Файл: Социальная структура современного общества. Социальные институты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 328
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Брак – особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.
Брак и семья – категории исторические. В истории человечества сменилось немало форм организации половых отношений, определяемых уровнем социально-экономического развития общества. Три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной. Первоначальной формой брака являлась эндогамия (от греч. «эндо» – внутри и «гамос» – брак), предполагавшая свободные связи внутри рода, регулируемые биологическими факторами, что привело к конфликтам внутри рода и возникновению социальных «табу». Вследствие этого возникла такая форма как экзогамия (от греч. «экзо» – вне и «гамос» – брак), запрещающая браки внутри «своих» родов и определяющая необходимость вступать в него с членами других общностей. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена. Затем сформировался полигамный брак: многоженство (полигиния) и многомужество (полиандрия). В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью). Развитие общества, рост производительных сил определили переход к парному браку, моногамии (единобрачние: один муж — одна жена).
Типология семьи:
По численности: расширенная( несколько поколений), нуклеарная (2 поколения), неполная (1 родитель, нет детей)
По кол-ву детей : малодетная 1-2, среднедетная 3-4, многодетная 5 и более.
По участникам брака: моногамная, полигамная, полиандрия.
Жизненный цикл семьи:
периодизация Э.К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:
-
зарождение семьи до рождения ребенка; -
рождение и воспитание детей; -
окончание выполнения семьей воспитательных функций; -
дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи; -
супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Российский социолог А.И. Антонов (1998) выделяет четыре стадии жизненного цикла семьи:
-
1) стадия предродительства; -
2) стадия репродуктивного родительства; -
3) стадия социализированного родительства; -
4) стадия прародительства.
Под формой брака понимается установленный законом способ его заключения. Законной формой брака в России является заключение брака путем его государственной регистрации в органах загса. Фактический брак, т.е. совместная жизнь мужчины и женщины без регистрации. Церковный брак – это брак, заключенный по религиозным обрядам.
Социальные функции семьи и ее ролевая структура
1.Хозяйственно-экономическая функция
2. Репродуктивная
Регенеративная функция
Образовательно-воспитательная функция
Рекреативная функция
Психотерапевтическая функция
Фелицитологическая
Семейные роли – устойчивые функции семейной системы, закрепленные за каждым из ее членов.
Роли, характеризующие взаимодействие членов семьи на индивидуальном уровне:
1.роли-обязанности
2.роли взаимодействия
Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на микросистемном уровне:
супружеские роли: муж, жена;
роли, относящиеся к детско-родительской подсистеме: мать, отец, сын, дочь;
роли, относящиеся к сиблинговой подсистеме: брат, сестра.
Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на макросистемном уровне:
роли, обусловленные кровным родством: бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.;
роли, возникновение которых обусловлено супружескими связями: свекор, теща, невестка, зять и др.
Семья как социальный институт и малая социальная группа (макро- и микроуровень общественных отношений)
Семья как социальный институт отражает обычаи, законы и правила поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Семья как социальный институт имеет: — основные функции — регулирование рождаемости, социализация и защита детей; — группы и организации—все родственники, группы, объединенные родственными связями; — ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, потребность в родительстве, в любви, общении, в возможности чувствовать относительную стабильность и защищенность; — роли — жена, муж, мать, отец, сын, ребенок, бабушка, дедушка и т.д.; — нормы — супружеская верность, обязанность воспитания детей; материальное обеспечение семьи; взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т.д
Семья как малая социальная группа – определение
Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.
Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.
Макро- и микро- социология семьи подразделяется прежде всего по уровню объекта изучения. Макросоциология семьи изучает социальный институт семьи со стороны эффективности выполнения им функций по отношению к обществу.
На макроуровне семья изучается, как социальный институт, а на микро - как малая социальная группа.
Типы семей:
Родительская, где человек рождается и получает необходимую заботу и воспитание. Репродуктивная. Семья, которую человек создает вместе с супругом.
