Файл: Курсовая работа особенности воспитания детей в сельской местности Выполнил (а) студент (ка) курса группы.doc
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 303
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания в сельской школе
1.1. Общее понятие воспитательной системы школы
1.2. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельской школе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Описание констатирующего эксперимента
2.2. Характеристика формирующего эксперимента
2.3. Анализ и обобщение результатов
Если говорить о муниципальном уровне управлением образования, то на местах исполнением федеральных, региональных и муниципальных законов и требований занимаются департаменты, управления и отделы образования.
Перед управлением муниципальным образованием стоят две главные группы задач, определяемые неизменными режимами функционирования и развития. Первая группа связана с обеспечением эффективного использования имеющихся в наличии внутренних возможностей системы. Ко второй относятся задачи обеспечения максимально высоких темпов развития муниципальной системы образования, наращивания её возможностей, повышения эффективности их использования.
Основные типы образовательных учреждений муниципальной системы образования
Существует несколько типов образовательных учреждений.
Малыши возрастом от года и старше посещают ясли-сад – самый ранний вариант дошкольного образования. Здесь предусмотрены специальный распорядок дня, развивающие занятия. Малыш приобретает элементарные навыки соответственно возрасту.
Детский сад комбинированного типа разрабатывает определённое направление деятельности, свою образовательную программу. Открывают несколько видов групп:
группы общего развития;
группы компенсирующего обучения;
оздоровительные группы.
Такие учреждения для воспитания детей 3-7 лет существуют в каждом районном центре России.
Муниципальная система дошкольного образования, кроме обычных садов и яслей, включает в себя и определённые типы спецзаведений компенсирующего, то есть коррекционного, характера. Они предназначены для детей с разнообразными патологиями, например, с ослабленными слухом и зрением, задержкой психического и/или интеллектуального развития, проблемной опорно-двигательной системой, нарушениями речи.
Если говорить о дошкольном учреждении общеразвивающего типа, то оно в приоритет ставит физическое, интеллектуальное, эстетическое и художественное направления.
Оздоровительные детсады делают акцент на различные профилактические, санитарно-гигиенические процедуры и оздоровительные мероприятия.
Новый тип детского сада – учреждение с этнокультурным компонентом. Здесь воспитанники учатся уважать культуру разных национальностей, в них формируют бережное и терпимое отношение к населяющим страну народам, семейным ценностям вообще. На занятиях воспитатели говорят о народных обрядах, верованиях, традициях. Особое внимание уделяется старшему поколению в жизни малышей, отношению к бабушкам и дедушкам, старшим родственникам, родителям.
В системе дошкольного воспитания существуют Центры развития ребёнка. Их программа весьма насыщенна и позволяет всегда найти занятие по интересам ребёнка, всесторонне развивать его личность. Игровые комплексы, физкультурные залы, оздоровительные группы, классы компьютерной грамотности и программирования, изостудии, театральные кружки и бассейны – как видите, широкий круг возможных увлечений налицо. Остаётся определиться, что выбрать.
В подобных центрах применяется комплексный подход к воспитанию и организации досуга. Интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие в приоритете.
Муниципальная система образования – это разные формы и типы учреждений:
начальная общеобразовательная школа;
основная школа (до 9 класса);
полная (средняя) школа (до 11 класса);
основная и полная школы могут быть учреждениями с углубленным изучением отдельных предметов;
сменная (вечерняя) школа;
кадетская школа;
центр образования;
гимназия;
школа при ИТУ (исправительно-трудовых учреждениях).
Для младшего школьного возраста разрабатываются и с успехом применяются специальные программы, имеющие целью формирование гармонично развитой личности в оптимальных условиях.
Именно в школах – основном типе образовательных учреждений РФ – укрепляется психическое и физическое здоровье детей.
Каждое ОУ выбирает для плодотворной работы свой тип образовательной программы, которая, в свою очередь, предполагает разделение по годам на три ступени обучения:
начальная школа – начальное общее образование, рассчитанное на 4 года;
основная школа – основное общее образование – на 5-6 лет;
старшая школа – полное (среднее) образование, на него отводится 2 года.
Дошкольная ступень и начальная школа – это возраст от 3 до 10 лет. В совместной деятельности задействованы воспитанники, педагогические работники и родители (законные представители).
Очень важно, что соблюдается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием. С помощью одинаковых направлений деятельности – физического, эстетического, художественного, интеллектуального – в детях от 3 до 10 лет формируются познавательные способности, коммуникативность, любознательность, выносливость.
Следующая ступень обучения – 5-9 классы, где ребёнок получает основное образование и свой первый аттестат в итоге (по результатам ОГЭ). Кроме общеобразовательных школ, на этой ступени возможен выбор: есть гимназии и лицеи. Обучение в них предполагает углубленное изучение одного или нескольких предметов. Нередко в этих заведениях по договорённости читают курсы и преподаватели вузов.
