Файл: Курсовая работа особенности воспитания детей в сельской местности Выполнил (а) студент (ка) курса группы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 316

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из таблицы видно, что высокий уровень сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и в собственной речи выявлен у 33 % обучающихся в экспериментальной группе и у 9 % обучающихся - в контрольной группе, а низки уровень - у 17 % обучающихся в экспериментальной группе и у 45 % обучающихся в контрольной группе.

Результаты показывают, что в экспериментальной группе количество обучающихся с высоким и средним уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности на контрольном этапе значительно выше, чем на констатирующем: на 26% и 17% соответственно. В контрольной группе лишь на 9 % увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности и на 9 % уменьшилось количество обучающихся со средним уровнем. Количество обучающихся с низким уровнем сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности в контрольной группе осталось неизменным, а в экспериментальной группе - уменьшилось на 33%. Это говорит о положительной динамике изменения уровня сформированности умений применять знания о малой родине в практической деятельности в экспериментальной группе.

Данные контрольного этапа исследования позволяют составить сводную таблицу по итоговым результатам уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников в контрольной и экспериментальной группе (Приложение 13).

Сводные результаты диагностики уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников представлены в таблице 10.

Таблица 10 - Результаты диагностики уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников на контрольном этапе

Группы

Уровни

Экспериментальная

группа

Контрольная группа

Общее

число

%

Динамика,

%

Общее

число

%

Динамика,

%

Высокий

3

25

+17

1

9

0

Средний

7

59

+8

7

63

+9

Низкий

2

16

-26

3

27

-9



При повторном мониторинге мы видим, что результаты уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников в экспериментальной группе претерпели большую положительную динамику, чем в контрольной группе.

При повторном мониторинге количество обучающихся с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к малой родине в экспериментальной группе увеличилось на 17 %, а в контрольной группе - осталось без изменения - 9 %. Количество обучающихся со средним уровнем сформированности ценностного отношения к своей малой родине в обеих группах увеличилось почти на 9 %. Количество обучающихся с низким уровнем в экспериментальной группе уменьшилось на 26 %, а в контрольной группе уменьшилось всего на 9%. Таким образом, в экспериментальной группе более ярко прослеживается положительная динамика уровня сформированности ценностного отношения к своей малой родине.

Приведенные показатели свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе большее количество обучающихся начали проявлять интерес к истории малой родины, стремление к патриотической деятельности. Ребята стали с большей инициативностью и открытостью проявлять желание участвовать в жизни села, проявляют интерес в изучении истории своей малой родины. Отдельные обучающиеся с особой гордостью и воодушевлением рассказывают о работе над проектами, связанными с жизнью села, о своих односельчанах, о достопримечательностях своей малой родины. Результаты эксперимента свидетельствуют о положительной динамике формирования ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников во внеурочной деятельности, а также позволяют предположить о возможности продолжения работы по данному направлению.

В контрольной группе тоже выявлена положительная динамика. Однако она гораздо менее значительна в сравнении с динамикой экспериментальной группы. Анализ полученных данных подтверждает выдвинутую нами гипотезу на начальном этапе исследования.

Из проведенного контрольного среза видно, что уровень сформированности ценностного отношения к своей малой родине у младших школьников в экспериментальной группе повысился. Многие обучающиеся, имеющие на констатирующем этапе средний и низкий уровень сформированности исследуемого явления, повысили его до следующего уровня.

В ходе проведения контрольного исследования, младшие школьники экспериментальной группы демонстрировали глубину знаний, осознанности своих патриотических чувств. Это ярко выражалось в выборе ими таких ответов как:



- «Я горжусь своим родным селом», «Я с уважением отношусь к односельчанам», «Я стараюсь не причинять вреда другим», «Мне очень нравиться моя малая родина, в которой я живу, здесь живет и моя семья».

Таким образом, по результатам вторичной диагностики, показатели всех трех основных критериев претерпели изменения в положительную сторону, что свидетельствует о результативности проведенной работы.

ЗПР – это заболевание, когда ребенок отстает в психическом развитии, он остается незрелым в плане эмоций. Преодолеть эти нарушения можно, но для этого следует обеспечить пациенту специальное воспитание, обучение. Задержка психического развития характеризуется такими моментами: ребенок не успевает в школе, его эмоции отличаются нестойким характером, они примитивны, у него недостаточно развито мышление, память, речь, моторика. Что касается диагностики задержки психического развития, то здесь работает специальная комиссия из нескольких детских специалистов.

Развитие ребенка в эмоциональном, интеллектуальном плане может задерживаться в результате определенных факторов:

биологические. Они могут спровоцировать нарушения, которые не позволяют головному мозгу и его отделам нормально созреть, а это уже негативно влияет на деятельность, психическое развитие ребенка. К причинам, имеющим биологический характер, относят патологии беременности (гипоксия плода, токсикозы тяжелой формы), инфекции, которые появились внутри утробы, родовые травмы черепа, фетальный алкогольный синдром, желтуху младенца (ядерная), недоношенность. Они способны спровоцировать перинатальную энцефалопатию. Также существуют причины задержки, которые возникли после рождения и в раннем возрасте ребенка. Речь идет об энцефалопатии (эпилептическая), эпилепсии, травмах головы, частых соматических заболеваниях. В некоторых ситуациях ЗПР может переходить по наследству. Очень важно вовремя провести диагностику и коррекцию задержки психического развития;

социальные. Здесь также не стоит исключать возможности, что имеется органическая основа заболевания. Обычно таких детей слишком опекают либо же, наоборот, оставляют без присмотра. Еще причиной задержки психического развития может стать авторитарное воспитание, дефицит общения, депривация социального типа.