Кризис современной семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня:
Ø резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей, повышение обеспеченности «богатых» семей. Естественно, это порождает неприязненное отношение детей друг к другу, возникновение ссор, зависти и пр.;
Ø появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
Ø резкое увеличение безнадзорных детей; Некоторая часть детей (около 5-6 %) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуждено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных, количество которых в стране постоянно увеличивается;
Ø рост детской преступности, при этом каждый третий подросток, нарушивший закон, имеет родителей-алкоголиков, которые не занимаются детьми, не контролируют их поведение;
Ø приобщение детей к алкоголю, наркотикам, проституции и другим формам половой распущенности;
Ø рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему: причиной являются многочисленные психогенные ситуации в семье, в обществе сверстников;
Ø резкое падение авторитета родителей, рост конфликтности с ними.
Теория социального капитала (П. Бурдье, Ф.Фукуяма, Дж. Коулмен).
Специфика социального капитала, согласно П. Бурдье, определяется отношениями «взаимного обмена ожиданиями, которые поддерживаются существующими в конкретном обществе рынками и культурами и по сравнению с экономическим обменом, социальный обмен характеризуется меньшей прозрачностью и большей неопределенностью».
По мнению Коулмена, социальный капитал - это потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целенаправленно формируемый в межличностном отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы. Как и другие формы капитала, социальный капитал продуктивен, но в отличие от них он имеет место в структуре отношений между людьми и среди людей. Социальный капитал определяется Дж. Коулманом как ресурсы социальных отношений и сетей связей, облегчающих действия индивидуумов за счет формирования доверия, определения обязанностей и ожиданий, формулирования норм, создания ассоциаций.
Главная идея работы Ф. Фукуямы заключается в том, что преобладание доверия в обществе порождает социальный капитал, который отличается от других форм человеческого капитала тем, что создается и передается посредством таких культурных механизмов, как религия, традиция или историческая привычка
Современная российская семья: состояние и тенденции развития:
-
рост разводов; 2. увеличение числа незарегистрированных браков и других форм сожительства (пробный брак, гостевой брак и т.д.); 3. разрыв межпоколенческих связей по линии родства, эмансипация детей от родителей; 4. возрастание роли личностной свободы супругов, ориентация на личностные достижения. -
В качестве негативных тенденций современной семьи социологами отмечается падение престижа родителей по сравнению с ролью сверстников. В настоящее время в большом числе семей существует разрыв поколений, исчезает преемственность, передача опыта, так как из-за социальных изменений (
Вопрос 24 Подростки и молодежь в современном обществе
Молодежь – это будущие политики, ученые, известные личности, писатели, которые существенно повлияют на течение всех сфер будущего общества. Важно передать правильное воспитание, нормы, ценности, навыки, необходимые знания учащейся части этой социальной группы. В период молодости человек определяется с будущей профессией, вырабатывает свое мировоззрение, определяется со своим местом в жизни, формирует на основе недолгого пока опыта жизненные ценности. В это же время встречает спутника жизни и заводит семью. Ему приходится становиться более ответственным в экономическом и социальном плане.
Молодежь как социальная группа
Школьный учебник обществознания дает следующее понятие термина «молодежь» — это группа общества, которая имеет возрастные границы от 15 до 24 лет. Отличительные особенности молодежи - присущие только им психологические и социологические качества.
Главные признаки молодежи как социальной группы:
-
динамичность, имеет самую высокую мобильность в отличие от других социальных групп; -
быстрая смена социального статуса и ролей (сначала студент, затем работник, муж или жена, отец или мать); -
душевная противоречивость и неустойчивое психическое состояние; -
стараются быть «не как все», объединяются в субкультурные группы по интересам.
Достаточно типичным поведением для молодежной группы общества является то, что они подразделяют себя в определенные категории неформальных групп и движений. Каждая группа отличается от другой интересами, атрибутикой, ценностями. Все виды субкультуры похожи тем, что создаются неожиданно — начинается от простого общения и обсуждения увлечений и взглядов на окружающие события. Они не подчиняются никаким организациям и правоохранительным структурам. Помогают молодежи самоутвердиться и защититься от принятого в обществе «правильного» мнения.
Основные проблемы молодежи в России
Российская молодежь согласно данным института молодежи РФ находится в выжидательном положении, хоть и демонстрирует себя как стремящаяся к миру и толерантности в стране.