Файл: Курсовая работа особенности воспитания детей в сельской местности Выполнил (а) студент (ка) курса группы.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания в сельской школе
1.1. Общее понятие воспитательной системы школы
1.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Описание констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика формирующего эксперимента
2.3. Анализ и обобщение результатов
включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения). Педагогическая система, таким образом, более узкое понятие, чем воспитательная система, но она - костяк воспитательной системы, ее остов [7].
Под системой же воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей воспитательной системе школы, в худшем - набор мероприятий, проводимых «для галочки», нередко под давлением извне. При многообразии заданий сверху и стремлении обеспечить их реализацию педагоги идут либо на сокращение набора мероприятий, либо на введение «особых приемов», якобы обеспечивающих решение самых сложных педагогических задач. «Комплексный подход», «погружение», «уплотненный опрос», «день самоуправления», «опорные сигналы» - все это лишь приемы, имеющие право на существование, но в контексте такого более широкого понятия, как «воспитательная система».
Качество образования на селе и в городе существенно отличается. Об этом говорили и в советскую эпоху, стараясь стереть разрыв между городом и деревней, и говорят сейчас, замыслив реструктуризацию сельской школы.
Очевидны и трудности, которые приходится преодолевать сельским выпускникам. Данные единого государственного экзамена показали их существенное отставание по сравнению с городскими учениками. Действительно, сельчанам гораздо труднее поступить в вуз. Если городские школьники имеют возможность уже в старшей школе посещать курсы, заниматься у вузовского репетитора - интенсивно готовиться к поступлению в институт, то у сельских ребят таких возможностей значительно меньше.
В сельских школах уже давно используется объединение нескольких классов начальной школы, реже - основной и старшей школы. Но на таких занятиях совместная учебная деятельность детей разного возраста практически отсутствует. Главная же задача действительно разновозрастного обучения в сельской школе - использовать громадный развивающий, воспитательный потенциал совместных действий учеников разного возраста. Во-первых, круг общения в классе, где учатся всего несколько человек-ровесников, сильно сужен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение детей разных возрастов на одном уроке меняет эмоциональный фон занятий. У ребят появляется возможность демонстрировать свои знания большему кругу людей, чем раньше (следовательно, повышается мотивация к учению вообще). Во-вторых, разновозрастное обучение способствует социальному развитию детей. Старшие помогают младшим в организации учебной деятельности, что оказывается особенно важным именно для тех учеников, которые по тем или иным причинам не могут реализовать себя в группе сверстников на обычном уроке [22].
Два других принципа организации работы в разновозрастном классе - принцип взаимообучения и педагогизации учебной деятельности детей. Ученикам, особенно старшим в группе, не только формально передаются на некоторое время учительские функции контроля, консультирования и даже объяснения нового материала. Главное, что каждый из них действительно побывает в свое время в роли учителя, в реальности столкнувшись со всем необходимым объемом работ, при помощи которых можно добыть знание и поделиться им. И не менее важно, что учитель, сознательно допускающий это, не отстраняется и наблюдает, а
оказывает своевременную педагогическую поддержку, становится консультантом консультантов. В связи с таким типом организации занятий увеличивается роль самооценки и взаимооценки работы учеников. Однако это возможно только в том случае, если учебная работа организована действительно грамотно, если учитель тщательно обдумывает содержание и формы совместной деятельности детей, раскрывает перед учениками значимость действий каждого, обеспечивает сменяемость ролевых позиций детей в течение занятия. И действительно уроки, организованные в сельской школе, таким образом, позволяют решить хотя бы отчасти перечисленные выше традиционные проблемы развития учеников сельских школ.
Первый эффект, и может быть самый главный, который может возникать в малых школах, - это эффект сообщества. В таких школах гораздо проще создать атмосферу семьи, сообщества близких друг другу людей. Этот эффект сообщества, быть может, самый главный и самый мощный. Поскольку основная задача школы (по крайней мере, в ее подростковой части) - научить ребят жить с людьми по-человечески, дать им основу для будущей взрослой жизни, а она закладывается, прежде всего, в кругу друзей, имеющих общие ценности.
Второй возможный эффект малых школ - особые отношения с родителями и окружающим миром (социумом). В малой школе больше возможности организовать содержательный диалог учителей и родителей и соучастие и тех и других в жизни школы. Малая школа оказывается как бы ближе к сообществу, которому принадлежат родители ее учеников, его частью, а в некоторых случаях и его системообразующим элементом [22].
