Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кроме ценностной направленности, важнейшее значение имеет деятельностная составляющая, т.к. «проектирование есть форма управления развитием деятельности». Для развития деятельности, проектирования, необходимо иметь личностную позицию. Но возникает она и развивается в ходе преодоления проблемной ситуации в рамках проектной деятельности.

Социальное проектирование ориентировано на ситуации развития, представляя собой уникальную деятельность и уникальные решения (Розин В.М.).

Социальные технологии имеют дело с людьми. Ориентированы на благо человека и общества. Предполагают постоянные социальные условия и соответствие сложившемуся социальному порядку (это необходимое условие их воспроизводства). Социальное проектирование относится к нетрадиционному виду проектирования, имеет дело с уникальными задачами и проблемами и уникальными решениями. Невозможно воспроизводство этой деятельности. Но также как в случае социальной технологии социальное проектирование связано с людьми и ориентировано на благо.

Методология исследования: постановка проблем, ситуационный и сравнительный анализы, построение новых понятий, систематизация, обобщение.

Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:

  • появляется пробел в теории, требующий заполнения;

  • традиционные знания не в состоянии объяснить новые факты;

  • старые методики не могут разрешить возникшее противоречие.

Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.

Социальная инженерия и социальные технологии

Задачи социальной инженерии часто представляются как создание и использование набора средств воздействия на поведение и установки людей с целью разрешения социальных проблему адаптации социальных институтов и систем к изменяющимся условиям.


Социальная инженерия считается областью междисциплинарного знания. В нее включают совокупность подходов прикладных уровней ряда социальных наук (социологии, экономики, социальной психологии, эргономики), ориентированных на решение практических проблем производства.

Необходимость постепенности преобразований является принципиальной посылкой его подхода. Социальные технологии — это любые формы (методы) применения теоретических выводов в практических целях. Социальные технологии рассматривались в качестве элемента и механизма социально-нреобразующей деятельности — социальной инженерии.

Предмет социальной инженерии состоит в научной организации управления социальными системами искусственного типа, т.е. в приведении их в соответствие с действием объективных социальных законов, выраженных и обоснованных в научных представлениях и концепциях.

В вопросе структурного построения предметной области самой социальной инженерии практически нет разногласий среди специалистов. Общепринятой является ее дифференциация по трем уровням:

  • • институциональному (изучение, проектирование и обслуживание управления социальными институтами);

  • • организационному (научное управление организациями);

  • • личностному (научная регуляция поведения личности).

Однако далее начинаются разночтения. Основная специфика

социальной инженерии заключается в нормативном характере получаемого «продукта», в отличие от прикладных исследований и форм управленческого воздействия. Она направлена на поддержание социальной системы в заданном качественном состоянии или на переход системы в новое состояние, в соответствии с заданными параметрами.


22. Методы исторического исследования: общая характеристика и классификация
Историческое исследование - это особый тип научного поиска, во многом отличающийся от естественных наук. Дело в том, что история, в отличие от других наук, лишена возможности непосредственно наблюдать за предметом своего изучения. Историческая наука изучает то, чего уже нет. Как известно, объектом ее исследования является прошлое, которое уже ушло и не может быть объектом прямого наблюдения. Это обстоятельство, без всяких сомнений, затрудняет процесс познания. Правда, прошлое не исчезает бесследно. Следы, которые оно оставляет после себя, называются историческими источниками. Они содержат разнообразные свидетельства о прошлом и сами являются многообразными.



Эмпирические методы исторического (методы сбора исторической информации).

Первым этапом научно – исторического исследования является эмпирический этап – этап накопления знаний об объекте исследования.

а) необходимо провести историографический анализ накопленного исторической наукой опыта исследования данной темы. Это необходимо для уточнения объекта и предмета работы, ее географических и хронологических рамок. Оценка уровня изученности темы влияет на формулировку задач и гипотез.

В работе по сбору исторической информации достаточно широко используется методологический и методический инструментарий других общественных наук, в первую очередь социологии.

I. Количественные методы сбора информации - предполагают получение четко структурированной информации о большом количестве объектов исследования. Количественные исследования - это основной инструмент получения необходимой информации для принятия решений в случае, когда необходимые гипотезы уже сформированы. Как исследования предполагают использование выборочного метода, то есть, обследованию подвергаются не все объекты, входящие в целевую группу, а лишь их часть (которая и составляет выборку исследования).

а) Особое распространение в структуре исторического исследования получили методы опроса. Социологический опрос — это метод получения информации, при котором происходит непосредственная или опосредованная связь между исследователем и респондентом с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Среди недостатков методов опроса можно указать следующее:

- Субъективность получаемой информации: респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых факторов или явлений, своей роли в них; - Искажение информации, которое может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментарии исследования, определении выборочной совокупности («выборки»), интерпретации данных;

Методы опроса в исторических исследованиях применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса),
анкетирования (письменного опроса). Кратко охарактеризуем каждый из указанных методов.

б) Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных исторических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений. Различают следующие варианты анкетирования: личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента), или опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное время); индивидуальное или групповое; сплошное или выборочное.

в) Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.

В качестве основного недостатка этого метода следует выделить большую трудоемкость работы при незначительном количестве опрашиваемых респондентов.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод - способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод - способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Научный метод – это целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это система подходов и способов, направленная на приобретение научных знаний, отвечающая предмету и задачам данной науки.

Принято выделять три уровня методов науки: всеобщий, общий и частный.


А) К всеобщим относятся философские методы, среди которых наиболее древние – методы метафизики и диалектики.

Б) Общенаучные методы применяются на всех стадиях познавательного процесса, как на эмпирическом, так и на теоретическом. положениями специальных наук. К общенаучным методам относятся: анализ и синтез, аналогия, моделирование, абстрагирование и идеализация, обобщение, индукция и дедукция, инверсия, и др.

1. Анализ (греч. Разложение, расчленение) - прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их самостоятельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки.

2. Синтез (греч. соединение, составление) – мысленное объединение частей объекта в единое целое, метод исследования какого – либо явления в его единстве и взаимной связи частей. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.

3. Аналогия (Греч. - соответствие, сходство) - это "правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках", знание, полученное при рассмотрении какого – либо объекта, переносится на другой, менее доступный.

4. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы. Моделирование - это "метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту".

5. Абстрагирование (лат. отвлечение). Каждый изучаемый объект характеризуется множеством свойств и связан множеством нитей с другими объектами.

Абстрагирование — мысленное выделение какого-либо предмета, в отвлечении от тех или иных сторон или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. Об этом свидетельствует и происхождение самого слова «абстрактный» — от лат. abstractio — удаление, отвлечение.

23. Семья как субъект социализации в современном обществе.