Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 326

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конституция РФ закрепляет, что «интеллектуальная собственность охраняется законом», тем самым в общей норме осуществляет правовое регулирование отношений, связанных с использованием и защитой таких объектов гражданских прав.

Содержание исключительного права на товарный знак

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом.

2. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака.

3. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Сделки с объектами интеллектуальной собственности

купля продажа, мена, дарение и иные сделки.

18. Законодательная база государственно-конфессиональных отношений в российской федерации.

Правовой анализ понятия «светское государство».

В Конституции РФ провозглашено, что Россия является светским государством, исходя из норм действующего законодательства, можно определить следующие признаки «светского государства»: 1. Отделение религиозных объединений от государства. 2.Существование определенных форм взаимодействия между государством и религиозными объединениями для решения задач, представляющих социальную значимость. 3. Отсутствие государственной или общеобязательной религии. 4. Равенство религиозных объединений перед законом. 5. Свобода совести. 6. Равенство прав и свобод граждан независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования


В общем понимании совесть представляет собой категорию этики, обозначающую способность личности осуществлять нравственный самоконтроль. Совесть также можно определить как внутреннюю убежденность в том, что является добром и злом.

Понимание свободы совести исторически и содержательно неразрывно связано с осмыслением свободы вероисповедания.

Для права вера имеет значение в форме вероисповедания. Исповедание — открытое провозглашение своей веры, свидетельств о ней. право на свободу мысли, совести и религии подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности. В России каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой. В российском законодательстве понятия свободы совести и свободы вероисповедания отождествляются.

Государственная политика в отношении религиозных объединений: механизм формирования и реализации

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству;

обеспечивает светский характер образования.

Государство регулирует предоставление религиозным организациям:

* налоговых и иных льгот,

*оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям

4. Деятельность органов ГВ и ОМС не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав участников участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений
Религиозное объединение, согласно принципу отделения религиозных объединений от государства, должно:

Создавать и осуществлять собственную деятельность согласно своей институционной и иерархической структурой, назначать, выбирать и заменять свой персонал в соответствии с требованиями и условиями, в порядке, предусмотренным внутренними установлениями;

Не выполнять функций органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления;

Не участвовать в деятельности политических движений и партий, не оказывать им материальную или другую помощь;

Не участвовать в выборах в органы местного самоуправления и органы государства

Религиозная организация

1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.


местные и централизованные

Местная: состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет.

Централизованная: состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозные организации вправе входить в структуру централизованной религиозной организации, выходить из нее или могут быть исключены из структуры централизованной религиозной организации.

РО признается также организация, созданная централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющая цель и признаки.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

РО обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, Неоднократное непредставление РО в установленный срок обновленных сведений, является основанием для, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ

Типологии религиозных организаций (далее-РО) и их принципы: религиозное объединение, религиозная организация, религиозная группа.

  • Религиозные объединения – добровольное объединение граждан в целях совместного исповедания и распространения веры. Признаки: вероисповедание, совершение богослужений, обучение религии.

  • Религиозная группа – признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

Порядок регистрации религиозных организаций

РО подлежат государственной регистрации. Решение о государственной регистрации РО принимается федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, осуществляется уполномоченным регистрирующим органом.

Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.




19. Классификация прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ  — это основной Закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством, принята на референдуме России 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.

В главе 2 Конституции закреплен широкий круг личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина.

Личные права и свободы: право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на неприкосновенность жилища, право на свободу совести и на свободу вероисповедания.

Политические права: свобода мысли и слова, свобода массовой информации, право на информацию, право на объединение, право на участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, право участия в отправлении правосудия.

Экономические права: право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на труд и на вознаграждение за труд, право на отдых.

Социальные права: право на государственную защиту материнства, детства и семьи, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Культурные права: право на образование, свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года, хотя и закрепляет основные права и свободы личности, не является обязательным к исполнению международно-правовым документом.

Общие и специальные права и свободы

Условно подразделяют конституционные гарантии на две группы: общие гарантии и специальные (гарантии правосудия).

Общие гарантии представляют собой совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными; совокупность разнообразных факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод. Нередко употребляется выражение «материальные гарантии прав».