Так, школа на селе оказывается часто фактором, удерживающим село от вымирания, часто - основным социокультурным центром села, а в некоторых местах и основным организатором хозяйственной жизни на селе. Сельское сообщество, естественно, заинтересовано в деятельности школы, которая, в свою очередь, втягивает родителей в круг школьной деятельности и школьных интересов.
В небольшой школе гораздо проще, чем в многочисленной, отказаться от традиционной отметочной системы (и вместе с ней от ее многочисленных негативных последствий). Просто в силу того, что ребят меньше, и соответственно нет особой нужды всех нивелировать и изобретать технологичную, одинаковую для всех систему.
В небольшой школе больше возможности словесной, содержательной оценки, поддержки, обратной связи каждому ребенку. В ней предоставляется учителям больше возможности быть терпеливыми по отношению к детям, их шалостям, реальным проблемам и сложностям взросления. В малой школе больше возможности подробнее общаться с родителями, а не ограничиваться записями в дневнике.
Кроме того, в маленьком классе, как это ни странно, еще резче начинают проявляться отличия детей. И если в большом классе такая разница отчасти нивелируется, скрадывается, в частности дифференцируя ребят на какие-то группы, то в маленьком классе она резко «выходит наружу».
И здесь у учителя возникает существенная проблема метода. Дело в том, что учителей в пединститутах учат работать фронтально с большими классами или индивидуально (один на один с учеником). Очень мало где будущих учителей оснащают средствами работы с малыми группами. И уж совсем неясно, как работать с классом, где и никаких групп-то не создашь. Стоять у доски и вещать материал в лекционном стиле, когда в классе сидят 5 учеников, - смешно. Дать каждому ученику учебник и, передвигаясь от одного к другому, беседовать индивидуально - тоже плохо. Немногие подростки выдержат несколько месяцев подряд такую «скучную» учебу [12].
В старшей школе небольшие классы ставят учителей еще перед одной проблемой. Дело в том, что уже в возрасте 14-16 лет ребятам точно важно иметь возможность пробовать себя в разных направлениях человеческой деятельности, отчасти специализироваться в какой-то интересующей ученика сфере. Снова возникает необходимость индивидуальных маршрутов. В большой школе отчасти эту проблему можно решить за счет создания профильных групп. А как быть маленькой школе, где просто из-за количества ребят никаких групп не создашь?
Сама ситуация жизни «заставляет» малые школы переходить к тем или иным способам организации разновозрастного, разноуровневого обучения; выходить за пределы школы в поисках новых ресурсов для организации практики ребят, обеспечения возможности индивидуальных образовательных маршрутов в старших классах; находить партнерские школы, основывающиеся в своей деятельности на схожих ценностях.
Как же нам расстаться со столь притягательным мифом о светлой сельской школе и доброй сельской учительнице, о счастливых румяных деревенских детишках, подобно Филипку, готовых преодолеть километры ради тяги к знаниям?
Увы, современным филипкам порой незачем бежать в школу, где их ничему не смогут научить. Психологи и социологи отмечают некую безысходность, царящую на селе. Молодежь гонит из деревни в город не только стремление поправить свое материальное положение, но главным образом надежда на новую жизнь, отличную от беспросветного прозябания их родителей [10].
Село, поселок, деревня могут оказаться для ребенка, живущего здесь, настоящим «сельским университетом», если, конечно, и сами местные взрослые рассматривают это пространство как нечто большее, чем место жительства. Причем, говоря о сельском университете, мы имеем в виду не только приобретение навыков хозяйствования на земле, безусловно, необходимых, но и воспитание у детей желания облагораживать, даже преобразовывать действительность, активно включаться в жизнь местного сообщества. Надо только суметь разглядеть имеющиеся возможности.
Муниципальная система образования отвечает за обучение детей в различных заведениях: детский сад, школа, учреждения профессионального и дополнительного образования. Все эти организации взаимодействуют между собой и с управлением образования. Система финансируется муниципалитетом и областным правительством.
Из-за воздействий постоянно изменяющихся внешних и внутренних условий функционирование этой системы претерпевает сложности. Поэтому одна из важнейших задач управления образования состоит в том, чтобы как можно оперативнее реагировать на эти изменения, предлагая варианты решения тех или иных проблем.
Система управления образованием в РФ выстраивается на всех уровнях: от муниципального к региональному и федеральному. Высшим уровнем является Министерство образования и науки Российской Федерации, и в его прерогативе – разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование всей образовательной сферы. Документы подписываются на уровне Президента и Правительства РФ.
Рособрнадзор, федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, отвечает за лицензирование учреждений образования, аттестацию педагогов и научных работников, выпускников, подтверждение документов об образовании. Также эта структура контролирует исполнение федерального и регионального законодательства в сфере образования.