Цель любого государственного образовательного учреждения – сформировать полноценную личность, которая усвоила программу ФГОС хотя бы на минимальном уровне. Это доступное бесплатное образование для граждан 7-17 лет.
Коррекционные образовательные учреждения
Какое образование ждёт детей с отклонениями в развитии или ограниченными возможностями по слуху, зрению? С другими сложными проблемами? Существуют специальные образовательные учреждения, а также отдельные классы, группы коррекционного характера. Здесь и лечат, и воспитывают, и обучают, плюс обеспечивают социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Ребёнка в такую школу направляют с согласия родителей или лиц, их заменяющих, после ПМПК – психолого-медико-психологической консультации.
Профессиональные образовательные учреждения
По окончании основной школы можно учиться дальше в государственном или негосударственном учреждении, реализующем профессиональные образовательные программы соответствующего уровня. Здесь готовят работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов, согласно утвержденным перечням профессий и специальностей. Это следующие учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования:
Начальное профессиональное образование: профлицеи, ПТУ, училища иного типа. Они осуществляют подготовку квалифицированных специалистов по основным направлениям общественно полезной деятельности на базе 9 и реже – 11 классов.
Среднее профессиональное или средне-специальное образование: это ссузы – техникумы, колледжи, училища, готовящие специалистов среднего звена на базе 9, 11 классов, а также после начального профессионального образования. Эта ступень предназначена для граждан, желающих углубить и расширить образование.
Высшее профессиональное образование: институты, университеты, академии. Они готовят и занимаются переподготовкой специалистов высокого уровня на базе 11 классов или техникума (колледжа, училища). Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, имеют право получить высшее образование по ускоренным, сокращённым программам.
Послевузовское профессиональное образование: его получают при вузах, и относятся сюда аспирантура, докторантура, ординатура, адъюнктура. То есть гражданам предоставляется возможность ещё более повысить уровень образования, научную и педагогическую квалификацию после окончания высшего учебного заведения и получения диплома об образовании.
Учреждения дополнительного образования
Без них совершенно невозможно представить современную образовательную систему РФ. Что к ним относят? Это различные курсы, центры профориентации, школы искусств, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества, станции юных техников, юных натуралистов, курсы повышения квалификации.
Словом, все те учреждения, которые реализуют дополнительные образовательные программы и услуги для детей и подростков самой различной направленности и чья деятельность находится за рамками основных образовательных программ. Цель их работы – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, страны.
Существующая муниципальная система образования обязана обеспечивать потребности населения в образовательных услугах, то есть действовать в интересах граждан, реализуя одно из основных направлений комплексного развития территорий муниципального образования.
Принцип сопоставимости системы показателей с международными, федеральными, региональными исследованиями. Исполнение этого принципа обеспечивается едиными подходами к интерпретации результатов, а значит, и единством фонда оценочных средств (инструментария) для проведения муниципальных мониторингов.
Принцип оптимальности использования источников первичных данных, с помощью которых определяется показатель эффективности и качества образования. Здесь имеется в виду и возможность их многократного применения, и экономическая обоснованность.
Принцип открытости и прозрачности: информация о состоянии и качестве образования доступна для всех групп потребителей, как и данные о самой процедуре оценки. На основе открытости возможна и самооценка знаний для всех участников образовательного процесса. Зная требования, можно оценить как планирование учебной деятельности, так и процесс выполнения учебных задач, а также проанализировать результаты.
Принцип технологичности. Он отражён в самом подборе инструментов контроля, методик измерений, технологий сбора данных, их анализа и интерпретации. Оценка предполагает верное соблюдение определенной последовательности действий от учителя и учащегося и напрямую связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов
И, наконец, принцип диагностичности: нынешние достижения любого учащегося сопоставляются с показателями прошлого периода/периодов, а это, в свою очередь, позволяет планировать работу по обучению на будущее.
Рассмотрим, каковы основные функции МСОКО:
обеспечивать качественное образование и удовлетворять потребности в его получении со стороны всех субъектов образования;
проводить экспертизу, диагностику, оценку, прогнозировать основные тенденции развития образовательных организаций;
обеспечивать информационное сопровождение управленческих решений по проблемам повышения качества образования;
собирать информацию о системе образования, заниматься её обработкой, систематизацией, хранением. На основе получаемых данных вести непрерывный анализ состояния образования и перспектив его развития.
Основные направления МСОКО:
разработка единых инструментов диагностики и оценки качества образовательных результатов для мониторинга на муниципальном уровне и во время внутришкольного контроля;