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты диагностики уровня сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи на констатирующем этапе

Группы

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа




Уровни

Общее




Общее







число

%

число

%

Высокий

2

17

0

0

Средний

4

33

6

55

Низкий

6

50

5

45


По результатам методики высокий уровень сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи продемонстрировали 2 человека из экспериментальной группы (17%) и 0 человек из контрольной групп, средний уровень был выявлен у 4 человек из экспериментальной группы (33%) и у 6 человек из контрольной группы (55%).Низкий уровень был выявлен у 6 человек из экспериментальной группы (50 %) и у 5 человек из контрольной группы (45%). Ребята с высоким уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи изготовили и подарили гостям информационный буклет о достопримечательностях с. Икково. В буклетах отражена информация о героях Великой Отечественной войны и о музеях.


Ребята со средним уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи в ходе работы испытывали затруднения в выборе своих действий. С помощью педагога определяли информацию, которую хотели рассказать гостям. Ребята остановили свой выбор на подарочной открытке. Выбрали фотографию своего села и небольшую информационную справку к ней.

Обучающиеся с низким уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи не смогли справиться с заданием, определиться с выбором действий и применить свои знания в представлении достопримечательностей своей малой родины. Ребята выбрали фотографии, но не смогли их прокомментировать.

Результаты проведенных диагностических методик дают возможность составить сводную таблицу по уровню сформированности у младших школьников ценностного отношения к своей малой родине.

Для того чтобы выявить сводные результаты, нами была составлена общая шкала оценки. Так как все методики имеют максимальное количество баллов - 40б., то нами была разработана единая система оценки сводных результатов. Для каждого обучающегося по четырем методикам выводится средний балл, который позволяет судить об общем уровне сформированности ценностного отношения к своей малой родине:

- 0-14 б. - низкий уровень сформированности ценностного отношения к своей малой родине;

- 15-29 б. - средний уровень;

- 30-40 б. - высокий уровень.

По результатам констатирующего этапа исследования выявлен общий уровень сформированности ценностного представления о любви к своей малой родине у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах.

Сводные результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Результаты диагностики уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников на констатирующем этапе

Группы

Экспериментальная

группа

Контрольная группа

Уровни

Общее число

%

Общее число

%

Высокий

1

8

1

9

Средний

6

50

6

55

Низкий

5

42

4

36



Из общих сведений, представленных в таблице, видим, что 1 ребенок в экспериментальной и контрольной группе обладает высоким уровнем сформированности ценностного отношения к своей малой родине. Большинство обучающихся обладают средним уровнем - 6 человек в контрольной и экспериментальной группе. Низкий уровень выявлен у 5 человек экспериментальной группы (42%) и у 4 человек контрольной группы (36 %). Сводные результаты методик по двум группам (экспериментальной и контрольной) представлены в Приложении 8.

В каждом из 3 критериев сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников имеются значительные пробелы в знаниях о своей малой родине, ее истории и культуре. Диагностическое исследование показало, что у некоторых ребят еще не сформировано устойчивее эмоциональное отношение к малой родине. Многие из испытуемых не проявляют интереса к истории и традициям своего села и желания участвовать в жизни своей малой родины.

В связи с вышеизложенным, учителю необходимо построить комплексную внеклассную работу таким образом, чтобы ребята могли систематически получать больше информации об истории своей малой родины, о своей семье, родственниках, о земляках, о достопримечательностях и культурном наследии своей земли.

По итогам констатирующего эксперимента было установлено, что экспериментальная группа нуждается в проведении дополнительной целенаправленной работы по формированию ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности.


2.2. Характеристика формирующего эксперимента



Цель формирующего эксперимента - формирование ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности.

Занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению разработаны для проведения в экспериментальной группе и предполагают создание педагогических условий для формирования у младших школьников ценностного отношения к своей малой родине. Занятия проводились два раза в неделю.

Работа по формированию ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности осуществлялась в три этапа (подготовительный, основной, заключительный) и строилась с учетом возрастных особенностей детей. На занятиях использовался поисковый метод получения знаний, широко реализовался принцип деятельности, который предполагает получение детьми знаний не в готовом виде, а самостоятельное их добывание.