В субъектах РФ образуются департаменты образования, которые подчинены региональным министерствам.
Под системой же воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей воспитательной системе школы, в худшем - набор мероприятий, проводимых «для галочки», нередко под давлением извне. При многообразии заданий сверху и стремлении обеспечить их реализацию педагоги идут либо на сокращение набора мероприятий, либо на введение «особых приемов», якобы обеспечивающих решение самых сложных педагогических задач. «Комплексный подход», «погружение», «уплотненный опрос», «день самоуправления», «опорные сигналы» - все это лишь приемы, имеющие право на существование, но в контексте такого более широкого понятия, как «воспитательная система».
1.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе
Качество образования на селе и в городе существенно отличается. Об этом говорили и в советскую эпоху, стараясь стереть разрыв между городом и деревней, и говорят сейчас, замыслив реструктуризацию сельской школы.
Очевидны и трудности, которые приходится преодолевать сельским выпускникам. Данные единого государственного экзамена показали их существенное отставание по сравнению с городскими учениками. Действительно, сельчанам гораздо труднее поступить в вуз. Если городские школьники имеют возможность уже в старшей школе посещать курсы, заниматься у вузовского репетитора - интенсивно готовиться к поступлению в институт, то у сельских ребят таких возможностей значительно меньше.
В сельских школах уже давно используется объединение нескольких классов начальной школы, реже - основной и старшей школы. Но на таких занятиях совместная учебная деятельность детей разного возраста практически отсутствует. Главная же задача действительно разновозрастного обучения в сельской школе - использовать громадный развивающий, воспитательный потенциал совместных действий учеников разного возраста. Во-первых, круг общения в классе, где учатся всего несколько человек-ровесников, сильно сужен, что создает особую психологическую напряженность для детей. Объединение детей разных возрастов на одном уроке меняет эмоциональный фон занятий. У ребят появляется возможность демонстрировать свои знания большему кругу людей, чем раньше (следовательно, повышается мотивация к учению вообще). Во-вторых, разновозрастное обучение способствует социальному развитию детей. Старшие помогают младшим в организации учебной деятельности, что оказывается особенно важным именно для тех учеников, которые по тем или иным причинам не могут реализовать себя в группе сверстников на обычном уроке [22].
Два других принципа организации работы в разновозрастном классе - принцип взаимообучения и педагогизации учебной деятельности детей. Ученикам, особенно старшим в группе, не только формально передаются на некоторое время учительские функции контроля, консультирования и даже объяснения нового материала. Главное, что каждый из них действительно побывает в свое время в роли учителя, в реальности столкнувшись со всем необходимым объемом работ, при помощи которых можно добыть знание и поделиться им. И не менее важно, что учитель, сознательно допускающий это, не отстраняется и наблюдает, а
оказывает своевременную педагогическую поддержку, становится консультантом консультантов. В связи с таким типом организации занятий увеличивается роль самооценки и взаимооценки работы учеников. Однако это возможно только в том случае, если учебная работа организована действительно грамотно, если учитель тщательно обдумывает содержание и формы совместной деятельности детей, раскрывает перед учениками значимость действий каждого, обеспечивает сменяемость ролевых позиций детей в течение занятия. И действительно уроки, организованные в сельской школе, таким образом, позволяют решить хотя бы отчасти перечисленные выше традиционные проблемы развития учеников сельских школ.
Первый эффект, и может быть самый главный, который может возникать в малых школах, - это эффект сообщества. В таких школах гораздо проще создать атмосферу семьи, сообщества близких друг другу людей. Этот эффект сообщества, быть может, самый главный и самый мощный. Поскольку основная задача школы (по крайней мере, в ее подростковой части) - научить ребят жить с людьми по-человечески, дать им основу для будущей взрослой жизни, а она закладывается, прежде всего, в кругу друзей, имеющих общие ценности.
Второй возможный эффект малых школ - особые отношения с родителями и окружающим миром (социумом). В малой школе больше возможности организовать содержательный диалог учителей и родителей и соучастие и тех и других в жизни школы. Малая школа оказывается как бы ближе к сообществу, которому принадлежат родители ее учеников, его частью, а в некоторых случаях и его системообразующим элементом [22].
Так, школа на селе оказывается часто фактором, удерживающим село от вымирания, часто - основным социокультурным центром села, а в некоторых местах и основным организатором хозяйственной жизни на селе. Сельское сообщество, естественно, заинтересовано в деятельности школы, которая, в свою очередь, втягивает родителей в круг школьной деятельности и школьных интересов.