Когда речь идет о детях, у которых психическое развитие задерживается, то здесь формируется неоднородная группа. Психология предлагает разные классификации заболевания. Стоит рассмотреть этиопатогенетическую классификацию ЗПР:


конституционального генеза. Здесь болезнь развивается из-за того, что ЦНС созревает очень медленно. На данном этапе характерен инфантилизм (психофизический, психический). В первом случае у ребенка страдает физическое развитие, сфера воли и эмоций. Во втором (психический инфантилизм) поведение ребенка не соответствует его возрасту. Такие детки не могут хорошо запоминать, акцентировать свое внимание на чем-то одном, они непосредственные и лабильны в эмоциональном плане. Когда они находятся уже в школьном возрасте, то все равно у них больше проявляются игровые интересы;

соматогенного генеза. Такая задержка развития у детей возникает в результате соматических болезней, которые отмечались в раннем возрасте и были довольно длительными, тяжелыми. Они спровоцировали тот момент, что задержалось созревание центральной нервной системы, ее развитие. Можно часто встретить детей с задержкой психического развития, у которых раньше была пневмония, недостаточность почек, диспепсия в хронической форме, бронхиальная астма. В большинстве случаев детки лечатся в стационарных условиях долго, поэтому у них дополнительно отмечают сенсорную депривацию. Какая характеристика на ребенка с ЗПР такого вида? Ребенок заторможенный либо гиперактивный в случае переутомления, у него плохо сформировались навыки деятельности, внимание поверхностное, память отличается меньшим объемом, работоспособность ребенка довольно низкая, а также присутствует астенический синдром;

психогенного генеза. Здесь уже повлияли социальные условия, которые являются неблагоприятными. С ребенком могли жестко обращаться, слишком опекать либо, наоборот, оставляли без присмотра. Поскольку ему не хватало внимания, у него формируется неустойчивость в психическом плане. Кроме того, он отстает интеллектуально и становится слишком импульсивным. Если детей слишком опекать, то они вырастают безвольными, эгоцентричными, не имеют никакой целеустремленности и инициативы;

при изучении классификации ЗПР задержки психического развития следует упомянуть о церебрально-органическом генезе. Такой вид задержки можно чаще встретить. Она спровоцирована тем, что был органически поражен головной мозг. Нарушения могут проявляться в разных сферах мозаично либо затронуть определенные отделы. Такая болезнь характеризуется тем, что не сформировалась
надлежащим образом познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера. Ребенок не имеет хорошо развитого воображения, ему легко можно внушить что-либо, у него эмоции какие-то однотонные, они не отличаются яркостью и живостью.

Что касается интеллекта, то здесь нарушения имеют легкий характер, но относятся к разным процессам. Важно обращать внимание на все моменты и при необходимости использовать разные методики для диагностики ЗПР. Ребенок воспринимает все окружающее не совсем точно, в замедленном темпе и фрагментами. Есть анализаторы, которые нормально функционируют, а вот в целом ребенок не может сформировать целый образ мира. Пациенты с ЗПР лучше воспринимают мир зрительно, а вот слуховая система хуже улавливает информацию, поэтому они плохо понимают ситуацию. Поэтому учебный материал таким детям лучше преподносить и одновременно демонстрировать.

Внимание у них поверхностное, неустойчиво и держится недолго. Если есть какие-либо помехи со стороны, то они сразу же отвлекают ребенка, в результате чего он переключается. Характеристика на ребенка с ЗПР отмечается тем, что детям сложно сконцентрироваться на чем-то одном. Если он слишком напряжен или переутомился, тогда может наблюдаться дефицит внимания, гиперактивность. Материал такими пациентами запоминается мозаично, больше преобладает наглядно-образная память. Когда нужно воспроизвести информацию, то мыслительная активность низкая.

Поскольку восприятие осуществляется не совсем точно, то нарушается образное мышление. Что касается абстрактно-логического мышления, то здесь обязательно понадобится помощь взрослого. Кроме того, детям с диагнозом ЗПР сложнее анализировать, сравнивать, обобщать. Они не могут расставить события по порядку, подытожить материал, сделать свои выводы.

Детки, у которых психическое развитие задержалось, искажают многие звуки, не имеют определенного словарного запаса, им сложно контролировать свою речь, ее грамматическое оформление, тяжело построить предложение. У них нарушается слуховая дифференциация, речевая инактивность. Чаще всего вместе с главным заболеванием также нарушена письменная речь, наблюдается полиморфная дислалия, задержка в плане речи. Если вы заметили такие нарушения, важно вовремя провести диагностику детей с задержкой психического развития.

Что касается личностного развития, то здесь стоит сказать, что пациенты с таким