На подготовительном этапе было важно заинтересовать детей в предстоящей деятельности и создать мотив участия в ней. Для этого было проведено вводное занятие в форме викторины. Дети экспериментальной группы были разделены на 3 подгруппы (по 4 человека в каждой), причем подгруппы формировались таким образом, чтобы детям было комфортно сотрудничать друг с другом: учитывалось желание детей, дружеские контакты в группе, а также было предусмотрено, чтобы в одной подгруппе оказались дети с различным уровнем успешности в обучении. Это очень важное условие, так как одним из принципов современного педагогического процесса является создание на занятиях благоприятного психологического микроклимата и ликвидация стрессообразующих факторов.

Преднамеренно был введен элемент соревнования между группами, и это послужило внешним мотивом к деятельности, что обусловлено возрастными особенностями детей. Викторина содержала ряд вопросов и заданий, продуманных таким образом, что дети в большей степени затруднялись в ответе или решении. Такой прием создания проблемной ситуации спланирован для того, чтобы актуализировать имеющиеся знания детей о своей малой родине и выявить затруднения - те вопросы, на которые дети не знают ответ. Причем в ходе викторины некоторые вопросы так и остались не раскрытыми, что позволило совместно с детьми сформулировать цель дальнейшей работы.

Таким образом, момент интриги и обозначение ближайших совместных перспектив деятельности позволили вызвать и укрепить интерес к предстоящей работе по изучению младшими школьниками своего родного края.


Подготовительный этап так же включал в себя планирование работы над проектами. Каждая подгруппа выбрала тему для проекта: «Мое село: вчера и сегодня», «Традиции моего села», «Село Икково. А знаете ли Вы?...». Дальнейшая работа на внеурочных занятиях являлась основой для поиска материалов по проектам.

На протяжении всей формирующей работы на основном этапе поддерживался интерес младших школьников: во-первых, предлагались разнообразные формы работы: это поход, экскурсия в музей, в библиотеку, встреча с интересными людьми, заседания клуба семейного общения, проектная деятельность, социально-значимые акции, конкурсы чтецов и рисунков; во-вторых, содержание мероприятий было связано с личным жизненным опытом обучающихся: беседы о семейных ценностях и традициях, представление обыденной информации в новом свете; в-третьих, предоставлялась возможность для реализации творческого потенциала детей: организация конкурсов стихотворений и рисунков, оформление фотовыставок и фотоколлажей, работа над проектами, что так же способствовало созданию благоприятного психологического микро-климата.

В основном, знания добывались детьми самостоятельно в ходе реализации плана проектов, но и там, где дети должны были просто воспринимать ту или иную информацию о своем селе, создавались ситуации поискового и проблемного характера.

Кроме того, в ходе формирующего эксперимента ребята приобрели и уточнили знания об истории создания своего села во время экскурсии в краеведческий музей с. Икково «С чего все начиналось?».

На экскурсию ребята пришли с блокнотами и карандашами, так как полученная информация была очень важна для работы над проектами. После проведения экскурсии старшеклассники помогли ребятам выбрать необходимую для их проекта информацию, сделать фотографии.

Знания о растениях и животных, обитающих на территории родного края, также были представлены детям в интересной и необычной форме. Для этой цели был организован поход на природу «Родные просторы», в проведении которого были задействованы и родители. Поход осуществлялся ранней весной, когда снег уже начал таять, но многообразия растений и животных родного края все равно увидеть не удалось. Тем не менее, прогуливаясь по лесным тропинкам, ребята эмоциональнее воспринимали информацию о животном и растительном мире. Особое внимание в беседе было уделено животным и растениям, обитающим на территории и занесенным в Красную книгу. Так ребята узнали о пионе тонколистом, о росянке, лягушке травяной, уже водяном, лесном жаворонке. Во время экскурсии ребята так же побывали на том месте, где сейчас располагается ничем не занятая земля, а раньше были дома первых жителей с. Иккково.