В небольшой школе гораздо проще, чем в многочисленной, отказаться от традиционной отметочной системы (и вместе с ней от ее многочисленных негативных последствий). Просто в силу того, что ребят меньше, и соответственно нет особой нужды всех нивелировать и изобретать технологичную, одинаковую для всех систему.
В небольшой школе больше возможности словесной, содержательной оценки, поддержки, обратной связи каждому ребенку. В ней предоставляется учителям больше возможности быть терпеливыми по отношению к детям, их шалостям, реальным проблемам и сложностям взросления. В малой школе больше возможности подробнее общаться с родителями, а не ограничиваться записями в дневнике.
Кроме того, в маленьком классе, как это ни странно, еще резче начинают проявляться отличия детей. И если в большом классе такая разница отчасти нивелируется, скрадывается, в частности дифференцируя ребят на какие-то группы, то в маленьком классе она резко «выходит наружу».
И здесь у учителя возникает существенная проблема метода. Дело в том, что учителей в пединститутах учат работать фронтально с большими классами или индивидуально (один на один с учеником). Очень мало где будущих учителей оснащают средствами работы с малыми группами. И уж совсем неясно, как работать с классом, где и никаких групп-то не создашь. Стоять у доски и вещать материал в лекционном стиле, когда в классе сидят 5 учеников, - смешно. Дать каждому ученику учебник и, передвигаясь от одного к другому, беседовать индивидуально - тоже плохо. Немногие подростки выдержат несколько месяцев подряд такую «скучную» учебу [12].
В старшей школе небольшие классы ставят учителей еще перед одной проблемой. Дело в том, что уже в возрасте 14-16 лет ребятам точно важно иметь возможность пробовать себя в разных направлениях человеческой деятельности, отчасти специализироваться в какой-то интересующей ученика сфере. Снова возникает необходимость индивидуальных маршрутов. В большой школе отчасти эту проблему можно решить за счет создания профильных групп. А как быть маленькой школе, где просто из-за количества ребят никаких групп не создашь?
Сама ситуация жизни «заставляет» малые школы переходить к тем или иным способам организации разновозрастного, разноуровневого обучения; выходить за пределы школы в поисках новых ресурсов для организации практики ребят, обеспечения возможности индивидуальных образовательных маршрутов в старших классах; находить партнерские школы, основывающиеся в своей деятельности на схожих ценностях.
Как же нам расстаться со столь притягательным мифом о светлой сельской школе и доброй сельской учительнице, о счастливых румяных деревенских детишках, подобно Филипку, готовых преодолеть километры ради тяги к знаниям?
Увы, современным филипкам порой незачем бежать в школу, где их ничему не смогут научить. Психологи и социологи отмечают некую безысходность, царящую на селе. Молодежь гонит из деревни в город не только стремление поправить свое материальное положение, но главным образом надежда на новую жизнь, отличную от беспросветного прозябания их родителей [10].
Село, поселок, деревня могут оказаться для ребенка, живущего здесь, настоящим «сельским университетом», если, конечно, и сами местные взрослые рассматривают это пространство как нечто большее, чем место жительства. Причем, говоря о сельском университете, мы имеем в виду не только приобретение навыков хозяйствования на земле, безусловно, необходимых, но и воспитание у детей желания облагораживать, даже преобразовывать действительность, активно включаться в жизнь местного сообщества. Надо только суметь разглядеть имеющиеся возможности.
Муниципальная система образования отвечает за обучение детей в различных заведениях: детский сад, школа, учреждения профессионального и дополнительного образования. Все эти организации взаимодействуют между собой и с управлением образования. Система финансируется муниципалитетом и областным правительством.
Из-за воздействий постоянно изменяющихся внешних и внутренних условий функционирование этой системы претерпевает сложности. Поэтому одна из важнейших задач управления образования состоит в том, чтобы как можно оперативнее реагировать на эти изменения, предлагая варианты решения тех или иных проблем.
Система управления образованием в РФ выстраивается на всех уровнях: от муниципального к региональному и федеральному. Высшим уровнем является Министерство образования и науки Российской Федерации, и в его прерогативе – разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование всей образовательной сферы. Документы подписываются на уровне Президента и Правительства РФ.
Рособрнадзор, федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, отвечает за лицензирование учреждений образования, аттестацию педагогов и научных работников, выпускников, подтверждение документов об образовании. Также эта структура контролирует исполнение федерального и регионального законодательства в сфере образования.
В субъектах РФ образуются департаменты образования, которые подчинены региональным министерствам.