Специальные (юридические) гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. Закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации.

Поколения прав человека

Концепция «поколений» прав человека возникла в 70-е годы XX века. Права человека, по времени их признания, делятся на три поколения:

Первое поколение — личные и политические права, провозглашенные Великой Французской революцией, а также американской борьбой за независимость;

Личные права и свободы называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми.

Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как члена общества, его юридическую защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

Политические права и свободы дают человеку возможность участвовать в общественно-политической жизни и управлении государством.

 Второе поколение — социально-экономические и культурные права, которые появились в результате борьбы народа за улучшение своего положения;

Социально-экономические и культурные права касаются социально-экономических условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. 

Третье поколение — права коллективные: право на мир, право на разоружение, право на здоровую окружающую среду, право на развитие и другие.

Появление третьего поколения прав человека предопределено обострением во второй половине XX в. глобальных проблем, среди которых на одно из первых мест выходит экологическая, а также вступлением наиболее развитых стран, в эпоху информатизации. Отсюда — такие права, как право на безопасную окружающую среду, право доступа к информации.

Среди многочисленных подходов к определению четвертого поколения прав человека можно выделить группу соматических прав. Соматические права (от греч. soma – тело) представляют собой группу прав личности, связанную с его физическим существованием и распоряжением своим телом. Право на тело и его юридическая регламентация как центральная проблема исследования охватывает целый комплекс соматических прав, которые основываются на мировоззренческой уверенности в «праве» человека распоряжаться своим телом и его органами, т.е. создавать или ликвидировать их, «реставрировать» или «модернизировать» и даже, производить «фундаментальную» реконструкцию, изменять фундаментальные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами.

Различие права и свободы.

Права – это неотъемлемая, установленная законом возможность осуществлять активное либо пассивное действие, направленное на реализацию интересов (жить, работать, пользоваться услугами здравоохранения, учиться). Большая часть прав принадлежит человеку уже в силу его рождения, а некоторые (избирательное) приобретаются в силу наличия гражданства и при достижении определённого возраста.

Свободы – это закреплённая законодательным актом возможность человека совершить какое-либо активное действие (исповедание религии, объединение в ассоциации, критика власти). Предусматривается конкретный механизм реализации свободы, а также ответственность за её незаконное ограничение. При этом права и свободы могут быть ограничены, но лишь по решению суда или при наличии экстренных обстоятельств.
Различия: Во-первых, право предполагает наличие возможностей и механизма по их реализации, а свобода – только отсутствие ограничений. Во-вторых, свобода даёт личности автономию. Это касается вопросов выбора религии либо отказа от неё, передвижения, выбора места жительства. Право изначально лежит в определённых рамках, что обусловлено его природой.

Различие прав человека и прав гражданина.

Главное отличие прав человека от прав гражданина в том, что первый признается во всем мире, а второй зависит от государства, в котором постоянно живет. Государства признают права человека основными ценностями, но дополняют правилами в зависимости от традиций собственного народа. Лишиться или отказаться от гражданских прав можно, а от человеческих – нельзя. Гражданскими правами могут пользоваться также и люди, не имеющие никакого гражданства, это должно быть описано в законах страны, на территории которой находится такой человек. Других различий между этими понятиями нет, они настолько похожи, что часто заменяют друг друга.

Модели прав человека с позиций цивилизационного подхода

Цивилизационный подход (региональный)

Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество, цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем.

Евроатлантическаямодель прав человека

Исламская модель прав человека.

Конфуцианская модель.

Индо - буддийская модель прав человека.

Африканская модель

Приоритет личности перед обществом и государством.

Подход к правам человека в мусульманском праве в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица.

Нравственно-воспитательные ценности

Все связано с духовным смыслом.

-Основана на обычном праве

Акцент делается на личных и политических правах и свобода

Акцент делается не на правах человека, а на его обязанностях перед Аллахом и общиной «правоверных» 

Социальное устройство для Конфуция видится по принципу семьи. Государь — ставленник, «сын» Неба. Для своих подданных он является отцом и матерью. Они обязаны выполнять его волю, так как через него говорит само Небо

Стремление к совершенствованию общественного строя.

Духовное благо приоритетно.

Идея дхармы (этическое требование долга).


Правовой статус лица зависит от его принадлежности к определенному племени

Страны Европы, Америки, Россия.

Религиозная модель (шариат)

Коллективизм (Конституция КНР – государство выступает за общественную мораль, проводит воспитание в духе патриотизма, коллективизма..)

Первостепенность духовного

Человек — лишь часть, «кле­точка» племени, он не имеет, по существу, отдельных от племени прав



20. Понятие, цель и субъекты представительства в суде.

Граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Виды судебного представительства в гражданском процессе:

Договорное представительство, в том числе профессиональное, – обеспечивается юристами, адвокатами или другими лицами, которых участники гражданского процесса выбрали сами. Законное представительство – обеспечивается законными представителями гражданина. Представительство по назначению суда – обеспечивается адвокатом, которого назначает суд, ведущий гражданское дело, при наличии для этого оснований.

Права и обязанности адвоката

Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность

6) фиксировать информацию, содержащуюся в материалах дела

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

4. Адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

3) занимать по делу позицию вопреки воле доверителя

4) делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5) разглашать сведения, сообщенные ему доверителем

6) отказаться от принятой на себя защиты.

5. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

Представительство в уголовном процессе

Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица. В качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть также допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца

2. Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители.

Представительство в административном судопроизводстве

Если Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

Статус представителя в исполнительном производстве

Гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей. Участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц.

Понятие и цель исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статья 5. Органы принудительного исполнения 

1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений ФССП.

3. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы.

21. Проектирование в социально-гуманитарных науках

Специфика социального и гуманитарного знания.

Законы общества, в отличие от законов природы, создаются людьми в процессе их жизнедеятельности.

В социально - гуманитарном познании больше, чем естественнонаучном, отмечаются ценностные установки ученого, его социальный статус, конфессиональные и нравственные предпочтения.

Социально - гуманитарное познание носит ценностно - оценочный характер: объект не только познается, но и оценивается субъектом.

Для социальных наук значимым является индивидуализирующий метод, связанный с рассмотрением единичных вещей (явлений), генерализирующий метод обобщения, имеющий важное значение в естествознании, становится второстепенным.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


Социальная обусловленность относится к социальному процессу обучения людей в обществе действовать или реагировать таким образом, чтобы эти действия были одобрены обществом в целом и окружением в частности. Эта концепция сильнее, чем социализация, которая относится к процессу наследования норм, обычаев и идеологий. Влияние социальной обусловленности огромно, и оно, как правило, относятся к категории социальных структур, включая образование, работу, развлечения, массовую культуру, религию, духовность и семейную жизнь.
Социальная обусловленность представляет собой тему дискуссии о роли воспитания и природных факторов в формировании характера и способностей человека. Общество в целом и отдельные его группы устанавливают нормы, которые определяют поведение людей в социальной среде. Хотя общество и формирует индивида, однако, это сам индивид создаёт его, а затем общество снова формирует и оказывает воздействие на нас. Эмиль Дюркгейм сыграл важную роль в формировании теории социальных фактов, объясняя и рассказывая как однажды возникшая идея, а в данном случае Дюркгейм говорил об обществе, превратилась в нечто в основном контролирующее и управляющее нами.

Преднамеренные и непреднамеренные последствия человеческих действий

Социологи отмечают важное различие между целями действий — когда мы преднамеренно что-то делаем — и непреднамеренными последствиями, к которым действия приводят. Следуя этим путем, можно многое узнать о развитии обществ. 

Иногда действия, предпринимаемые с определенной целью, вызывают последствия, фактически препятствующие достижению этой цели. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить в виде “смеси” преднамеренных и непреднамеренных последствий человеческих действий.

Особенности проектирования в социально-гуманитарных науках.

В самом общем виде проектирование сегодня понимается как целенаправленный, специально организованный процесс преобразования какого-либо объекта, приводящий к качественному изменению ситуации. Гуманитарный проект в образовании всегда уникален, не транслируем без искажений, не тиражируем в массовой практике, т.к. имеет дело с уникальной комбинацией уникальных личностных позиций учителя и его учеников.